Во времена «переломных» периодов в истории живописи непременно появлялись люди, которые позволяли искусству развиваться по-новому, совершенствуя и преобразовывая его. Одним из таких стал Никола Пуссен. Именно этот человек стоял у истоков классицизма, заложив основы нового направления и сделав его действительно уникальным.
Увы, сегодня о творчестве Никола Пуссена наслышаны, как правило, люди, чьи работа или увлечения связаны с живописью. А вот простой обыватель едва ли может сказать, что это за художник и какие работы он создал. Да, так вышло, что Пуссен оказался несправедливо забытым, а потому я предлагаю исправить это недоразумение и лучше узнать, кем же был мастер раннего классицизма. Итак, как же «отшлифовал» своё стиль Никола Пуссен? Почему историки полагают, что он был связан с тайными обществами? И почему он уехал из Парижа в Рим?
Ранние годы
Точных сведений о дате рождения Никола Пуссена у историков, к сожалению, нет. Большинство из них склоняется к тому, что будущий живописец появился на свет в 1594 году, но сам он в своих записях отмечал, что родился годом ранее. Пожалуй, стоит верить самому Пуссену.
Итак, он появился на свет в деревне Вийер в Нормандии. Его отец был ветераном королевской армии. Мать будущего мастера была вдовой местного прокурора, причём от первого брака растила дочь Маргариту. Она не была обучена грамоте, причём происходила из крестьянской семьи. Однако Пуссен-старший решил, что такая вдова ему вполне подходит – несмотря на куда более знатное происхождение, чем у неё, он не имел значительного состояния.

Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Юный живописец
Как считают биографы, образование юный Никола получил в иезуитской школе в Руане. Он был способным мальчиком, однако преподаватели нередко жаловались на него родителям. Дело было в том, что все свои тетради Никола изрисовал портретами выдуманных людей. Занимаясь точными науками, Пуссен совершенно не слушал, о чём ему рассказывает наставник, но зато с удовольствием рисовал на страницах тетрадей.
Конечно, с таким интересом к живописи юноша невольно привлёк внимание странствующего художника Нувеля Жувене. Он как раз в ту пору находился в Руане и, несомненно, заметил талант у ученика школы иезуитов.
Спустя некоторое время Пуссен стал учеником Квентина Варена, который отмечал большие способности мальчика. Именно Варен оказал значительное влияние на становление стиля будущего мастера. Пуссен подмечал, насколько внимателен его наставник к любой мелочи, которая присутствует на картине. Каждая линия, каждая деталь должна была выписываться точно, совершенно – так, чтобы не возникало сомнений в её реалистичности. Никола учился этой непростой науке с неподдельным удовольствием.

Бегство
Впрочем, не всё было так гладко, как хотелось бы юноше. Его родители выступали против того, чтобы сын стал художником. Эта проблема возникала в семьях многих живописцев. Рисование считали занятием «несерьёзным», а главное – оно не могло принести человеку постоянный и солидный доход. Решив, что открыто против воли родителей он идти не хочет, но и отказываться от своей мечты не станет, Никола поступил просто – он сбежал из дома и направился в Париж.
В ту пору в столице властвовала Мария Медичи, которая считала, что королевский двор должен быть непременно украшен обилием картин французских живописцев. Художники, пользующиеся её покровительством, имели огромный доход и постоянные заказы. Но это была своего рода «закрытая корпорация», попасть в которую было очень непросто.
А теперь представьте – молодой провинциал Пуссен появляется в Париже с дерзкими амбициями стать живописцем, полотна которого будут раскупать самые знатные клиенты. Конечно, над ним коллеги только посмеялись бы. Первое разочарование сменилось жаждой знаний. Никола понимал, что ему необходимо ещё очень многому научиться. Некоторое время он работал в мастерской живописца Фердинанда ван Элле, затем примкнул к ученикам Жоржа Лаллемана. Но и в первом, и во втором случае сотрудничество продолжалось совсем недолго.

Питер Пауль Рубенс «Мария Медичи», 1622 год
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Испытания в Париже
Пуссену было тяжело находить общий язык с именитыми художниками. Во-первых, у него, несмотря на молодость, был свой подход и взгляд на живопись. Во-вторых, он не собирался массово писать портреты, которые тогда был в моде, но совершенно не интересовали его. В-третьих, у Пуссена был непростой характер, и он, видя, что наставник в некоторых вещах разбирается куда хуже него, сразу заявлял об этом. Как думаете, согласился бы маститый живописец продолжать сотрудничество с таким «выскочкой»? Конечно, нет.
Помимо всего перечисленного, от его современников Пуссена отличал и сам подход к живописи. Он не хотел создавать «поверхностные» картины, исключительно ради получения платы от заказчика. По его мнению, настоящий мастер глубоко вникает в суть изображаемого сюжета, причём старается воссоздать каждую, даже самую мизерную деталь, которая появилась в его воображении или же находится перед ним. На протяжении всей жизни он работал медленно, в совершенстве дорабатывая каждый элемент картины.
Против Пуссена парижские живописцы развернули настоящую «войну». Жертвами подобного отношения прежде стало немало «чужаков», пытавшихся внедриться в общество «избранных». Борьба с неугодными происходила с помощью штрафов, исков и даже судебных разбирательств. Дошло до того, что, совершенно обнищав и сделав огромные долги, Никола вынужден был вернуться домой. Но не стоило полагать, будто он сдался.

Фердинанд Руайбе «Портрет художника»
Возвращение Пуссена
Вообще первая часть жизни Николая Пуссена – это пример того, к каким вершинам человек может прийти благодаря своей целеустремлённости. Вернувшись в Париж в 1616 году, он понял, что для дальнейшего «продвижения» следует обзавестись полезными знакомствами. Вскоре Никола познакомился с Александром Куртуа, камердинером Марии Медичи. При каких обстоятельствах Пуссену удалось пообщаться с Куртуа и показать тому свои работы, мы не знаем. Но факты говорят сами за себя – спустя время Пуссен был уже допущен в Лувр, где получил возможность создавать копии картин итальянских живописцев.
Неоднократно посетив Лувр, Пуссен наконец смог познакомиться с античным искусством, о котором прежде только слышал. Оно произвело на него огромное впечатление. Пуссен не сомневался, что истинная красота заложена именно в этих древних работах, античных изваяниях и росписях на посуде. Он мечтал воссоздать эту красоту, но уже по-новому, с новым взглядом на жизнь и саму живопись. Так рождались первые идеи классицизма.

Юбер Робер «Большая галерея Лувра», около 1795 года
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
С третьей попытки
Увидев творения итальянских мастеров, работы древнеримских и древнегреческих скульпторов и живописцев, Пуссен понял, чего желает более всего. Он понимал, что в Париже источником для его обучения и вдохновения служит один лишь Лувр, а потому художник хотел оставить французскую столицу и отправиться в Италию, где всё «буквально дышало искусством». В 1618 году молодой живописец отправился в Рим, но добрался только до Флоренции. Отчего же прервалось путешествие живописца? Как считает биограф Беллори, с Пуссеном случилось некое «несчастье». По всей видимости, здесь имелась в виду нехватка средств, что не позволило продолжить путь.
Впрочем, другие исследователи полагают, что причины могли быть куда более сложными. Во-первых, собственных средств у Пуссена явно не было в таких количествах, чтобы самовольно отправиться в Рим. Вероятно, его «спонсорами» выступили Куртуа или даже сама Мария Медичи. Но нельзя исключать, что переданную ему сумму художник на радостях промотал в дороге, отчего вынужден был остановиться во Флоренции. Что интересно, это сказалось крайне благоприятно на его творчестве.
Флоренция, край великих мастеров прошлого, центр Ренессанса и истинная колыбель итальянского искусства, очаровала молодого мастера. Вынужденное возвращение во Францию было для Пуссена удручающим событием. Спустя время он снова отправился в дорогу и на сей раз твёрдо решил, что доберётся до Рима. Но теперь Никола «застрял» в Лионе. Известно, что здесь была создана одна из самых известных работ живописца – «Смерть Девы Марии». Картина была заказана архиепископом Парижа для собора Нотр-Дам.
Посвятив драгоценное время творчеству и потратив все собранные средства, живописец и на сей раз не смог доехать до Вечного города. И только с третьей попытки его мечта наконец исполнилась. В 1624 году художник уехал в Рим, где провёл два десятка лет. Здесь он мог наслаждаться видами не копий, но настоящих полотен великих мастеров прошлого. Также Пуссен увлекался поэзией, изучал мифологию, сюжеты которой использовал для своих картин и просто с наслаждением работал.

Местонахождение: церковь Святого Панкратия, Стерребек, Бельгия
В Риме
Рим стал для Никола настоящим раем искусств. И как оказалось, он рвался в Вечный город неспроста. В отличие от Парижа, где ценились связи и статус живописца, здесь можно было обрести призвание исключительно благодаря своим талантам. Очень скоро Никола Пуссен стал одним из самых известных художников Рима. Началось всё с того, что на мастера обратил внимание кардинал Барберини. Он заказал Пуссену написать картину «Разрушение иерусалимского храма».
Полотно вышло настолько впечатляющим и эффектным, что очень скоро о Пуссене начали говорить в высших кругах знати Рима. Теперь очень многие мечтали заполучить его картины. Само же «Разрушение иерусалимского храма» считается первой серьёзной работой мастера, написанной в Вечном городе. Публику впечатляла виртуозная точность, с которой живописец воспроизводил не только образы, но и детали. В одном из писем Пуссен конкретно излагал свои принципы и взгляды на творчество, так говоря о живописи:
«Это подражание всему, что находится под солнцем, выполненное при посредстве линий и красок на некоторой поверхности; его цель – наслаждение».

Местонахождение: Израильский музей, Иерусалим, Израиль
«Скульптурная» живопись
Кроме того, Пуссен старался не изображать своих персонажей в откровенно театральных декорациях, чем «грешили» многие художники того времени. Напротив, он старался всё передать в естественном окружении, с совершенно логичного ракурса. Для того чтобы создать наиболее точную композицию и ничего не упустить, Никола делал фигурки своих персонажей из воска и расставлял их перед собой.
Метод такой не был личным изобретением Пуссена – им пользовались и прежде для того, чтобы художник мог создать композицию не с натуры. В дальнейшем живописец Делакруа заявит, что такой подход «сушил» картины Пуссена, в понимании которого персонажи были лишь правильно расставленными «статуями». А вот культуролог Клод Леви-Стросс считал, что такой подход позволяет создать «двойное» творение – сначала в миниатюрной скульптуре, а затем в живописи. Как писал об этом историк Михаил Ямпольский:
«Своеобразие живописи Пуссена, несомненно, отчасти связано с тем, что в ней сохраняются следы двух противоположных движений (в сторону идеальности и в сторону натуралистической имитации) и того материала, в котором движение к идеальности осуществляется и для которого он не предназначен, – воска».

Местонахождение: Музей Фицуильяма, Кембридж, Великобритания
Тайны Пуссена
Постепенно Пуссен становится всё более известным человеком в Риме, а его картины привлекают к себе всё больше внимания. При этом крайне необычным является тот факт, что он практически не сотрудничал с католической церковью, которая, по сути, должна была выступать его главным заказчиком. В 1628 году он написал картину «Мученичество Святого Эразма», которая была создана для часовни, где находился реликварий святого.
Полотно вышло вполне удачным, но после этого представители католической верхушки перестали сотрудничать с Пуссеном. Неужели им не понравилась картина? Сомнительно, если учесть, что посланники папы наблюдали едва ли не за каждым мазком Пуссена. Так значит, дело не в «Мученичестве»?
Относительно истинных причин «разрыва» представителей римско-католической церкви и Николы Пуссена ходят разные версии. Исследования учёных показали, что живописец состоял в переписке с кругом лиц, которые, как считали церковники, намеренно расшатывали католические устои и старались подорвать влияние Ватикана. Но так ли это? И действительно ли Пуссен был связан с тайным обществом?

Местонахождение: Пинакотека Ватикана, Рим, Италия
Загадочная картина
Во времена, когда жил Пуссен, в Европе и правда сложилась непростая обстановка. Государства вели религиозные войны, причём в тылу действовали различные тайные общества, деятельность который была направлена на подрыв влияния соперника.
Сказать наверняка, мог ли к какому-либо из них принадлежать живописец, историки не могут. Но порой из их уст звучат весьма интригующие предположения. Например, некоторые исследователи творчества живописца уверены: он не просто состоял в одном из тайных обществ, но и с помощью своих картин шифровал определённые послания, которые должны были увидеть «посвящённые». В документах «Приората Сиона» указывается:
«Аллегорические произведения имеют то преимущество, что достаточно одного слова, чтобы прояснить отношения, недоступные толпе; они отданы всем, но их значение адресовано элите. Отправитель и адресат понимают друг друга поверх толпы. Непонятный успех некоторых произведений идет от этого достоинства аллегории, которая является не просто модой, а способом эзотерического выражения».
Если так оно и было, то неудивительно, почему среди всех кардиналов Пуссену благоволил лишь Барберини. Но он так и не смог убедить своих коллег в «благонадёжности» художника. Одной из самых таинственных картин Пуссена называют полотно «Аркадские пастухи».
На нём можно увидеть надпись, сделанную на латыни : «ET IN ARCADIA EGO» («Теперь я в Аркадии»). Казалось бы, ничего секретного здесь нет. Но анаграмма фразы составляет новое выражение: «I TEGO ARCANA DEI» («Иди! Я скрываю тайны Бога»). Но действительно ли Пуссен хотел передать своим соратникам некое тайное послание, заявляя, что ему известны некие секретные данные? А может, полученная анаграмма стала всего лишь совпадением с изначальной записью? На эти вопросы пока так и нет ответов.

Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Принципы живописца
Как бы то ни было, но поспорить нельзя с одним очевидным фактом: Никола Пуссен оказал большое влияние на дальнейшее творчество живописцев – не только своих соотечественников, но и мастеров, проживавших в разных странах Европы. Он по-новому взглянул на Ренессанс, привнеся свежий взгляд в творчество своего времени. Ярчайший представитель эпохи барокко, Пуссен не пытался подражать другим живописцам. Не сразу он был понят публикой, но постепенно зрители осознали, насколько сильны полотна Пуссена, какая энергия таится в каждом мазке его кисти.
Если прежде современники живописца старались обходить Ренессанс стороной, считая его пережитком прошлого, то теперь, благодаря мастеру, они по-новому взглянули на великое Возрождение. Но Никола Пуссена едва ли можно назвать приверженцем старых традиций. Он восстановил их лишь частично, привнеся нечто новое и актуальное, сделав Ренессанс по-новому популярным и интересным для публики. Что касается самой живописи, то о работе у Пуссена существовали вполне определённые понятия. Своим приятелям он даже давал ценные наставления:
«Нужно начинать с композиции, потом переходить к украшению, отделке, красоте, грации, живописи, костюму, правдоподобию, проявляя во всём строгое суждение. Эти последние части – от художника и им нельзя научиться. Это – золотая ветвь Вергилия, которую никто не может ни найти, ни сорвать, если его не приведёт к ней судьба».
Отличал Пуссена от многих его коллег и своеобразный подход к творчеству. Он стремился к славе, но не был одержим мечтой стать богатым. Если заказчик присылал ему за картину сумму меньшую, чем было оговорено, мастер не возражал. Он был готов смириться с нуждой, но хотел, чтобы его имя знали многие.

Местонахождение: Институт искусств, Миннеаполис, США
Счастливый брак и тяжёлая утрата
Что касается личной жизни, то Никола Пуссен многие годы прожил со своей супругой – француженкой Анн-Мари, которую он встретил в Риме. Она была дочерью кондитера Дюге, близкого друга живописца. Когда Никола заболел, именно семейство Дюге проявило заботу о нём. Выздоравливая, Пуссен обратил внимание на миловидную девушку, старшую дочь кондитера. В дальнейшем они поженились.
Этот брак оказался крепким надёжным союзом. Несмотря на отсутствие детей, Никола и Анн-Мари были счастливы. Они стали друг для друга не только супругами, но и верными помощниками, друзьями, которые в любой момент готовы помочь и поддержать. Увы, в 1664 году жена Пуссена умерла. Это стало тяжелейшим ударом для мастера. Прежде жизнерадостный и энергичный, он погрузился в мрачную меланхолию и теперь уже даже в творчестве с трудом находил радость и вдохновение.
Насколько известно из писем живописца, состояние его здоровья оставляло желать лучшего. Ещё в 1650-е годы он нередко жалуется друзьям на недомогание и слабость. Причиной тому мог быть давний сифилис, а также хронические болезни. Хотя наверняка сказать, от чего страдал Пуссен в последние годы, нельзя. Смерть любимой супруги окончательно подкосила мастера, теперь он уже не видел смысла жить дальше. Свою жену Пуссен пережил меньше чем на год. Он умер в 1665 году пожилым и тяжело больным человеком.

Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
В своём завещании Никола Пуссен не упомянул ни о родителях (хотя вряд ли они были живы), ни о сводных брате и сестре, которые остались во Франции. Несмотря на французское происхождение, он по своей натуре был итальянцем, и именно в Риме нашёл и признание, и славу, и счастье. Сегодня имя Никола Пуссена редко звучит, когда речь заходит об искусстве, но не стоит забывать, что именно этот человек «перевернул» французскую живопись, доказав, что великое Возрождение и античность всегда остаются актуальны, а классицизм – стиль, который заслуживает внимания. Увы, его расцвета Пуссен уже не смог застать.
На обложке: Фрагмент картины Николы Пуссена «Автопортрет», 1650 год, Лувр, Париж, Франция