«Явление Христа народу» – над чем Александр Иванов трудился 20 лет?

Искусство

Картина «Явление Христа народу» должна была подвести итог заграничной стажировки русского живописца Александра Иванова, однако стала гораздо большим – смыслом жизни художника. Он посвятил ей целых двадцать лет, а после смерти Иванова поистине гигантское полотно заняло отдельный зал Третьяковской галереи.

Сам художник называл этот сюжет всемирным. Именно своим явлением Христос дал людям шанс на проявление человечности, возможность выхода на светлый путь возвышенного и доброго. Как считал Иванов, именно то событие, описанное в Библии, определило судьбу человечества. Какой же была судьба живописца и его картины? Какие символы можно увидеть на этом грандиозном полотне?

Предыстория

Известный русский художник Александр Иванов обучался в Академии художеств, а в дальнейшем стал участником Общества поощрения художников, благодаря поддержке которого в 1830 году смог отправиться в Италию. Несколько лет он провёл в Риме, где жил и работал.

Уже тогда у него появился замысел создать монументальное полотно «Явление Мессии народу». В своих письмах Иванов отмечал, что несколько раз перечитывал Евангелие от Иоанна, причём считает, что именно в нём соединена вся суть библейских идей. Он отмечал:

“Иоанну Крестителю поручено было Богом приуготовить народ к принятию учения Мессии, а, наконец, и лично представить его народу!”.
Александр Иванов Явление Христа народу, 1837-1857 годы Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Александр Иванов Явление Христа народу, 1837-1857 годы
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Именно этот последний момент и был выбран Ивановым в качестве сюжета для своего полотна. Однако столь сложная и значительная работа требовала подготовки.

Предшественником «Явления Христа народу» стала более простая, двухфигурная композиция, запечатлённая в творении «Явление Христа Марии Магдалине». Она была закончена в мае 1835 года, а вскоре была отправлена в Санкт-Петербург. Творение получило настолько высокую оценку публики и критиков, что Иванову было присвоено звание академика.

Александр Иванов «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения», 1835 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Александр Иванов «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения», 1835 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Сам художник писал:

“Кто бы мог подумать, чтобы моя картина «Иисус с Магдалиною» производила такой гром? Сколько я её знаю, она есть начаток понятия о чём-то порядочном. Но как я доволен, как я доволен, что вы радуетесь, что в восхищении и Совет, и президент [Академии]! Вы говорите, что мне продолжить хотят пенсион, для картины «Появление Мессии». Это есть единственное моё желание”.
Сергей Постников «Портрет художника Александра Андреевича Иванова», около 1873 года Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Сергей Постников «Портрет художника Александра Андреевича Иванова», около 1873 года
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

История создания

Уже в 1836 году Александр Иванов приступил к работе над картиной «Явление Христа народу». Изначально был создан малый вариант полотна, что в дальнейшем служил эскизом для окончательного варианта. Хочу заметить, что сама картина имеет поистине гигантские размеры – 540 на 750 см.

Только представьте, насколько долгой и непростой была работа! Иванов трудился над своим знаменитым творением более 20 лет. Лишь в 1858 году он решил везти крупное полотно в Петербург. Выставка заняла главный зал Академии художеств, причём наряду с картиной были представлены эскизы и наброски. Всего этюдов с натуры было около шести сотен.

Картину, над которой Александр Иванов трудился многие годы, можно увидеть в Третьяковской галерее / tass.ru
Картину, над которой Александр Иванов трудился многие годы, можно увидеть в Третьяковской галерее / tass.ru

Судьба художника

Впрочем, впечатление от полотна было неоднозначным. Ценители творчества Иванова отмечали, что были несколько разочарованы. Они заметили, что некоторые эскизы выполнены более мастерски, чем их воплощение на картине.

Однако большая часть публики обсуждала грядущую отмену крепостного права и, как понимаете, народу было не до творения с Христом. Кстати, многие особое внимание обращали не на фигуру Спасителя, а на Иоанна Крестителя, который кажется более ярким и колоритным персонажем.

К сожалению, стрессы и море обрушившейся критики в адрес Иванова подорвали здоровье художника. Вскоре после завершения работы над «Явлением Христа народу» он умер. Через несколько часов после смерти живописца его картину приобрёл Александр II за 15 тысяч рублей, после чего передал полотно Румянцевскому музею.

Александр II приобрёл картину для Румянцевского музея / culture.ru
Александр II приобрёл картину для Румянцевского музея / culture.ru

В начале прошлого века картина перешла к Третьяковской галерее, где был создан отдельный зал для «Явления Христа народу». Об этой работе писали многие известные люди. В своей повести «Портрет» Н.В.Гоголь, как полагают, писал именно о ней. В творении Гоголя отмечена такая фраза:

“Вся картина была мгновение, но то мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление”.

Иван Крамской отмечал, что образ Иоанна Крестителя является идеальным и совершенным, он ярко демонстрирует характер и сюжетные аспекты Евангелия. Но, увы, большинство современников Иванова так и не смогли понять его замысла. Художник, как часто бывает, опередил своё время.

Образ Иоанна Крестителя у Иванова называют совершенным
Образ Иоанна Крестителя у Иванова называют совершенным

Образы картины

Но давайте взглянем на это гениальное творение. В первую очередь, стоит познакомиться с его сюжетом. Здесь указан момент появления Иисуса в пустыне после его крещения. Евангелие от Иоанна так описывает события:

“На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. <…> Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю”.

Центр композиции занимает фигура Иоанна Крестителя, о которой уже немало сказано. Он занимается крещением людей, что собрались у реки Иордан. Он одним из первых увидел приближающегося Христа и указывает народу на него.

Интересным приёмом художника является размещение Иисуса на возвышенной части ландшафта, из-за чего складывается впечатление, будто он стоит над толпой. Это – один из символов картины.

За спиной Крестителя находится группа новозаветных апостолов
За спиной Крестителя находится группа новозаветных апостолов

Если взглянуть на людей, собравшихся возле Иоанна, можно отметить, что они в большинстве своём представляют общую массу. Но есть и те, что выделяются среди толпы. За спиной Крестителя находится группа апостолов. В правой части работы Иванова расположена группа людей, выходящих из воды и дрожащих после ритуала купания.

Не менее важную роль играют пейзажные элементы. Они необходимы были для создания особого фона и атмосферы. Здесь виднеются светлые здания Иерусалима, оливковые рощи, а замыкают горизонт горы сероватого цвета. Иванов отмечал сложности создания пейзажа:

“Я ездил за несколько миль от Рима для написания этюдов для околичности, которую теперь почти привёл в порядок. Не легко сочинить приличный ландшафт, а ещё труднее сочинить его отделку. Портретным образом работать ландшафты гораздо легче, чем идеальным…”
Полотно очень колоритно. Природа на нем не менее выразительна, чем фигуры людей
Полотно очень колоритно. Природа на нем не менее выразительна, чем фигуры людей

Иисус Христос в «Явлении Христа народу»

А теперь предлагаю внимательно присмотреться к каждому из основных действующих лиц. Конечно, главным героем картины является Иисус Христос. Изначально, что видно на эскизах, художник хотел разместить Мессию в группе людей, ближе к Иоанну Крестителю и людям, но в дальнейшем решил отделить его. В одном из своих писем художник объяснил этот аспект:

“Если вы прочтёте первую главу Евангелия Иоанна, то уверитесь, что Иисус должен быть один совершенно. Учеников Иисус приобрёл после сего путешествия”.
В простых одеждах Иисус идет неторопливой величественной поступью
В простых одеждах Иисус идет величественной поступью

Иванов считал, что особенно важным является не только образ Христа, но и место, которое он занимает на картине. И если в первоначальном варианте Мессия был на уровне Иоанна Крестителя, то в более поздних вариантах живописец решил “поднять” его за счёт снижения холма. Кроме того, череда гор и сизая дымка на заднем плане добавляют образу Спасителя поэтичности. Николай Гоголь так писал о Христе на картине:

“В это самое время, когда всё движется такими различными движеньями, показывается вдали Тот Самый, во имя которого уже совершилось крещение — и здесь настоящая минута картины”.
Фигура Иисуса размещена на возвышенной части ландшафта, из-за чего складывается впечатление, будто он стоит над толпой
Фигура Иисуса размещена на возвышенной части ландшафта, из-за чего складывается впечатление, будто он стоит над толпой

Образ Иоанна Крестителя

Не менее ярким и эффектным образом стал Иоанн Креститель. Иванов отмечал, что нарочно сделал мантию этого персонажа достаточно грубой, а одежду – крайне простой.

Креститель готов взять на себя все пороки человеческие, что и демонстрирует своими стойкостью и неким аскетизмом. В руке Иоанна – крест, что сразу указывает нам на то, чем занимается этот человек.

Центр композиции занимает фигура Иоанна Крестителя
Центр композиции занимает фигура Иоанна Крестителя

Фигура Иоанна Крестителя была написана одной из самых последних в картине. Иванов долго не мог найти подходящего типажа для создания этого образа. Принято считать, что вдохновение художник почерпнул из работы Рафаэля «Мадонна Фолиньо», где можно заметить подобный образ. Советский искусствовед Алла Верещагина отмечала:

“Иоанн, фанатический проповедник нового этического учения, становится одним из центральных и абсолютно положительных образов картины… его вдохновенное лицо надолго приковывает внимание зрителя”.

Без сомнения, Иоанн Креститель стал одним из самых ярких и запоминающихся образов картины. Впрочем, именно долгая и кропотливая работа над ним показывает, насколько значимым Иоанна считал Иванов в своём творении.

В правой части полотна расположена группа людей, выходящих из воды и дрожащих после ритуала крещения
В правой части полотна расположена группа людей, выходящих из воды и дрожащих после ритуала крещения

В «Явлении Христа народу» Александра Иванова есть масса других интересных образов, а потому можно очень долго детально рассматривать эту работу. Двадцатилетний труд автора стал смыслом его жизни, но, к сожалению, оказался среди последних творений Иванова.

“Автор сделал своё дело – автора больше ничто не держит на земле”, – именно так говорили фаталисты о смерти художника. И эта фраза в очередной раз подчёркивает гениальность и величие его картины.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий