«Ямщик с попугаем» – за что критики ругали «Ковёр-самолёт» Васнецова?

Искусство

Над его произведением смеялись, критики на картину показывали пальцами и говорили, что «вот так» писать точно не стоит. Но Виктор Михайлович Васнецов не собирался ничего менять на своём полотне. Он был уверен – публика поймёт и оценит по достоинству его произведение – пусть и не сразу.

А речь шла о картине «Ковёр-самолёт», написанной Васнецовым по заказу Саввы Мамонтова. Тогда живописец ещё не знал, что спустя несколько лет он создаст ещё один «Ковёр-самолёт» – не в угоду критикам или недовольным зрителям, но для отражения совсем другой истории. Так почему же сказочный сюжет вызвал столько разногласий? За что критиковали Васнецова? И что особенного в его «Ковре-самолёте»?

Заказ от Мамонтова

Сегодня «Ковёр-самолёт» Виктора Васнецова – одна из самых любимых картин детей и взрослых, истинное сокровище русской живописи, которое воочию можно увидеть в Нижегородском государственном художественном музее. Глядя на этот удивительный сказочный сюжет, изображённый великим живописцем, сложно представить, что в первые годы после появления «Ковра-самолёта» его ругали, заявляя, что автор «потерял чутьё» и уже не может писать картины на сказочную тематику.

Как уже было сказано, Васнецов написал свою картину по заказу известного коллекционера и мецената Саввы Мамонтова. Тот попросил живописца создать для него три произведения: «Бой славян со скифами», «Три царевны подземного царства» и «Ковёр-самолёт». Кстати, такой выбор полотен Мамонтовым был определён неслучайно. Незадолго до этого предприниматель завершил строительство Донецкой каменноугольной железной дороги. Отсюда и выбор сюжетов – и подземное царство, и скифы.

Виктор Михайлович Васнецов «Автопортрет», 1873 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Виктор Михайлович Васнецов «Автопортрет», 1873 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Судьба полотна

В здании правления должны были появиться картины,  которые указывали бы на триумф русского человека над силами природы и врагами. Наилучшей основой для этого стали сказки. Впрочем, есть предположение, что идея обратиться к сказочной тематике принадлежала именно Васнецову. Не секрет, что Мамонтов поддерживал со многими живописцами дружеские тёплые отношения, а потому старался не ставить для приятелей жёсткие ограничения.

Виктор Михайлович Васнецов «Ковёр-самолёт», 1880 год Местонахождение: Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород, Россия
Виктор Михайлович Васнецов «Ковёр-самолёт», 1880 год
Местонахождение: Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород, Россия

Картины были написаны, однако дирекция железной дороги отказалась от этого заказа. Картины так и не украсили здание правления, но были выкуплены самим Саввой Мамонтовым. После обвинения мецената в растратах и дальнейшего его ареста «Ковёр-самолёт» был приобретён нижегородским купцом С.М.Рукавишниковым, который в 1916 году передал картину местному музею.

«Неправильная» сказка

Однако вернёмся к первому появления картины на публике. Впервые картину Васнецова зрители увидели на VIII выставке живописцев-передвижников. Тогда, в 1880 году, многие люди вовсе не поняли замысла автора и даже посчитали его творение неким неудачным курьёзом. Впрочем, до сей поры публика ничего подобного не видела, а любое новаторство, как известно, часто воспринимается неоднозначно.

В одном из своих писем коллекционер Павел Третьяков писал живописцу Ивану Крамскому, что вокруг картины Васнецова бушуют нешуточные страсти. Критики ругали «Ковёр-самолёт» за отсутствие соответствующего картине сказочного настроения, яркости, некой особенной атмосферы, которую зритель привык видеть на таких полотнах.

В газетах прямо-таки глумились над Васнецовым, отмечая, что человек, не обладающий ни фантазией, ни талантом писать картины на сказочную тематику, уж точно не имеет права. Изображённого на картине Ивана-царевича называли не иначе как «пареньком в ямщицком одеянии», а Жар-птица в его руках сравнивалась с «заморским попугаем». Словом, многие считали, что «Ковёр-самолёт» состоит из сплошных недостатков.

Жар-птица на картине кажется вполне реальной птицей – пусть и с ярким оперением
Жар-птица на картине кажется вполне реальной птицей – пусть и с ярким оперением

Полёт, написанный красками

Справедливости ради нужно сказать, что находились и те, кто видел в картине несомненные её достоинства. Однако истинные ценители «новаторства» Васнецова оставались в меньшинстве. Но почему же со временем отношение к полотну изменилось? Как мне кажется, Виктор Михайлович опередил своё время. Он создал картину, в которой сказка была показана крайне реалистично. Даже летящий по небу ковёр-самолёт не кажется здесь чем-то вымышленным и неестественным – всё смотрится гармонично и прекрасно.

Васнецов, верный реалистическому подходу к изображению героев и сцен на своих полотнах, не стал обволакивать Ивана-царевича и ковёр некой дымкой сказочности и фантастичности. Все персонажи представлены такими, какими могли бы быть в действительности. Даже Жар-птица кажется вполне реальной птицей – пусть и с ярким оперением. Но главное – на своей картине Васнецов воплотил мечту каждого человека о свободе и безграничном просторе. Именно это нам даёт «Ковёр-самолёт». Очень точно об этой картине написал критик Владимир Стасов:

«Еще никогда ни один художник у нас не пробовал изобразить волшебный ковер наших сказок в виде чего-то похожего на громадную птицу с выгнутым вверх хребтом и широко раскрытыми врозь крыльями».
Виктор Михайлович Васнецов. Второй вариант картины «Ковёр-самолёт», 1919-1926 годы Местонахождение: Дом-музей Виктора Михайловича Васнецова, Москва, Россия
Виктор Михайлович Васнецов. Второй вариант картины «Ковёр-самолёт», 1919-1926 годы
Местонахождение: Дом-музей Виктора Михайловича Васнецова, Москва, Россия

К нападкам критиков Виктору Васнецову было не привыкать – они мало его трогали, да и многие его картины вызывали неодобрение коллег. Живописец не сомневался, что его «Ковёр-самолёт» оценят будущие поколения. Так и произошло. Уже на склоне лет живописец решил написать ещё одно полотно на эту же тему. Но новый «Ковёр-самолёт» представлял уже совершенно иную картину. Здесь не было Жар-птицы или поразительного ощущения парения. Главная роль теперь отводилась Ивану-царевичу и его возлюбленной царевне. И если первый «Ковёр-самолёт» воспевает свободу, то вторая картина Васнецова стала неким гимном любви, которая не ведает границ и преград.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий