«Переход Суворова через Альпы» – почему Суриков называл свою картину «подвигом под шутку полководца»?

Искусство

До наших дней сохранилось несколько портретов великого русского полководца Александра Суворова, но, пожалуй, самым значимым полотном, отражающим не только внешность, но и заслуги военачальника, стала картина «Переход Суворова через Альпы», написанная Василием Суриковым. 

Преодолеть горную преграду в зимнее время не удавалось никому – ни до, ни после Суворова. Он действительно сумел разработать гениальную стратегию, причём успешно прошёл через горы во время Швейцарского похода. Благодаря этому все цели были достигнуты. Самый напряжённый момент перехода как раз и изображён на картине Сурикова. Как же показал живописец столь значимое событие? И какие символы использовал Суриков?

Самый опасный участок

Во время суворовского Швейцарского похода произошло событие, в дальнейшем не знающее аналогов в истории. Войско Александра Суворова смогло преодолеть Альпы в зимнее время, чего, конечно, никто от русских не ожидал. Как я уже сказала, никто прежде не предпринимал попытку столь дерзкого перехода, причём и в дальнейшем повторить то, что успешно воплотил в жизнь Суворов, никто не смог (да и не решился). 

Впрочем, нельзя исключать, что и сам Суворов, будь такая возможность, повременил бы с походом, однако действовать в зимнюю пору его вынуждали обстоятельства. Россия должна была выполнить свои союзнические обязательства перед Австрией в противостоянии с Францией. 

Суриков, детально изучивший особенности перехода суворовского войска, решил выбрать для своего полотна наиболее яркий и драматичный момент. Он изобразил спуск с хребта Паникс. Этот участок был самым сложным за время всего похода. Ему предшествовали другие переходы и сражения, а потому нельзя было сказать, что солдаты на тот момент были полны сил. Спуск продолжался около суток, причём солдатам приходилось бросать провиант и оружие – лишь так можно было преодолеть столь сложный и опасный участок Альп. В это время погибло немало военных и французских пленных.

Илья Ефимович Репин «Портрет художника Василия Ивановича Сурикова», 1877 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Илья Ефимович Репин «Портрет художника Василия Ивановича Сурикова», 1877 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

История создания

Замысел написать картину, изображающую знаменитый спуск Суворова, родился у Василия Сурикова в 1895 году. Уже тогда художник начал искать образы для своего полотна. Надо признать, что отыскать прототип Суворова было непросто. Первым натурщиком для создания облика великого полководца стал казачий офицер Фёдор Спиридонов. 

Он был хорошим знакомым живописца, причём принимал участие в поиске фактов и данных о предках Сурикова. А через три года появился эскиз, где в роли Суворова выступает учитель пения Григорий Смирнов. Кстати, у него имелась белая лошадь, которую мы можем видеть на картине под военачальником. Как мне кажется, в итоге живописец совместил оба образа, которые так подходили для Суворова, и сумел получить идеальный вариант.

Если взглянуть на картину, не рассматривая отдельные детали, а замечая лишь общую атмосферу, сразу заметно, что на полотне Сурикова Суворов и воины русской армии изображены в едином порыве. Не секрет, что солдаты безмерно уважали легендарного полководца, а потому готовы были с Суворовым отправляться хоть на край света. Кроме того, и сам Александр Васильевич берёг своих воинов, стараясь лишний раз не рисковать их жизнями.

Василий Иванович Суриков «Переход Суворова через Альпы в 1799 году», 1899 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Василий Иванович Суриков «Переход Суворова через Альпы в 1799 году», 1899 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Особенности картины

Когда присматриваешься к отдельным фрагментам картины, становится особенно интересно. Честно признаться, у меня возникает чувство участия в изображённом художником спуске. Суриков сумел запечатлеть самые разные эмоции воинов. Поразительно, насколько различается восприятие людьми одного и того же события. Одни сосредоточены и суровы, другие кажутся испуганными, а третьи, напротив, воодушевлены предстоящим испытанием. 

Несмотря на это, войско кажется по-настоящему сплочённым и единым. Кстати, сразу можно приметить двух бойцов, которые широко улыбаются каким-то словам Суворова. Сам Суриков называл свою картину «подвигом под шутку полководца». Оно действительно так – кажется, будто только что военачальник рассказал о каком-то забавном случае, чем немало развеселил молодых солдат.

Живописец называл сюжет своей картины «подвигом под шутку полководца» - Суворов поддерживает и вдохновляет солдат ободряющими словами
Живописец называл сюжет своей картины «подвигом под шутку полководца» – Суворов поддерживает и вдохновляет солдат ободряющими словами

Приёмы выразительности

Своей самой главной и при этом крайне сложной задачей Суриков считал изображение особенностей позы, мимики и жестов различных солдат. Он должен был мастерски передать моральное состояние людей, причём ему это удалось в полной мере. Мы видим старого воина, который готовится к спуску, молодого офицера, что сосредоточился на самом спуске, воодушевление и азарт передних рядов, а также неуверенность задних. Чтобы усилить эффект, живописец отказался от стандартной горизонтальной подачи столь масштабной сцены. Он решил перевернуть холст вертикально, за счёт чего спуск с горного хребта кажется ещё более стремительным. 

Для большей выразительности Сурикову пришлось отступить от исторической правды. Художник-баталист Василий Верещагин отмечал, что при спуске с Альп солдаты явно не держали бы в руках штыки. Кроме того, конь не подошёл бы так близко к краю обрыва, но это, как говорится, уже незначительные детали. Главное – благодаря им Сурикову удалось продемонстрировать опасность и драматизм ситуации.

Карандашный рисунок Василия Ивановича Сурикова с изображением казачьего офицера Фёдора Спиридонова, с которого художник писал Суворова
Карандашный рисунок Василия Ивановича Сурикова с изображением казачьего офицера Фёдора Спиридонова, с которого художник писал Суворова

«Переход Суворова через Альпы» Василия Сурикова произвёл ошеломляющее впечатление на публику. Люди были в восторге от картины, которая так ярко демонстрировала подвиг русского войска. С помощью кистей и красок живописец сумел изобразить удаль нашего народа и величие Суворова. Полотно было завершено в 1899 году, причём в этом же году её приобрёл император Николай II.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий