«Утро стрелецкой казни» – трагедия России на полотне Сурикова

Искусство

«Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова принадлежит к монументальным полотнам, на которых изображены трагические события прошлого России. В основе её сюжета – подавление стрелецкого бунта, организованного царевной Софьей, что не желала отдавать власть своему брату Петру I.

Однако живописец сумел не просто проиллюстрировать те страшные события, но и продемонстрировать судьбу всего народа через яркие образы и “говорящих” персонажей картины. Москва петровского времени изображена и на других полотнах Сурикова, но именно в «Утре стрелецкой казни» талант мастера раскрылся в полной мере. Что же можно увидеть в этой работе? Что рассказывает история полотна и того, что на нём изображено?

История создания

Как утверждал сам художник, решение написать картину о столь драматичных и печальных событиях истории России пришло к нему совершенно внезапно – во время одной из прогулок по Москве. Сам Василий Суриков писал:

“И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души. Остановился недалеко от Лобного места, засмотрелся на очертания Василия Блаженного, и вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось”.

Работу над полотном живописец начал в 1879 году. Он предполагал, что сможет написать её достаточно быстро, однако та сцена, что была навеяна историческими местами и вдохновением, потребовала больших усилий. Создание «Утра стрелецкой казни» затянулось до 1881 года.

Илья Ефимович Репин «Портрет художника Василия Ивановича Сурикова», 1877 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Илья Ефимович Репин «Портрет художника Василия Ивановича Сурикова», 1877 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В процессе работы художник нередко советовался со своим другом и коллегой Ильёй Репиным. В ту пору ещё не было обычая прятать свои картины друг от друга, а потому живописцы стремились поделиться мнением о полотнах товарищей. Репин отмечал:

“Работы в храме он [Суриков] уже кончил, и сейчас же на Зубовском бульваре, в небольшой комнате (самой большой в его квартире) он начал «Казнь стрельцов».

Что интересно, сам Репин отнёсся к работе Сурикова с долей объективной критики. Он заметил, что на подобном полотне должен быть хотя бы один казнённый. Когда художник добавил фигуру повешенного стрельца, произошёл забавный случай.

Василий Иванович Суриков «Утро стрелецкой казни», 1881 год, Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Василий Иванович Суриков «Утро стрелецкой казни», 1881 год,
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Наутро вошедшая старая няня увидела работу Сурикова и упала в обморок. В тот же день Сурикова посетил знаменитый меценат Павел Третьяков, который жёстко раскритиковал наличие на картине фигур повешенных. “Вы хотите всё испортить?” – спросил он и заметил, что в интересах искусства – демонстрировать судьбу народа, а не мрачные и жуткие сцены, пугающие пожилых дам.

Суриков принял это к сведению, после чего закрыл повешенных слоем краски. Современные исследования показали, что фигуры казнённых стрельцов изначально располагались в правой части полотна.

Не все мятежники покорены и сломлены. Взгляд рыжебородого стрельца, устремлённый на царя, полон ненависти
Не все мятежники покорены и сломлены. Взгляд рыжебородого стрельца, устремлённый на царя, полон ненависти

Историческая основа

На знаменитой картине «Утро стрелецкой казни» изображены трагические события осени 1698 года. В те времена воцарение Петра I вызвало недовольство многих дворян и, в частности, стрельцов.

Ситуацию нагнетала также и царевна Софья, что призывала стрелецкие полки устроить бунт против царя. В июне 1698 года взбунтовавшиеся стрельцы вступили в бой с царскими войсками. Конечно, силы оказались неравными, что привело к полному разгрому бунтовщиков.

Зачинщики и участники заговора были арестованы и казнены. Немало стрельцов отправили в ссылку. Однако Пётр I желал продемонстрировать народу, к чему может привести выступление против государя. Для этого он велел устроить показательную казнь стрельцов на Красной площади.

Две убитых горем старых матери и кричащая маленькая девочка - страдание и горе семей приговорённых
Две убитых горем старых матери и кричащая маленькая девочка – страдание и горе семей приговорённых

Описание картины

Именно эти события и легли в основу сюжета картины «Утро стрелецкой казни». Особую атмосферу полотна создаёт фон, на котором происходит действие. Серое небо, чёрная земля, лужи и мрачные тона словно указывают нам, что этот день – трагическая веха в истории России.

Обратите внимание на храм Василия Блаженного. Даже это красочное строение кажется бледным и неприметным. На заднем плане виднеется часть кремлёвской стены и подготовленные виселицы.

Храм Василия Блаженного кажется неярким, не особо выделяясь на фоне серого неба
Храм Василия Блаженного кажется неярким, не особо выделяясь на фоне серого неба

Конечно, центральное место на картине отводится образам стрельцов. На полотне можно насчитать 50 фигур приговорённых к смерти бунтовщиков и членов их семей. Особое внимание Суриков уделяет толпе. Он группирует людей в одной части картины, создавая некий цельный образ народа. Такой приём позволяет не только рассмотреть каждого из персонажей, но и воспринимать толу как некий единый организм.

На фоне людей, одетых преимущественно в тёмные одежды, белые рубахи стрельцов становятся ярким контрастом. Рядом с ними – плачущие дети, несчастные жёны, погружённые в пучину горя, скорбящие матери.

В глазах царя Петра - гнев и ярость, с которыми он взирает на мятежников
В глазах царя Петра – гнев и ярость, с которыми он взирает на мятежников

А вот правую часть картины занимает изображение царя Петра и его свиты. Образ правителя в работе Сурикова нейтральный. Сам живописец признавался, что неоднозначно относится к личности Петра. Он восхищался его решимостью, но осуждал чрезмерную жестокость.

В глазах царя – гнев и ярость, с которыми он взирает на мятежников. Конечно, каждый понимает, что пощады ждать осуждённым не стоит, а потому казнь неминуемо состоится. Рядом с Петром – иностранные наблюдатели, дворяне, слуги и верный сподвижник Александр Меншиков, что повёрнут спиной к наблюдателю.

Рядом с Петром - иностранные наблюдатели, дворяне, слуги и верный сподвижник Александр Меншиков
Рядом с Петром – иностранные наблюдатели, дворяне, слуги и верный сподвижник Александр Меншиков

«Утро стрелецкой казни» – картина Василия Сурикова, в которой автор намеренно избегает демонстрации кровавых сцен. Но это не уменьшает впечатления от творения. На своём полотне живописец изобразил истинную трагедию народа, понимание несправедливости и горе русских людей. Он позволяет нам не просто посмотреть на картину, но и мысленно смешаться с пёстрой толпой в то страшное утро на Красной площади, почувствовать особую глубину истинного произведения искусства.

На обложке: Фрагмент картины Василия Ивановича Сурикова «Утро стрелецкой казни», 1881 год,
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий