«Богомерзкое святотатство» – отчего в Европе запретили Палестинскую серию Верещагина

Искусство

На свою персональную выставку в Вене русский живописец Василий Верещагин привёз полотна, созданные в Палестине и Сирии. Поначалу всё шло благополучно – народ с интересом рассматривал картины, и Палестинская серия обещала стать большим успехом живописца. Но потом вдруг в Вене разразился громкий скандал, связанный как раз с произведениями Верещагина.

Сам кардинал неистовствовал, заявляя, что такие картины надо как можно скорее удалить с людских глаз, что видеть такое нельзя никому из христиан. Казалось бы, что такого – автор просто написал библейские сюжеты, которые и до него освещали многие мастера. Однако Палестинскую серию в Вене забыть ещё долго не могли. Но за что ругали Верещагина? И что стало причиной скандала в Европе, связанного с картинами нашего живописца?

Когда правда не нравится

Надо сказать, что Василий Верещагин принадлежал к тем художникам, которым было не привыкать к скандалам. Нередко его произведения вызывали целую бурю негодования. Но даже самые недовольные критики вынуждены были признать – несмотря на все недочёты картин в плане сюжета или подачи (а это, согласитесь, дело вкуса), техника работ действительно находится на очень высоком уровне.

Интересно, что о Верещагине и его произведениях высказывались даже именитые ценители искусства. Одним из них был великий князь Александр Александрович, будущий император Александр Третий. Правда, фраза от него едва ли может считаться лестной:

«Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек».

Но в этих случаях, речь, как правило, шла о батальных картинах. Из-за них Василия Верещагина нередко обвиняли в отсутствии патриотизма. Дело было только в том, что всякую войну живописец показывал без пафоса и прикрас. Но если здесь суть конфликта критиков и автора хотя бы относительно ясна, то чем же раззадорили публику его картины на вполне мирные религиозные сюжеты?

Василий Васильевич Верещагин
Василий Васильевич Верещагин

Создание картин

Отправившись в путешествие по Палестине и Сирии, Василий Верещагин создал более пятидесяти этюдов. Большую их часть представляли виды природы, постройки, памятники архитектуры, а также образы отшельников или молящихся евреев. Словом, самые колоритные моменты, которые здесь мог увидеть живописец.

Здесь же Верещагин нередко встречал русских. Соотечественники, как правило, приезжали на Святую землю как паломники, желающие прикоснуться к великим святыням. И это заметно отличало их от художника. Надо признать, что Верещагин любил на всё смотреть как реалист. Он не испытывал душевный трепет при виде старинных построек, однако умел оценить, насколько хорошо и интересно они впишутся в изображаемый им пейзаж. На всё вокруг он смотрел как мастер, привыкший показывать правду, но вовсе не как истово верующий человек, который во всём зрит дела Господни и благодать, ниспосланную Небом.

Создавая свою знаменитую Палестинскую серию, Верещагин ставил перед собой конкретную цель: сделать евангельские предания ясными и понятными для каждого, образно говоря, «перевести» их на привычный для человека «язык». И стоит сказать, что замысел этот в полной мере удался.

Василий Васильевич Верещагин «Святое семейство», 1884 годМестонахождение: Русский центр искусства, Калининград, Россия
Василий Васильевич Верещагин «Святое семейство», 1884 год
Местонахождение: Русский центр искусства, Калининград, Россия

Необычные картины

Впервые картины Палестинской серии были представлены в Вене в 1885 году. Сначала, как уже было сказано, всё проходило вполне тихо и мирно. Сам Верещагин писал:

«Сегодня мне представилась депутация от русских студентов. Сказали маленькую речь и просили устроить в честь мою торжество! Разумеется, я отклонил, просил почитать мой талант сердцем и тихо, но что-то они не очень согласились».

Однако вскоре руководство местной католической епархии подняло страшный шум из-за картин мастера. Особенно негодовали священнослужители из-за полотен «Святое семейство» и «Воскрешение Христово». Первая картина вызывала массу дискуссий по поводу правильности изображения персонажей. Здесь были показаны Мария с детьми, читающий юный Иисус и Иосиф, занимающийся столярным делом. Могли ли быть братья и сёстры у Христа? Можно ли показывать святое семейство как обыкновенных людей, погружённых в самые обыденные дела? Эти и масса других вопросов стали подниматься духовенством.

А вот картина «Воскрешение Христово» вызвала настоящий шквал критики. Здесь мы видим воскресшего Иисуса, который вылезает из гробницы. Испуганные стражники бегут прочь. Надо сказать, что выглядит всё это реалистично, но отнюдь не торжественно, как принято изображать Воскрешение.

Василий Васильевич Верещагин «Воскресение Христово», 1884 год Местонахождение неизвестно
Василий Васильевич Верещагин «Воскресение Христово», 1884 год
Местонахождение неизвестно

Венский переполох

Дошло до того, что в прессе были опубликованы слова самого кардинала, который заявил, что глубоко опечален «подобной профанацией». Всех верующих католиков он призывал бойкотировать выставку. Лучшей рекламы для Палестинской серии придумать было нельзя. Очень скоро в выставочный зал ломились все – и уличные торговцы, и князья, и чумазые мальчишки, и чиновники. В газетах писали:

«Выставка картин В. В. Верещагина представляет собою небывалое до сих пор в Вене зрелище. Она произвела как бы нивелирующее действие: и князь, и крестьянин, и миллионер-банкир, и простой рабочий – все наперерыв друг перед другом спешат внести в кассу 30 крейцеров, чтобы поскорее взглянуть на произведения могучего таланта».
Василий Васильевич Верещагин «Стена Соломона» («Стена плача»), 1884 годМестонахождение: Частная коллекция
Василий Васильевич Верещагин «Стена Соломона» («Стена плача»), 1884 год
Местонахождение: Частная коллекция

Ажиотаж этот здоровым назвать было нельзя. Попадались здесь и фанатично настроенные личности, которые заявляли, что они – «посланники Господни», направленные уничтожить «негодные» картины. Сам же Верещагин явно получал удовольствие от происходящего, сообщая жене, что «причин для беспокойства нет, ведь он уже переложил револьвер из заднего кармана в боковой». Однако показ Палестинской серии в Европе, равно как и в России, был запрещён. Впрочем, во время выставки Верещагин познакомился с неким миллионером из США, который предложил ему перенести выставку в Америку. Сами же картины эти до сих пор многие считают и святотатством, и богохульством. А может, люди просто не хотят принимать правды?

На обложке: Фрагмент картины Василия Васильевича Верещагина «Святое семейство», 1884 год. Местонахождение: Русский центр искусства, Калининград, Россия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий