Когда речь заходит о классической музыке, большинство из нас сразу вспоминает знаменитые произведения великих авторов. Например, «Лунную сонату» Бетховена, «Ноктюрн» Шопена или «Реквием» Моцарта. Но, что интересно, последнее из перечисленных творений принадлежит к тем, чьё авторство до сих пор находится под вопросом.
Неслучайно «Реквием» («Лакримоза») Моцарта называют самым таинственным сочинением великого гения. Впрочем, исследователи не исключают, что написать его мог совсем не Моцарт. Почему же он так и не смог завершить своё творение? Кто мог также приложить руку к созданию «Реквиема»? И какие тайны хранит это произведение?
Таинственный заказчик
В июле 1791 года в дом Вольфганга Амадея Моцарта пришёл мрачный человек, закутанный в чёрный плащ. Он заявил, что готов заплатить композитору значительную сумму, если тот напишет заупокойную мессу. В качестве аванса музыкант получил 50 (по другим данным 100) дукатов. После завершения работы заказчик обещал заплатить столько же.
Как гласит легенда, создание произведение должно было проходить в условиях строжайшей анонимности, сам Моцарт не имел право претендовать на авторство композиции, которую создавал. Разумеется, такая работа показалась бы унизительной любому мастеру, но Моцарт не имел возможности устанавливать свои правила. Ему крайне необходимы были хотя бы незначительные средства – денег на жизнь у него практически не осталось.

Местонахождение: Картинная галерея, Берлин, Германия
«Украсть» шедевр
Но кем был этот незнакомец в чёрном? По всей вероятности, он являлся помощником графа Франца фон Вальзегга, который имел право действовать от лица вельможи. Сам этот граф любил играть на скрипке и нередко устраивал в своём доме любительские театральные представления. Однако он страстно мечтал стать признанным композитором.
Поскольку мастером сочинительства музыки графа нельзя было назвать, он нашёл для себя выход. Отправляя своего подручного к композиторам, которые находились в крайне стеснённых материальных условиях, он получал от них согласие написать композицию анонимно. В дальнейшем Вальзегг переписывал партитуру своей рукой и выдавал работу за свою собственную. Такая же участь ожидала и «Реквием».

Местонахождение: Музей Моцарта, Зальцбург, Австрия
До последнего вздоха
Работая над «Реквиемом», Моцарт трудился и над созданием других произведений. Получалось так, что написание заупокойной мессы постоянно прерывалось. Но, завершив все срочные заказы, композитор с новым рвением взялся за «Реквием». На этот период он перестал давать уроки ученикам, забывал о сне и отдыхе, полностью погружаясь в своё произведение. Дошло до того, что жена Моцарта силой отобрала у него партитуру, заставив хотя бы немного передохнуть.
Но сам Моцарт, занимаясь написанием композиции, чувствовал, как теряет силы. Всё чаще ему казалось, что «Реквием» он пишет самому себе, словно бы предчувствуя скорую кончину. Состояние композитора постоянно ухудшалось. Сам Моцарт не мог отделаться от мысли, что его отравили. Но даже не в силах встать с постели, лёжа, Моцарт продолжал писать «Реквием»:
«Я слишком хорошо чувствую, что долго не протяну; конечно, мне дали яд – не могу отделаться от этой мысли».

Продолжение «Реквиема»
Работать над произведением композитор продолжал до самой своей смерти. Как заявляли вдова и приятели Моцарта, написать он успел лишь первую часть «Реквиема». Поскольку работа не была окончена, супруга умершего попросила дописать произведение друга Моцарта, Йозефа Эйблера. Талант этого человека покойный высоко ценил и, несомненно, был бы рад такому выбору.
Но Эйблер написал лишь несколько разделов «Реквиема». Вероятно, произведение показалось ему крайне сложным, и вскоре оно оказалось в руках ученика Моцарта Франца Ксавера Зюсмайера. Благодаря ему произведение наконец обрело завершённый вид и было передано заказчику.
На протяжении долгого времени вдова композитора настаивала, что автором «Реквиема» следует называть исключительно Моцарта. Да, он действительно создал большую часть этого творения, однако при прослушивании «Реквиема» становится ясно, что финальная его часть очень отличается от первой половины. Впрочем, и сама супруга Моцарта впоследствии признавала, что в доработке композиции принимал участие Зюсмайер.
Кстати, когда в прессе появилась публикация о завершении работы над «Реквиемом», заказчик потребовал от вдовы «возмещения убытков». Граф был возмущён, что так и не удалось сохранить анонимность автора произведения, и теперь он не мог выдать его за собственное сочинение. Исторически же так сложилось, что «Реквием» однозначно считается произведением Моцарта, хотя это и не совсем верно.
Как бы то ни было, сегодня «Реквием» принадлежит к величайшим творениям мировой классической музыки. Он состоит из двенадцати частей, причём самой известной является седьмая – знаменитая «Лакримоза» («Слёзный этот день настанет…»). Она буквально пронизана интонациями горести и лирического вздоха. Как очень точно выразилась на этот счёт исследователь и публицист Л.Михеева:
«Реквием» Моцарта – последнее создание, «лебединая песня» великого композитора – принадлежит к величайшим памятникам мировой культуры».

Местонахождение: Австрийская национальная библиотека, Вена, Австрия
«Реквием» стал не просто последним произведением Моцарта. Это произведение раскрыло ещё больше граней таланта великого гения. Несмотря на желание графа Вальзегга украсть это сочинение, «Реквием» так и остался своего рода «последним приветом» Вольфганга Амадея Моцарта. И даже сегодня, спустя века, это творение продолжает наполнять наши души переживаниями и эмоциями, заставляя вспомнить о чём-то важном и дорогом, а может, и о том, что уже никогда не вернуть.
На обложке: Моцарт за фортепиано / deutschlandfunk.de