Тайны Шарлотты Бронте – почему писательница подписывалась мужским именем?

Искусство

Роман «Джейн Эйр» по праву считается классикой английской литературы. Написан он был писательницей Шарлоттой Бронте, и сегодня не только в Англии, но и во всём мире не так просто найти человека, который бы не слышал её имя. Можно быть поклонником творчества Бронте или, напротив, не читать ни одного её произведения, но об этой женщине, создавшей немало поэтических и прозаических творений, известно многим.

Произведения Шарлотты Бронте пронизаны романтизмом, но при этом не лишены реализма. Они кажутся яркими страницами жизни, умело преобразованными в книгу, и это неслучайно. Сама Шарлотта прошла непростой путь, причём некоторые эпизоды своей жизни она воспроизвела в написанном варианте, изменив лишь имена главных действующих лиц. Но через что пришлось пройти женщине? Как воспринимали её, писательницу, бросившую вызов коллегам-мужчинам? Не пришлось ли ей пожертвовать многим ради успеха? И почему финал жизни писательницы оказался трагическим?

Ужасная школа

Шарлотта Бронте появилась на свет в 1816 году в Западном Йоркшире. Её отец был ирландским священником англиканской церкви. В семье росло много детей – Шарлотта была третьей из шести отпрысков Бронте. Семейство жило небогато, а настоящим ударом для юной Шарлотты стала смерть матери. На тот момент девочке едва исполнилось пять лет.

Оставшиеся без матери пять дочерей и сын Бронте оказались на воспитании отца, который едва ли мог посвящать детям столько времени, сколько требовалось. Решив, что дочерям будет куда лучше в специальной школе, глава семейства отдал их на обучение в учреждение, где учились девочки из семей других священников. Но, как выяснилось спустя время, здесь были не самые лучшие условия.

Шарлотта вспоминала, что в школьных комнатах часто было очень холодно и сыро. Дети содержались в антисанитарии, что приводило к самым печальным последствиям. Вскоре от туберкулёза умерли старшие сёстры девочки, Мария и Элизабет. Как спустя годы писала сама Шарлотта, и на её здоровье крайне негативно повлияли условия, в которых детям приходилось жить. В гибели сестёр она винила людей, которые не создали должных условий для воспитанников школы.

После смерти старших дочерей Патрик Бронте решил забрать двух младших девочек из школы. Всё пережитое сказалось не только на физическом развитии, но и на произведениях Шарлотты, которые будут созданы в будущем. В «Джейн Эйр» она воссоздала образ школы, в которой некогда училась, ярко описав безрадостную и тягостную атмосферу, а также крайне скверные условия, в которых жили учащиеся.

Здание бывшей школы для дочерей священников, где учились сёстры Бронте / en.wikipedia.org
Здание бывшей школы для дочерей священников, где учились сёстры Бронте / en.wikipedia.org

«Маленькая мать»

Являясь старшей из выживших детей, Шарлотта уже в юном возрасте чувствовала на себе ответственность за младших сестёр. Она во многом заменила им мать, окружая теплотой и заботой. Шарлотта старалась уделять сёстрам внимание и учила их тому, что знала сама. Она была «маленькой матерью», которая старалась облегчить непростую жизнь других членов своей семьи.

Но, несмотря на трудности и множество хлопот, Шарлотта находила время для творчества. Своё первое известное стихотворение она написала в тринадцать лет. Как считают исследователи творчества Бронте, за свою жизнь она написала более двух сотен стихотворений. Многие из этих произведений были «изданы» в самодельном семейном журнале «Branwell’s Blackwood’s Magazine».

Вместе с сёстрами и братом Шарлотта занималась оформление этого «издания». Что интересно, дети придумывали истории о вымышленном Стеклянном мире, которые записывались сюда. Именно такие небольшие рассказы и стихи помогали Бронте развивать свой литературный талант, совершенствуя его и готовясь к чему-то куда более серьёзному.

Шарлотта Бронте с сёстрами
Шарлотта Бронте с сёстрами

Стеклянный мир

В своих письмах Бронте нередко называла Стеклянный мир своим убежищем, которое помогало на время позабыть о тревогах и жизненных неурядицах, а также позволяло отвлечься от мрачных мыслей по поводу смерти старших сестёр. Кроме того, здесь юная Шарлотта могла воплощать свои самые смелые замыслы и исполнять самые разные роли.

Как она признавалась в письмах, это было ей особенно дорого, поскольку в жизни необходимо было следовать определённым законам и принципам. В литературе же она могла творить всё, что вздумается. Речь, конечно, не шла ни о чём криминальном или аморальном. Однако такая свобода позволяла девочке раскрыть свою фантазию. Литературовед Патриция Томсон писала:

«Предрасположенность Шарлотты к романтическим сюжетам, страстным отношениям и высшему обществу противоречит одержимости Бранвелла сражениями и политикой, а также реалистичному быту её младших сестёр, но, тем не менее, на этом этапе произведения всё ещё воспринимаются как семейное дело».

Крайне интересной оказалась история творческого взаимодействия Шарлотты и её брата Бранвелла. Они действительно были совершенными противоположностями друг друга. Если Бранвелл уставал от созданных персонажей и намеренно «убивал» их, то Шарлотта умела находить выход из ситуации, воскрешая героев. По словам профессора Кристин Александер, сестра и брат прекрасно дополняли друг друга:

«И Шарлотта, и Бранвелл обеспечивали целостность своего воображаемого мира. Когда Бранвелл бездумно убивает важных персонажей в своих рукописях, Шарлотта приходит на помощь и, по сути, воскрешает их для следующих историй; а когда Бранвеллу надоедают его изобретения, такие как журнал «Стеклянное королевство», который он редактирует, Шарлотта берёт инициативу в свои руки и продолжает издавать журнал ещё несколько лет».
Бранвелл Бронте «Вымышленная карта Стеклянного города и его окрестностей», 1830-1831 годыМестонахождение: Британская библиотека, Лондон, Великобритания
Бранвелл Бронте «Вымышленная карта Стеклянного города и его окрестностей», 1830-1831 годы
Местонахождение: Британская библиотека, Лондон, Великобритания

От сказок к реализму

Но это, конечно, были только первые пробы пера. В 1831-1832 годах Шарлотта обучалась в школе-интернате неподалёку от Мирфилда. Здесь она познакомилась с Эллен Насси и Мэри Тейлор, с которыми поддерживала дружеские отношения на протяжении всей жизни. Приблизительно в это же время её рассказы приобретают несколько иную направленность. Если прежде истории, написанные Бронте, походили на сказки, то теперь они начинают становиться более реалистичными. Как считают биографы, во многом такие перемены были обусловлены переменами в жизни девушки.

Она понимала, что ответственна за судьбы своих сестёр. Чтобы приобрести хотя бы незначительные средства на существование, Шарлотта устроилась работать учительницей в небольшую школу. Этот период оказался одним из самых тяжёлых в жизни молодой девушки. Испытывая горькие разочарования, сталкиваясь с суровой прозой и порой больно ранящей реальностью, Шарлотта делится своими горестными размышлениями с читателями.

В это время появляется немало её стихотворений, где главным мотивом становятся печать и тягостные думы автора. Она с тоской вспоминает времена, когда она вместе с братом и сёстрами сочиняла истории о воображаемом мире, где всё существовало по своим, справедливым и правильным законам. В жизни было совсем не так.

Кроме того, огорчало Шарлотту и понимание того факта, что мужчине в литературе куда проще реализовать себя, чем женщине. Однако она твёрдо решила продолжать творчество. Это был своего рода вызов коллегам-мужчинам. Более того, многие писатели не относились с серьёзностью к увлечению женщины литературой. По их мнению, женскими были совсем иные дела и обязанности. Так, например, Роберт Саути писал Шарлотте:

«…литература не может быть делом всей жизни женщины, да и не должна им быть. Чем больше она будет занята своими непосредственными обязанностями, тем меньше у неё будет свободного времени даже для того, чтобы заниматься этим как достижением и развлечением».
Поэт Роберт Саути писал Шарлотте, что призвание женщин - вовсе не литература
Поэт Роберт Саути писал Шарлотте, что призвание женщин – вовсе не литература

Вызов стереотипам

Но, несмотря на всё уважение, которое Бронте питала к Саути, она считала, что не стоит делить творчество на «женское» и «мужское», и даже представительница прекрасного пола вполне может добиться успеха в «мужском» деле. Однако, помимо творчества, приходилось искать средства на жизнь. Спустя некоторое время, после пары лет работы учительницей, Шарлотта нашла место гувернантки в Йоркшире. Здесь платили немного больше, однако девушку угнетало отношение хозяев к ней. Она признавалась, что порой обхождение было таким, словно она являлась бесправной рабыней.

Однажды в Шарлотту швырнул Библией её юный воспитанник. Избалованный мальчишка считал, что ему позволено всё. Для Бронте эта выходка стала переломным моментом в её жизни и даже творчестве. Она была обижена и огорчена, но этот эпизод натолкнул её на создание образов, которые в дальнейшем появились в знаменитом романе «Джейн Эйр». Здесь тоже в начале истории в юную Джейн швыряет книгу Джон Рид. Так что даже негативные события Шарлотта могла переосмыслить и превратить в интересное повествование.

Шарлотта продолжала писать, но друзья по-прежнему отговаривали ей от этого занятия. Она неоднократно приходила в издательства со своими рукописями, прося опубликовать хотя бы пару её небольших произведений. Но раз за разом женщина получала отказ – издатели считали, что книги, подписанные женским именем, читатели не станут воспринимать всерьёз и приобретать не будут.

Шарлотта продолжала писать, хотя друзья по-прежнему отговаривали ей от этого занятия / biographe.ru
Шарлотта продолжала писать, хотя друзья по-прежнему отговаривали ей от этого занятия / biographe.ru

Хитрый ход

После нескольких неудачных попыток Шарлотта пошла на хитрость. Она не стала подписывать рукописи своим именем, отметив, что автором их является некий Каррер Белл. Это был только её псевдоним, но поскольку имя было мужским, у автора появлялись надежды, что его произведения будут напечатаны. Спустя время писательница придумала ещё пару «Беллов» для своих сестёр, которые помогали ей в творчестве. Благодаря такой находчивости в свет вышел её первый сборник стихов. Как писала сама Бронте:

«… мы не любили объявлять себя женщинами, потому что – не подозревая в то время, что наш образ письма и мышления не является тем, что называется “женским” – у нас было смутное впечатление, что на писательниц склонны смотреть с предубеждением; мы заметили, как критики иногда используют для своего обличения оружие личности, а в награду – лесть, что не является настоящей похвалой».

Дебютные сборники не пользовались большой востребованностью. Но, несмотря на то, что изначально было продано совсем немного сборников стихотворений, Шарлотта и её сёстры продолжали писать, а их произведения появлялись под уже привычными псевдонимами. Как оказалось, работу эту они продолжали не зря.

Самодельный журнал семьи Бронте, 1829 годМестонахождение: Библиотека Хоутона, Кембридж, США
Самодельный журнал семьи Бронте, 1829 год
Местонахождение: Библиотека Хоутона, Кембридж, США

Знаменитый роман

Спустя некоторое время одно из издательств отправило писательнице письмо, в котором просило прислать рукописи произведений, которые можно было бы напечатать. «Каррер Белл» отправил им роман «Джейн Эйр». Спустя шесть недель была опубликована первая часть произведения. Сам роман представлял собой историю молодой гувернантки Джейн, которая влюбляется в своего работодателя мистера Рочестера. В финале пару ждёт счастье – они женятся. Но, увы, омрачено радостное событие предшествующей трагедией – во время пожара погибла супруга Рочестера.

Как считала сама Шарлотта, в истинном искусстве должна отражаться реальность, обыкновенная жизнь, которая окружает нас, которая знакома каждому человеку. Проще говоря, Бронте считала, что писать нужно о том, что известно по собственному опыту. Она сама работала гувернанткой, знала, как тяжело приходится девушкам на этом месте, а потому без прикрас писала об их жизни. Кроме того, произведение раскрывало новые литературные горизонты. Оно было пронизано романтизмом и чуткостью, с которой героиня относится к окружающим её людям. Мало кто из писателей-мужчин смог бы написать историю в таком духе.

Впрочем, не исключено, что, выйди «Джейн Эйр» под настоящим именем писательницы, публика со снисхождением отнеслась бы к её творению, однако к «мужскому» произведению присматривались серьёзно, а также достаточно строго его оценивали. Но и критики, и простые читатели были в восторге от романа. Критик Дж.Г.Льюис высказал мнение:

«(«Джейн Эйр») – высказывание из глубин борющегося, страдающего, многострадального духа».
Обложка первого издания романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр», 1847 год
Обложка первого издания романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр», 1847 год

Критика и недовольство

Особенно ярким было впечатление от романа у тех читателей, кому довелось почитать другие произведения сестёр Бронте (те тоже публиковали свои творения под мужскими псевдонимами). Но это было только поначалу. Когда первое впечатление от прочтения прекрасного и талантливо написанного романа прошло, в его адрес начала звучать весьма жёсткая критика.

Примечательно, что число критических и едких замечаний в адрес книги значительно возросло после того, как публика начала подозревать, что Каррер Белл – женщина. Поначалу многие представляли автора романа эдаким солидным мужчиной, имеющим немалый писательский опыт. Но потом, приглядываясь к некоторым особенностям произведения, а может, узнав об истинной личности автора, в адрес Шарлотты Бронте стало звучать всё больше обвинений.

В конце концов дошло до того, что некоторые критики называли роман Бронте «непристойной книгой» и вовсе не рекомендовали читателям брать такое произведение в руки. Что неприличного злопыхатели нашли в романе, сказать сложно, но явно их злило, что женщина бросила вызов «мужскому» писательскому делу. Тем не менее сама Шарлотта смогла реализоваться и как художница. Она создала иллюстрацию для второго издания «Джейн Эйр». А книга её пользовалась такой популярностью, что некоторые издательства даже боролись между собой за право издать роман. Правда, за этот успех Шарлотте пришлось заплатить авторством. Большая часть публики считала, что их любимый писатель – Каррер Белл, а о Шарлотте Бронте никогда и ничего не слышали.

Джером Томпсон «Портрет Шарлотты Бронте», XIX векМестонахождение: Музей Бронте, Хоуорт, Великобритания
Джером Томпсон «Портрет Шарлотты Бронте», XIX век
Местонахождение: Музей Бронте, Хоуорт, Великобритания

Череда трагедий

Увы, после радостных событий Шарлотту ожидали большие потери. В 1848 -1849 годы один за другим умерли три члена её семьи. Сначала из жизни ушёл брат девушки. По всей вероятности, его погубили чрезмерное употребление алкоголя и истощение. Шарлотта же считала, что причиной смерти стал туберкулёз. Спустя несколько месяцев от чахотки умерли сёстры девушки. Тяжело переживая эти трагедии, Шарлотта почти перестала писать. Но всё же она понимала, что только творчество поможет ей найти силы и вернуться к привычной жизни.

Чтобы справиться со своим горем, Шарлотта заставила себя снова взять перо в руки. Она завершила начатый несколько лет назад роман «Ширли». Это произведение было не таким непосредственным и наивным, как «Джейн Эйр», в нём затрагивалась тема роли женщины в обществе, её призвания, её предназначения. На сей раз критики благосклоннее отнеслись к писательнице.

Однако обвинения в адрес Шарлотты теперь полетели по иному поводу. Став наследницей своих сестёр, она запретила повторно публикован роман Энн Бронте «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла». Недоброжелатели считали, что тем самым Шарлотта словно бы отстранила покойную сестру с пьедестала славы, который намеревалась занять сама. Впрочем, это могли быть только досужие домыслы.

Томас Хит Робинсон. Иллюстрация к роману Шарлотты Бронте «Ширли», 1920 год
Томас Хит Робинсон. Иллюстрация к роману Шарлотты Бронте «Ширли», 1920 год

Семейное счастье

Не менее яркой оказалась и личная жизнь Шарлотты. Она получила предложение от Артура Белла Николлса, викария её отца. Поначалу девушка ответила отказом, причём родитель поддержал её – материальное положение Николлса оставляло желать лучшего. Но потом, лучше узнав Артура, она прониклась к нему симпатией.

Он действительно многие годы был влюблён в Шарлотту. Даже приятельницы девушки убеждали её, что в браке «качества женщины раскрываются с наилучшей стороны». В конце концов, в 1854 году Бронте приняла предложение молодого человека, сумев переубедить отца, который на сей раз дал своё родительское благословение.

Вскоре пара поженилась. Судя по дневникам и свидетельствам друзей Шарлотты, она была счастлива. Прежде печальная и замкнутая, Бронте переменилась. Она расцветала на глазах, вызывая радость своих приятелей. Но это счастье оказалось совсем недолгим.

Муж Шарлотты Бронте Артур Белл Николлс, 1854 год
Муж Шарлотты Бронте Артур Белл Николлс, 1854 год

Смерть писательницы

Вскоре после свадьбы Шарлотта забеременела. Поначалу женщина чувствовала себя неплохо, но потом её состояние здоровья начало стремительно ухудшаться. Знакомые Бронте вспоминали, что она постоянно жаловалась на тошноту и страдала от частой рвоты. Увы, она так и не смогла родить ребёнка, о котором так мечтала. И Шарлотта, и её нерождённое дитя умерли 31 марта 1855 года. Всего через несколько месяцев писательнице должно было исполниться 39 лет.

Официальной причиной смерти женщины была названа чахотка. Однако и историки, и современники Бронте считали, что её погубило обезвоживание, вызванное частой рвотой. Подобная болезнь не была редкостью у беременных в то время и, увы, писательница стала одной из её жертв. Кроме того, не стоит забывать, что её организм был ослаблен годами пребывания в школе для дочерей священников, где учащиеся жили в крайне скверных условиях. Учитывая то, что тогда организм Шарлотты только развивался, нельзя исключать, что это привело к физическим недугам.

Но, несмотря на столь недолгую жизнь и трагический финал, Шарлотта Бронте смогла оставить яркий след в истории и литературе. Писатель Кадзуо Исигуро в одном из своих интервью называл именно её своим главным вдохновителем и отмечал, что эта женщина сумела обойти многих классиков:

«Шарлотта Бронте недавно обошла Достоевского… Я обязан своей карьерой и многим другим «Джейн Эйр» и «Вильетту».
В память о Шарлотте Бронте и её сёстрах в доме, где они жили, открыт музей / livelib.ru
В память о Шарлотте Бронте и её сёстрах в доме, где они жили, открыт музей / livelib.ru

Шарлотта Бронте на заре своей карьеры мечтала доказать миру, что даже слабая хрупкая женщина способна добиться многого в мире литературы, где правят мужчины. И она сумела это сделать. Преодолев все трудности, стойко вынеся все потери, она смогла занять достойное место в английской литературе. Даже сегодня, спустя многие годы после её жизни, читатели с удовольствием перечитывают романы Бронте. Если бы Шарлотта могла знать об этом, то, несомненно, была бы счастлива.

На обложке: Фрагмент картины Эверта Дайкинка по рисунку Джорджа Ричмонда «Портрет Шарлотты Бронте», 1873 год. Местонахождение: Техасский университет, Остин, США

МУСАГЕТ
Добавить комментарий