«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» – почему искусствоведы спорят о картине?

Искусство

Свист пуль, грохот выстрелов столкновение двух противоборствующих сил. Полотно Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» словно бы дышит той баталией, которая разворачивалась много веков тому назад. Как признавался сам автор, он старался передать динамику и яркость сражения.

При этом Суриков не особенно глубоко вникал в историческую составляющую, однако всё в точности «угадал». Кажется, что с его полотна вот-вот сойдут воины противостоящих сторон – настолько реалистичной и яркой кажется картина. Что же известно о создании картины? И как её приняла публика?

Идея и образы

Замысел написать полотно, посвящённое великому событию истории России, а именно – покорению Сибири, у Василия Сурикова появился ещё в 1889 году. Однако к работе художник приступил не сразу. Как мне кажется, он дожидался, пока идея и образы будущего творения окончательно сформируются в его воображении.

Лишь через два года он приступил к написанию полотна. Как признавался живописец, с историческими документами он ознакомился лишь после того, как основная композиция картины уже полностью сложилась. Поразительно, но даже с деталями ландшафта художник «угадал». Суриков писал:

«Картина сама мне так представилась: 2 стихии встречаются. А когда я потом уж Кунгурскую летопись начал читать, вижу – совсем, как у меня, совсем похоже. Кучум ведь на горе стоял».
Илья Ефимович Репин «Портрет художника Василия Ивановича Сурикова», 1877 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Илья Ефимович Репин «Портрет художника Василия Ивановича Сурикова», 1877 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Работа в поездках

Летом 1891 года Суриков отправился в Туруханский край, где делал эскизы лиц местных жителей. Именно эти люди должны были стать прообразами воинов хана Кучума. А через год живописец поехал на Дон – там он «собирал» казачьи типажи. В своих письмах Суриков радостно сообщал друзьям, что наконец «отыскал Ермака». Посещал художник и музеи, где знакомился с особенностями старинных туземных нарядов. Он старался в точности воспроизвести всё, что происходило в бою на Чувашевом мысу.

В станице Раздорской живописец завершил работу над образами главных казаков. Так, например, батареец Арсений Ковалёв стал «лицом» Ермака Тимофеевича.  Его товарищ Макар Агарков был выбран для полотна как есаул Иван Кольцо. Полотно было весьма внушительных размеров, и Сурикову даже пришлось сменить московскую квартиру, заняв более просторные помещения. Но всё это не стесняло мастера – он с удовольствием работал над картиной.

Василий Иванович Суриков «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», 1895 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Василий Иванович Суриков «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», 1895 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Успех картины

В 1895 году «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» было представлено публике. Появление новой картины Василия Сурикова стало важным событием 23-й выставки Товарищества передвижников. Полотно даже собирался купить для своей галереи Павел Третьяков, однако, узнав об этом, император Николай II заявил:

«Эта картина должна быть национальной и быть в национальном музее».

Он приобрёл её у Сурикова за 40 тысяч рублей. Сумма эта по тем временам была действительно огромной. Русский живописец Михаил Нестеров отмечал, что в ту пору «Покорение Сибири» стало самой дорогой картиной русских живописцев. А через несколько недель император подписал указ об учреждении Русского музея. Кстати, Третьяков свой вариант картины тоже получил – для него Суриков написал уменьшенную копию.

Василий Иванович Суриков. Этюд для картины «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», 1891 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Василий Иванович Суриков. Этюд для картины «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», 1891 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Противоречивые впечатления

Картина Василия Сурикова – поистине необыкновенная работа. И дело не только в мастерстве живописца, превосходном владении техникой и особенностях композиции, но и в трактовке искусствоведов. Изображённые события переносят нас в 1582 год, когда произошло решающее сражение между войсками Ермака Тимофеевича и хана Кучума.

В подаче живописца покорение Сибири предстаёт настоящим подвигом, при этом воины неразрывно связаны с их предводителем Ермаком. И здесь проявляется интересный противоречивый момент. Дело в том, что одни искусствоведы считают, что художник намеренно разместил Ермака среди своих воинов и даже вывел на первый план простых казаков. Дескать, народ на этой картине – сила основная, и дело вовсе не в лидере, а в самой народной массе. Вроде бы, всё верно.

Вот только другие знатоки живописи не согласны с таким мнением. Они считают, что Суриков, напротив, поставил Ермака в самый центр полотна, чтобы подчеркнуть важную роль вождя и полководца. При этом ощущается, как сила духа и воля Ермака объединяют казаков, придавая им решимости в бою. Кто же прав? Мне кажется, этот предмет не стоит дискуссий, поскольку картина настолько интересна, что взглянуть на неё можно под совершенно разными ракурсами.

Некоторые искусствоведы считают, что Ермак, изображённый среди казаков - символ того, что прежде всего не лидер, а народ - главная сила в исторических событиях
Некоторые искусствоведы считают, что Ермак, изображённый среди казаков – символ того, что прежде всего не лидер, а народ – главная сила в исторических событиях

Интересные детали

Мне всегда особенно интересно отыскивать на полотнах «говорящие» символы. Здесь их тоже немало. Сам Ермак напоминает грозное изваяние. Его вытянутая рука, словно стрела, указывает направление, в котором последуют казаки. Сибирь вот-вот будет покорена. Над предводителем казачьего войска можно заметить развевающиеся хоругви с ликом Спаса и изображением Святого Георгия. Они словно благословляют бой, который имеет особенное, священное значение для Руси. Как отмечено в книге «Покорение Сибири» Гора и Петрова:

«Осеняя дружину Ермака этим знаменем, Суриков тем самым как бы передает ей эстафету многовековой борьбы русского народа против татар».

А теперь посмотрите на войско Кучума, которое расположилось в правой части картины. Воины, облачённые в пёстрые одежды, выглядят испуганными. Пройдёт немного времени – и многие из них бросятся бежать, спасая свои жизни. Они уже поняли, что проиграли это сражение.

Воины Кучума выглядят испуганными. Они уже поняли, что проиграли это сражение
Воины Кучума выглядят испуганными. Они уже поняли, что проиграли это сражение

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» по праву признано одной из самых выдающихся картин русских живописцев. Василий Суриков сумел не только передать динамику и атмосферу боя, но и позволил нам перенестись на многие века в прошлое, чтобы увидеть славные моменты истории России, где есть место и подвигу, и трагедии.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий