Василия Сурикова по праву называют одним из самых известных русских живописцев. Его кисти принадлежат знаменитые полотна, приоткрывающие завесу тайн прошлого России, позволяющие взглянуть на выдающихся личностей и великих деятелей нашей страны. Сурикова нередко называют «воинствующим реалистом», поскольку в его картинах именно правда, натуралистичность стоят на первом месте.
Ещё при жизни Василий Иванович приобрёл славу художника-«композитора», а именно – живописца, который умеет «по нотам» разложить выбранный сюжет, виртуозно изображает сцену из прошлого и позволяет нам прочувствовать каждый оттенок этого красочного «звучания». Нередко вдохновение приходило к Сурикову в самые неожиданные моменты – так произошло перед написанием знаменитой картины «Утро стрелецкой казни». Когда же Василий Иванович раскрыл в себе талант? Как происходило его творческое становление? Почему он едва не перестал писать? И какие интересные истории способны открыть тайну жизни художника, обогатившего русскую живопись?
Юный художник
Василий Суриков появился на свет в январе 1848 года в Красноярске. Его предки были донскими казаками. В Сибирь они пришли вместе с Ермаком. Столь интересным происхождением Суриков очень гордился. Спустя многие годы он, рассказывая о себе, отмечал:
«Со всех сторон я природный казак… Мое казачество более чем 200-летнее».
Впрочем, отец Сурикова, Иван Васильевич, был далёк от казачьих дел. Он служил коллежским регистратором, а спустя некоторое время перевёлся на службу в акцизное управление. Мать будущего художника, Параскева Фёдоровна, была уроженкой Красноярска. Большую часть времени женщина посвящала заботе о семье и домашним делам. Так что творческим семейством Суриковы совсем не были.
Несмотря на это, юный Васенька с ранних лет стал проявлять интерес к рисованию. Спустя много лет Суриков вспоминал, как в детстве любил разрисовывать стулья, за что нередко получал нагоняй. А потом он и вовсе решил создать свою «картину». Шестилетний Вася скопировал изображение Петра Первого с гравюры и раскрасил его. Красок у начинающего художника не было, а потому использовал синьку и брусничный сок. Вышло, конечно, всё забавно и ярко, что очень понравилось мальчику.

Страсть – рисование
Первым учителем Василия стал Николай Гребнёв. Именно этот человек помог своему подопечному не только укрепить веру в себя, но и раскрыл необыкновенные способности юного художника. Благодаря Гребнёву Суриков узнал об основах рисования. Уже тогда он мечтал, что когда-нибудь станет известным живописцем, а его картины увидит вся Россия. Среди ранних работ того периода сохранилась «Плоты на Енисее», написанная в 1862 году. Сегодня она хранится в красноярском музее-усадьбе В.И. Сурикова.
Завершив учёбу в местном училище, Суриков понял, что не сможет реализовать своего заветного желания. К той поре умер от туберкулёза его отец, семья едва сводила концы с концами, а потому талантливому художнику пришлось устроиться на работу писцом в губернское управление – так можно было заработать хотя бы немного средств на жизнь.
Правда, и на работе, едва выпадала свободная минутка, Василий Иванович начинал рисовать. Однажды его эскизы увидел губернатор Замятнин, который заявил, что у парня действительно большой талант. Губернатор знал, насколько тяжёлое материальное положение у семьи Суриковых, а потому принялся искать мецената, которого вскоре и нашёл. Благодаря помощи П.И.Кузнецова у Василия появились средства, необходимые для обучения в Академии художеств в Петербурге.

Поразительная столица
В 1868 году Василий Иванович отправился в Петербург. Столица поразила молодого человека, прибывшего из провинции. Суриков был впечатлён видом величественных зданий, побывал во многих исторических местах. Всё здесь дышало историей, великим прошлым России. Казалось, это был сказочный город. Но Петербург не сразу показал свою благосклонность живописцу.
Поступить в Академию с первого раза Суриков не смог – технически он был плохо подготовлен. Но сдаваться Василий не собирался. Он поступил в школу рисования и спустя несколько месяцев, обучившись там, решил снова попытать счастья. На сей раз он был принят в Академию художеств вольным слушателем.
Свой восторг от вида столицы Василий Иванович решил передать на первой самостоятельной работе – «Вид памятника Петру Первому на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Он создал два варианта этой картины, прорабатывая игру света и тени и несколько меняя оттенки. Надо признать, что особенно трепетно Суриков относился к композиции. Коллеги даже называли его «композитором» за стремление вникать в мельчайшие детали и продумывать все тонкости и композиционные моменты.

Местонахождение: Государственный художественный музей имени В.И.Сурикова, Красноярск, Россия
Картина-подарок
Уже в последние годы обучения в Академии живописец немало путешествовал по стране и, находя новые пейзажи, образы, постоянно делал эскизы и зарисовки с натуры. Некоторое время он жил на приисках Петра Кузнецова, продолжая и там находить источники вдохновения.
Василий Иванович принадлежал к тем людям, которые никогда не забывают сделанного им добра. Так, тот же Кузнецов получил от него в качестве подарка картину «Милосердный самаритянин». Кстати, за эту работу художник получил малую золотую медаль. В 1875 году Василий Иванович окончил Академию художеств, получив звание классного художника первой степени. Перед ним открывался большой путь, который предстояло пройти.

Местонахождение: Художественный музей имени В. И. Сурикова, Красноярск, Россия
Большой заказ
Ещё в пору обучения живописец создал несколько картин на библейские сюжеты. Однако первый серьёзный заказ ожидал его уже после окончания учебного заведения. Оказавшись в числе лучших выпускников Академии, Суриков получил заказ на написание картин для Храма Христа Спасителя. Чтобы погрузиться в атмосферу старины, ему пришлось переехать в Москву.
Там был создан цикл работ о Вселенских соборах. Кстати, именно эти картины Сурикова считаются самыми загадочными его творениями. В годы Великой Отечественной войны храм был взорван. Считалось, что все произведения Сурикова, находившиеся внутри, были уничтожены огнём.

Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Однако спустя некоторое время выяснилось, что в Санкт-Петербурге находится четвёртый Вселенский собор, написанный Суриковым. Кто, когда и как сумел его вынести? Эта тайна до сих пор будоражит умы исследователей и историков. При этом стоит отметить, что само полотно имеет крупные размеры – четыре метра в длину и столько же в ширину. Так что тайком пронести его было крайне затруднительно.
На этом полотне Сурикова изображена пора, когда основную часть христиан составляли евреи, армяне, сирийцы, греки. То есть, как понимаете, внешность их будет значительно отличаться от славянской. На этом настаивал и Василий Иванович, который делал эскизы на городских базарах, создавая портреты армян-торговцев. Вот только заказчики таким решением были недовольны.
В конце концов художнику пришлось подстраиваться под их требования. За работу над оформлением храма Суриков получил огромные деньги – 10 тысяч рублей. Это было целое состояние, но, несмотря на щедрую оплату, больше на заказ картин он не писал.
С той поры Василий Иванович заказов не брал, не пытался никого переубеждать и «просвещать» и лишь называл цену своих работ. Только представьте: за сорок лет творчества Суриков не написал ни одной заказанной картины! Это поистине феноменально. При этом живописец никогда не испытывал нужды – его произведения приобретали за ту цену, которую он сам назначал.

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Казнь без казнённых
В 1878 году Василий Иванович начал работу над новой картиной «Утро стрелецкой казни». Она стала первым крупным самостоятельным произведением мастера. Сам Суриков признавался, что идея написать картину пришла к нему внезапно, а вместе с нею – снизошло и само вдохновение:
«И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души… И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина».
В 1880 году, когда картина «Утро стрелецкой казни» была уже практически завершена, в мастерскую к художнику заглянул Илья Репин. Коллега поинтересовался, почему Суриков не изобразил нескольких повешенных стрельцов – так сказать, для реализма.

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Василий Иванович считал это банальным и дешёвым ходом, но всё же решил поэкспериментировать и добавил в композицию нескольких мертвецов. А потом в мастерскую заглянула пожилая няня мастера и, увидев изображение, упала в обморок от ужаса. Суриков признавался:
«Тут я и понял, что был прав я, а не Репин. Искусство не так должно действовать».
Он убрал с полотна повешенных, и в 1881 году картина была представлена публике. А вскоре Суриков вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, которое давало живописцам больше простора для творчества, нежели заказы и академическое искусство.
«Меншиков в Берёзове»
В 1883 году на очередной выставке зрители увидели новую картину Василия Ивановича – «Меншиков в Берёзове». Художник Михаил Нестеров называл её «самой любимой работой Сурикова».
Картина, раскрывающая перед нами быт последних лет жизни знаменитого Александра Меншикова, сподвижника Петра Великого, была приобретена Павлом Третьяковым для его коллекции. На этом полотне мы видим человека, который некогда имел неограниченную власть в России, однако оказался в ссылке. Несмотря на своё незавидное положение, Меншиков спокойно принимает его. В его образе чувствуются стойкость и сила духа, которые не утратил этот несгибаемый человек.

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
«Боярыня Морозова»
В 1884 году Суриков сделал первый эскиз будущей картины «Боярыня Морозова». Впервые об этой женщине Василий Иванович услышал ещё в юности от своей тётки Ольги Дурандиной. Уже тогда он задумал написать картину, посвящённую знаменитой боярыне, однако не мог найти подходящего типажа. А потом вдруг вдохновение вновь подсказало Сурикову, кто станет лучшим вариантом для образа Морозовой.
Боярыню он писал с другой своей тётушки Авдотьи Торгошиной. Каждого из персонажей на этом полотне живописец тщательно прорабатывал, продумывал каждый жест и деталь костюма. Картина вызвала неоднозначные оценки у публики. Некоторые сравнивали её с пёстрым узором на персидских коврах. Особенно точную характеристику работе дал критик Владимир Стасов:
«Суриков создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты русской истории. Выше и дальше этой картины и наше искусство, то, которое берет задачей изображение старой русской истории, не ходило еще».

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Трагедия в жизни Сурикова
На протяжении десяти лет, с 1878 года, рядом с Василием Ивановичем была его верная супруга Елизавета Шаре. Именно она многие годы создавала условия для работы живописца, поддерживала и вдохновляла мужа. Создавая уют дома, она с трепетной нежностью относилась к супругу и двум дочерям.
Увы, Елизавета умерла, когда девочки были ещё совсем маленькими. Дальняя поездка вместе с мужем, летняя жара, тяжёлая дорога и частые переезды плохо сказались на без того хрупком здоровье женщины. Смерть жены стала тяжёлым ударом для Сурикова.

Возрождение и новая картина
Похоронив любимую супругу, Василий Иванович, казалось, забыл о творчестве. Он перестал писать, много молился и читал Библию, постоянно ходил на кладбище. Неизвестно, что стало бы с Суриковым, если бы не его родной брат. Приехав в Москву и взяв на себя заботу о племянницах, он стал тем самым плечом, на которое живописец смог опереться.
Именно брат убедил его вернуться в Красноярск, а уже там подал идею написать картину «Взятие снежного городка», показав старинную русскую забаву. Именно эта картина помогла Сурикову вернуться к жизни. Он снова начал писать и уже не мог представить себя без кистей и красок – как в прежние времена. Своё новое произведение Суриков возил и в Москву, и в Петербург, и в Париж.

Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Полотно о казаке Ермаке Тимофеевиче
Отправившись в Сибирь, Василий Иванович начал детально изучать жизнь коренных народов. Уже тогда у него появился замысел написать картину «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», работа над которой была начата в 1891 году. Основная часть этюдов была написана на реке Обь. Немало зарисовок Суриков делал с местных жителей. В одном из писем он отмечал:
«Пишу татар. Написал порядочное количество. Нашел тип для Ермака».
Работа над картиной продолжалась до 1895 года. В ту пору Суриков уже стал действительным членом Петербургской Академии художеств. Сама же работа, посвящённая Ермаку Тимофеевичу, вызвала восторг публики. Несмотря на то, что Василий Иванович не занимался преподавательской деятельностью, он немало общался с начинающими живописцами, давал советы молодым мастерам, был рад помочь дельными словами. Многие молодые художники называли своим наставником именно его, хотя их учителем он не являлся.

Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
«Переход Суворова через Альпы»
Осенью 1895 года, снова приехав в Красноярск, Василий Суриков задумал написать новую картину – «Переход Суворова через Альпы». Знаменитого русского полководца живописец писал с нескольких людей.
Прототипом Суворова стал и офицер Фёдор Спиридонов, и преподаватель пения Григорий Смирнов, у которого имелась белая лошадь, также запечатлённая на картине. Новое произведение Суриков завершил к 1899 году, когда отмечался столетний юбилей Итальянского похода Суворова. Картина была приобретена императором.

Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Степан Разин как образ автора
Нередко бывало так, что, работая над одним произведением, Василий Иванович уже обдумывал детали следующей своей картины. Так вышло и на этот раз. Во время написания «Перехода Суворова через Альпы» Суриков задумал создать картину, посвящённую знаменитому предводителю восстания Степану Разину. Однако к работе сумел приступить лишь в 1900 году. Создавалось это произведение в Сибири и на Дону, куда Суриков приезжал специально для работы над новым произведением.
Как предполагают искусствоведы, прототипом Степана Разина стал красноярский учёный Иван Савенков (некоторые полагают, что им мог быть также его сын). Примечательно, что первоначальный вариант картины появился ещё в 1887 году, при жизни Елизаветы, супруги художника. На первой версии картины Степан Разин изображался с той самой персидской княжной, о которой нам рассказывает песня. Знакомые Василия Ивановича отмечали, что в чертах княжны ясно «читалось» лицо Елизаветы.
Однако после смерти жены живописец решил полностью преобразить композицию полотна. Княжна с него исчезла, а сам Степан, погружённый в тяжёлые раздумья, кажется отстранённым от остальных казаков, что особенно подчёркивает его силу и одиночество. Есть предположение, что Степан Разин стал неким образом самого художника, который действительно чувствовал себя одиноким и покинутым после смерти супруги.

Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
«Благовещение»
Последней масштабной работой мастера стала картина «Благовещение». Сюжет этого произведение предельно лаконичен и понятен каждому: архангел Гавриил протягивает руку Богоматери, сообщая ей благую весть. Сам Василий Иванович придавал религии большое значение. В одном из писем он отмечал:
«В вере Христовой все предусмотрено, ничего без ответа не оставлено. Чего же искать в так называемой философии? Вера есть дар, талант, не имеющего этого дара – трудно научить. Вера есть высший дар из всех даров земных. Никакой изобретательный гений земли не сравнится с ним».

Местонахождение: Художественный музей имени В. И. Сурикова, Красноярск, Россия
Последние годы жизни
Василий Суриков немало сделал для родного Красноярска. Благодаря ему в городе открылась школа рисования, инструменты и принадлежности для которой живописец приобретал на личные средства. Он помнил, насколько непростой путь пришлось пройти ему на пути к признанию и хотел, чтобы молодым талантливым художникам было проще найти свою нишу в искусстве живописи.
Здесь, в Красноярске, он хотел провести свои последние годы, но, видно, была не судьба – живописца подвело его здоровье. Из-за обострения хронической болезни лёгких ему пришлось отправиться в Крым, но, несмотря на обещания врачей, жаркий климат лишь усугубил состояние Сурикова. В марте 1916 года он умер от ишемической болезни сердца и был похоронен рядом с любимой супругой на Ваганьковском кладбище. Родные, находившиеся у постели живописца в последние часы его жизни, говорили, что, ощутив приближение смерти, Василий Иванович тихо произнёс: «Я исчезаю».

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Уникальные картины Сурикова
Подводя своего рода итог, хочу отметить необыкновенные особенности живописи Василия Сурикова. Он умел виртуозно передавать атмосферу старины, словно сам жил в те времена. Как истинный художник, Суриков умел «путешествовать во времени», позволяя и зрителю вместе с ним совершать это чудесное перемещение. Он умел чувствовать время и в точности изображать колорит определённой эпохи.
Не менее интересна и уникальная деталь работ Сурикова. Даже изображая казни или драматические моменты, связанные с убийством (как на картине, посвящённой Ивану Грозному), Василий Иванович не допускает вульгарной демонстрации кровопролития, что оказалось бы эффектным, но дешёвым приёмом.
Его драма заключается не в лужах крови и болтающихся висельниках, а в самой ситуации, в накале изображённого момента, который не оставляет равнодушным. Согласитесь, и боярыню Морозову, и Разина, и Ивана Грозного изображали многие другие живописцы, но перед нашим воображением в первую очередь встают именно суриковские персонажи. Всё оттого, что живописец умел затронул не только зрительное восприятие, но и душу, и само сердце того, кто видел его картины.

«Я исчезаю», – таковыми стали последние слова великого мастера исторической живописи Василия Сурикова. Он нередко говорил верные и точные вещи, но на сей раз ошибся. Суриков не исчез, его имя стало бессмертным. Собственными руками, кистями и красками Василий Иванович выковал свою славу и подарил себе вечную жизнь. Его произведения экспонируются в разных городах России и мира, привлекая внимание зрителей особенной честной подачей и возможностью окунуться в прошлое, воссозданное Василием Суриковым.
На обложке: Фрагмент картины Василия Ивановича Сурикова «Автопортрет», 1915 год. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия