Зачем Василий Суриков написал две «одинаковые» картины?

Искусство

Приехав в столицу Российской империи, молодой живописец Василий Суриков, которому ещё предстояло стать одним из самых знаменитых русских художников, был впечатлён величием и красотой большого города. Свои впечатления он постарался в полной мере передать на полотне «Вид памятника Петру Первому на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». И, надо признать, это Сурикову удалось.

Картина «Вид памятника Петру Первому…» уже при первом взгляде на неё завораживает зрителя. В ней есть таинственность и бесконечная красота, блеск и загадочное молчание Петербурга. Эта работа стала первым творением живописца, выходившим за рамки программы Академии художеств. Но, несмотря на то, что эта «проба кисти» принадлежала к ранним работам Сурикова, здесь в полной мере раскрывается его необыкновенный талант. Какой же он – Петербург нашего автора? И как Василий Иванович создавал свою картину? И почему был написан второй вариант работы?

Из провинции – в столицу

Родным городом для Василия Сурикова был Красноярск – место интересное, но, конечно, лишённое столичных блеска и красоты. В Петербург он отправился для дальнейшего изучения живописи и вскоре сумел поступить в Академию художеств. Уже тогда вид большого и величественного города поразил молодого живописца. Став полноправным студентом учебного заведения, Суриков сумел за несколько месяцев выполнить программу трёх лет обучения.

А вскоре молодой живописец посетил выставку, где была представлена работа Архипа Куинджи «Вид Исаакиевского собора при лунном освещении». Вероятно, именно тогда сам Суриков задумался о создании подобной картины – но, разумеется, в собственном стиле и с собственным видением Петербурга. Приступая к новой работе, он писал приятелям:

«Теперь пишу картину, думаю поставить на годичную выставку у нас в Академии. Картина эта изображает Исаакиевский собор и памятник Петру Великому при лунном освещении. Она у меня выходит довольно удачно, и многие художники отзываются о ней в мою пользу».
Илья Ефимович Репин «Портрет художника Василия Ивановича Сурикова», 1877 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Илья Ефимович Репин «Портрет художника Василия Ивановича Сурикова», 1877 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Успех Сурикова

В 1870 году, когда работа была завершена, картина, как и рассчитывал Суриков, появилась на академической выставке. Полотно было благожелательно принято публикой. Более того, положительные отзывы оно получило и от коллег Василия Ивановича.

В журнале «Художественный автограф», издававшемся артелью живописцев, она была воспроизведена и представлена аудитории. Для самого Сурикова картина значила очень много, и этот успех окрылил молодого художника. Сам он спустя много лет напишет:

«А первая моя собственная картина была: «Памятник Петру I при лунном освещении».
Василий Иванович Суриков Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге (первый вариант), 1870 год, Государственныйхудожественный музей имени В.И.Сурикова, Красноярск, Россия
Василий Иванович Суриков «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (первый вариант), 1870 год
Местонахождение: Государственный художественный музей имени В.И.Сурикова, Красноярск, Россия

Второй вариант картины

Что интересно, спустя некоторое время, в этом же году, Василий Иванович написал второй вариант «Вида памятника Петру Первому…». Надо признать, что внешне повторение картины очень похоже на первый вариант – практически никакие детали не были изменены, композиция осталась той же. Но зачем же Суриков создал этот вариант?

Как считают искусствоведы, мастер не был удовлетворён первоначальным результатом. Если внимательно посмотреть на обе работы, можно заметить, что во втором варианте использованы более яркие тона, реалистичнее проявляются блики света на снегу. Художник лишь усовершенствовал свою технику – и это хотел продемонстрировать в новом творении.

В своей первой самостоятельно созданной картине Суриков показал, насколько сильно его впечатлил облик столицы. Молодой художник, приехавший из провинции, был потрясён красотой Петербурга. Кроме того, уже в этой работе чётко обозначились две главных темы творчества Василия Ивановича – история Петра Первого и его жизнь, а также картины обыкновенного русского быта, так сказать, течение жизни само по себе.

Василий Иванович Суриков «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (второй вариант), 1870 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Василий Иванович Суриков «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (второй вариант), 1870 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Ода красоте и величию

Посмотрите на оба варианта картины Сурикова. Какой вам нравится больше? Мне, признаться, как любителю контрастов и яркости ближе второй. А вот искусствоведы считают, что творческих находок и «изюминок» больше как раз в первом варианте, который чем-то не угодил самому автору. В.С.Кеменов отмечал, что именно первая версия работы показывает нам художественную цельность. Поскольку в ту пору Суриков был ещё начинающим студентом, здесь не проявляется его увлечённость передачей света и тени, техническими моментами, а вот во второй всё это имеется.

По мнению искусствоведа Т.В.Постниковой, именно эти две сходных работы определили дальнейшие технические особенности живописи Сурикова. Здесь Василий Иванович прибегает к энергии жеста, несколько нарочито сгущает пространство. Обратите внимание на расположение Исаакиевского собора – на самом деле он более удалён от монумента, нежели это показывает Суриков.

Не менее интересны на обеих картинах контрасты. Здесь холодный свет луны противопоставляется теплоте фонарей и людям, одетым по-зимнему тепло. Фонари – это огоньки света, согревающие пространство, а вот луна – это некий небесный свет, льющийся на великий город Петра. Интересно, что даже тени здесь имеют не серый цвет. Посмотрите: они написаны сиреневой и голубоватой краской. Тем самым художник словно показывает нам яркость и красоту Петербурга.

В первом варианте картины (слева) ещё не проявляется увлечённость художника передачей света и тени, техническими моментами, а вот во второй всё это имеется
В первом варианте картины (слева) ещё не проявляется увлечённость художника передачей света и тени, техническими моментами, а вот во второй всё это имеется

Вот таким, спящим и прекрасным, Петербург изображён на полотне Василия Сурикова «Вид памятника Петру Первому на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». А ведь картина эта – не просто красивый пейзаж, написанный вдохновлённым мастером. Василий Иванович словно бы призывает нас погрузиться в это ночное зимнее волшебство, из которого на нас смотрит не только спящий город, но и многие века истории нашей страны.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий