«Боярыня Морозова» – знаменитая картина Василия Сурикова, что открывает нам эпизод из жизни не менее знаменитой личности. На ней представлены события ноября 1671 года, когда боярыню Феодосию Морозову из московского дома отправили в ссылку по приказу русского царя. Она была одной из тех личностей, что стали символом старообрядчества в России.
Сама же картина, появившаяся на пятнадцатой выставке художников-передвижников, стала особой вехой в развитии русской живописи. В ней есть всё – драматизм, историческая правда, скрытые образы, яркость персонажей и обстановки. Как и когда была написана «Боярыня Морозова»? Почему личность самой боярыни вызвала такой интерес живописца?
Истоки творения картины
Конец XIX века для русского искусства знаменуется повышением интереса к собственным корням – как культуре, так и истории. Если прежде господствовали некие “западные” тенденции, то теперь писатели и поэты, скульпторы и художники стараются раскрыть суть русской души и, конечно, прошлое России. Особенно ярко это отразилось в живописи, и пример тому – картина Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова».
Как считают учёные, интерес Сурикова к истории старообрядцев появился ещё в юности. Ранние годы будущего художника прошли в Сибири, где было немало сторонников “старой” веры, что составляли жития. Предполагается, что с текстом «Повести о боярыне Морозовой», описывающей жизнь и гибель Феодосии Прокопьевны, юного Сурикова познакомила крёстная мать.

Портрет находится в Третьяковской галерее, Москва, Россия
Исторические факты о боярыне Морозовой
В ноябре 1671 года боярыня Морозова была арестована вместе с сестрой Евдокией. Несколько раз предпринимались попытки призвать женщин отказаться от прежних убеждений. Старые религиозные принципы и их сторонники вызвали раскол в обществе, а сам царь всецело поддерживал новые церковные реформы.
Менялась не сама вера, а некоторые важные её аспекты и даже символы. Так, к примеру, реформаторы требовали отказаться от использования двух перстов при крещении, поскольку в Европе крестились тремя. Многие церковные книги имели немало описок и ошибок, а потому их необходимо было переписать.

Она держит два поднятых пальца, намек на старый “правильный” способ креститься: двумя пальцами, а не тремя.
И если патриарх вместе с царём настаивали на использовании в качестве основы греческих текстов, то боярыня Морозова и другие старообрядцы выступали за работу с древнерусскими книгами.
Сёстры Феодосия и Евдокия подвергались пыткам. Одни считали Морозову святой, другие – отступницей. Неугодную боярыню народ даже хотел сжечь, однако совет шестнадцати бояр вступился за представительницу знатного рода. Это не спасло Морозову – она умерла в монастырской земляной тюрьме от истощения.

Находится в Третьяковской галерее, Москва
История создания
Однако на картине Сурикова мы ещё не можем видеть дальнейшую участь Морозовой, но она открывает нам сцену отъезда. Как рассказывается в книге историка А. М. Панченко «О русской истории и культуре», в тот момент, когда сани боярыни проезжали монастырь, она сложила ладонь в двуперстие «высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше».
Это был символ и жест непокорности, бесконечной веры в прежние идеалы и принципы. Именно этот эпизод мы и видим на полотне Сурикова.
Сам художник говорил, что на написание картины его подтолкнула ворона, которая билась на снегу. Надо признать, что некое сходство с этой птицей у главной героини холста действительно имеется.
Прототипом для образа Морозовой стала женщина, имя которой не сохранилось в истории. Она также была сторонницей старообрядчества, Суриков встретил её у Рогожского кладбища. Однако типаж боярыни стал смешанным – в нём заметны черты тётки художника, Авдотьи Торгошиной. У живописца имелось более ста этюдов, на которых написаны портреты героев, что позднее заняли своё место на картине.
История искусства хранит предание о том, что якобы изначально Суриков хотел использовать полотно небольшого размера, однако не смог уместить на нём всех задуманных персонажей. В итоге был выбран холст размером 304 × 587,5 см.

Местонахождение: Третьяковская галерея, Москва, Россия
Описание картины «Боярыня Морозова»
Центральным и поистине магнетическим образом картины является сама боярыня. Одна из самых богатых людей Руси, она едет на простых санях, покрытых соломой. Это – символ предстоящих пыток, мучений и голодной смерти. На момент ареста ей исполнилось всего 43 года, однако на полотне изображена едва ли не старуха.
Измождённая и осунувшаяся, она не теряет силы духа, готова в любой момент дать отпор врагам. В этом образе невероятно сплетаются физическая слабость и духовная сила. Она знает, что обречена погибнуть, но никогда не отступит от своих идеалов.

Местонахождение: Третьяковская галерея, Москва, Россия
Не менее ярко изображена и толпа. Художник находил образцы костюмов XVII века, чтобы максимально правдиво отразить события того времени. Разношерстную толпу можно рассматривать очень долго, и самое удивительное – эмоции людей. Они крайне противоречивы, ведь кто-то искренне жалеет Морозову, кто-то вдохновляется её смелостью, кто-то глядит осуждающе или вовсе смеётся.
Обратите внимание, что двуперстием боярыне отвечает лишь юродивый, сидящий на снегу. Прочие, даже её сторонники, боятся оказаться неугодными царю, а потому не решаются на смелый шаг. Сани с Морозовой словно раскалывают людей – так же, как идеи и принципы старообрядцев и реформаторов раскололи общество.

Местонахождение: Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых, Киров, Россия
«Боярыня Морозова« – поразительная картина, наполненная динамикой и эмоциями, которые мастерски удалось передать Василию Сурикову. Полотно было написано в 1884-1887 годах, однако события второй половины XVII века в ней показаны совершенно точно, а все детали реалистичны и правдивы. Как отметила искусствовед Галина Чурак, глядя на творение Сурикова:
«Мы становимся невольными не просто соучастниками – свидетелями того, что видим – мы входим в эту внутреннюю атмосферу картины».
И в этом – поистине мистическое притяжение «Боярыни Морозовой».