Шквал критики, скандалы и слава – каким был путь знаменитого Пикассо?

Искусство

Пабло Пикассо называют признанным гением живописи. Среди мастеров прошлого века он занял почётное место. По сути, именно Пикассо являлся творческим вдохновителем, стоявшим у истоков кубизма. Его работы вызывают самые разные эмоции публики – одни заявляют, что это истинные шедевры, другие называют их грубой мазнёй. Тем не менее Пикассо сумел вписать своё имя в историю и обессмертил его своими произведениями.

Но если о творениях Пикассо известно немало, то далеко не многие знают, какой была жизнь самого живописца. А ведь его путь к признанию оказался очень непростым, да и личных драм пришлось пережить немало. Давайте же заглянем в историю Пабло Пикассо, чтобы понять, какие моменты вдохновляли его на создание знаменитых картин. Что может открыть нам личная жизнь Пикассо? И почему уже одно его рождение считали настоящим чудом?

Ребёнок с непроизносимым именем

Родиной прославленного художника стал живописный край Испании Андалусия. Именно там в октябре 1881 года появился на свет малыш, которому в будущем суждено было преобразить мир живописи. У матери Пикассо роды проходили тяжело, но после долгих часов младенец наконец появился на свет. Тихий и совсем маленький мальчик казался мёртвым и не подавал признаков жизни. И тогда, как рассказывали, дядя юного Пабло выдохнул струйку сигарного дыма в сторону новорожденного, отчего тот вдруг закричал.

Среди предков Пабло Пикассо было немало влиятельных и почитаемых людей, однако сама его семья испытывала финансовые трудности. Отец некоторое время пытался заниматься живописью, но дохода это не приносило. Единственное, по чему можно было определить высокородность Пабло – его имя.

При рождении он был назван Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис-и-Пикассо. Согласитесь, такую сложную конструкцию едва ли могли запомнить даже соотечественники Пикассо, а потому он предпочитал именоваться проще – по первому и последнему словам огромного имени. Кстати, фамилию Пикассо взял материнскую – отцовский вариант Руис ему казался менее благозвучным.

Пабло был старшим ребёнком в семье, а через несколько лет после его рождения у него появились две младшие сестры – Долорес и Кончита. К ним маленький Пикассо относился с теплотой и нежностью, считая себя старшим помощником в семье и защитником малышек.

Пабло Пикассо в детстве, 1886 год
Пабло Пикассо в детстве, 1886 год

Юный живописец

Пабло рос красивым и способным мальчиком. Он уже в раннем возрасте проявил интерес к рисованию, причём нередко помогал отцу писать полотна. Шестилетний Пабло прекрасно знал, как правильно смешивать цвета и подбирать оттенки. Уже тогда он начал писать собственные картины. Конечно, это было лишь детское творчество, однако такие пробы указывали, что мальчик явно интересуется живописью и вполне может связать своё будущее с этим искусством.

В восемь лет Пабло написал своё первое полотно. Это была полностью самостоятельная работа Пикассо – отец в создании рисунка участия не принимал и не давал советов. Называлось это творение «Пикадор». Кстати, эту картину Пикассо бережно хранил всю жизнь, считая её неким талисманом, первым шагом в творчество.

Пабло Пикассо «Пикадор», 1889 год Местонахождение: Коллекция Клода Пикассо, Париж, Франция
Пабло Пикассо «Пикадор», 1889 год
Местонахождение: Коллекция Клода Пикассо, Париж, Франция

И Пабло продолжал рисовать. Однажды отец предложил тринадцатилетнему сыну доработать начатую картину. Тот согласился и показал отцу незавершённую работу, которую тот прежде не видел. Отец был так впечатлён, что после этого подарил сыну все свои принадлежности для рисования.

Несомненно, уже тогда он видел, что Пабло гораздо талантливее его, и это, конечно, радовало родителя. Говорили, что с той поры старый мастер ни разу не взял в руки кисти. Теперь он стал наставником своего сына и стремился лишь поддерживать все его начинания.

Пабло Пикассо в возрасте 14-15 лет
Пабло Пикассо в возрасте 14-15 лет

Скучная учёба

Теперь Пабло понимал, что хочет стать художником. Но для этого следовало получить соответствующее образование, и он уверенно шёл к своей мечте. Юноша отправился в Барселону, с намерением поступить в Академию художеств. Преподаватели поначалу отказывали – уж слишком молодым был Пабло. Однако затем, взглянув на его работы, поняли, что у юноши настоящий талант. В конце концов он был принят на обучение.

В Барселоне Пикассо учился около трёх лет, после чего перебрался в Мадрид, где поступил в академию Сан-Фернандо. На протяжении нескольких месяцев он изучал полотна великих мастеров прошлого, знакомясь с особенностями творчества Франсиско Гойи, Диего Веласкеса и других знаменитых испанцев.

Казалось бы, Пабло должен был наслаждаться жизнью. У него появилась возможность учиться в элитном учебном заведении, постигать все тонкости живописного искусства. Однако молодой Пикассо не хотел оказаться запертым в рамках одного места. Он мечтал о путешествиях и новых впечатлениях, он хотел увидеть всю палитру мировой живописи и создать собственный стиль. В конце концов он бросил учёбу и вместе с приятелем, студентом из США Карлосом Касагемасом, отправился в путешествие.

Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, где учился Пикассо / artkolik.net
Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, где учился Пикассо / artkolik.net

Жизнь в Париже

Двое молодых людей, страстно влюблённые в живопись, они первым делом направились в Париж. В дальнейшем Пикассо посетит этот город не раз, но первое впечатление от французской столицы было невероятным. Париж очаровал молодых мастеров обилием красок и свободой, которую здесь получали художники. Эксперименты, новые стили, всевозможные вариации форм – казалось, что здесь позволительно совершенно всё. Пикассо была очень близка эта свобода самовыражения в творчестве.

Однако поездка в главный город Франции не ограничилась для Пабло исключительно знакомством с творчеством местных мастеров. Здесь он заинтересовался древнеегипетскими и финикийскими фресками, которые мог видеть в музеях. Кроме того, внимание Пикассо привлекли и японские гравюры. Кстати, интересно, что со временем влияние такой экзотической древности отразится и на творчестве мастера, что будут отмечать многие ценители его работ.

Слева направо - Пабло Пикассо, Анхель Фернандес де Сото и Карлос Касагемас, около 1900 года
Слева направо – Пабло Пикассо, Анхель Фернандес де Сото и Карлос Касагемас, около 1900 года

«Голубой период»

Вот теперь, как казалось Пикассо, его жизнь приобрела новые краски и яркость богемной жизни. Однако вскоре его ждало потрясение. В 1901 году Пабло впервые потерял близкого человека. Его приятель, тот самый Карлос, свёл счёты с жизнью из-за неразделённой любви. Его смерть стала большим потрясением для Пикассо. Как часто бывает, личные переживания тут же отразились и на творчестве живописца. В ту пору Пикассо создаёт ряд картин, которые в дальнейшем назовут первым «Голубым периодом» его творчества. Вероятно, с помощью сдержанных холодных тонов художник делился с публикой своей печалью и горестными размышлениями о несправедливости жизни.

Надо признать, что в своём творчестве Пабло Пикассо вообще предпочитал холодные оттенки. Взгляните на картины «Свидание» или «Старый еврей с мальчиком». Они написаны в крайне сдержанной гамме, и на то есть причины. Во-первых, такие тона и правда отражали моральное состояние автора. Он был подавлен, разбит, опечален гибелью друга. Во-вторых, не стоит забывать. что краски в ту пору стоили немалых денег, и далеко не всегда молодые живописцы могли позволить себе приобрести всю палитру. Оттого-то и приходилось ограничиваться основными «рабочими» цветами.

При этом уже те ранние работы Пикассо позволяют не только увидеть своеобразный и неповторимый стиль мастера, но и проникнуться его настроением. Последнее, согласитесь, свойственно далеко не всем живописцам. Здесь же, рассматривая картины, мы действительно погружаемся в некую тоску и хандру, которая буквально пропитывает полотна.

Пабло Пикассо «Старый еврей с мальчиком», 1903 год Местонахождение: Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва, Россия
Пабло Пикассо «Старый еврей с мальчиком», 1903 год
Местонахождение: Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва, Россия

От «Голубого» – к «Розовому»

Устав от собственных переживаний и постоянных финансовых трудностей, Пабло принимает решение перебраться в Париж. У него по-прежнему было очень мало денег, однако жизнь во французской столице вдохновляла его, давала надежду на будущий успех. Интересно, что парижский период в творчестве Пикассо получил название «Розовый», и это уже явно указывает, что настроение картин живописца резко поменялось.

Париж и правда благотворно повлиял на Пикассо. Его полотна стали живее и ярче, в них стали появляться тёплые тона и радостные краски. Эта пора связана с массой новых впечатлений и знакомств. Более того, Пикассо в качестве места для проживания выбрал очень удачный квартал. Именно там, неподалёку от дома, где проживал живописец, поселились артисты цирка Медрано. Многих из них Пикассо приглашал в качестве натурщиков.

Пабло Пикассо «Девочка на шаре», 1905 год Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия
Пабло Пикассо «Девочка на шаре», 1905 год
Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия

Именно тогда на свет появились знаменитые полотна «Сидящая обнажённая», «Семья комедиантов» и «Девочка на шаре». Последняя из этих картин стала одной из самых известных работ Пикассо. В дальнейшем она перешла в собственность русского мецената Морозова. Именно благодаря ему творение Пикассо оказалось в России, где находится и сегодня.

Новый стиль

Несмотря на то, что «Розовый период» оказался крайне плодотворным в жизни мастера, Пикассо не переставал искать новые формы и идеи. Постепенно он начал отходить от изображения человеческих фигур и стал предпочитать геометрические фигуры. Как считал сам мастер, с их помощью можно было более правдиво и точно изобразить человека или ситуацию. Именно – не реалистично, но правдиво.

Начиная работу над картиной, Пикассо представлял, из каких геометрических фигур можно сформировать необходимый образ, а затем «расставлял» их на полотне. Получалось странно, необычно, но по-своему красиво. А главное – подобного стиля не было ни у одного художника. Одной из первых работ, выполненных в сложном геометрическом варианте, стал портрет Гертруды Стайн. Она по достоинству оценила творение Пикассо. К слову, сама Стайн была большой поклонницей испанского живописца, причём нередко оказывала ему материальную поддержку.

Пабло Пикассо «Портрет Гертруды Стайн», 1905-1906 годы Местонахождение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Пабло Пикассо «Портрет Гертруды Стайн», 1905-1906 годы
Местонахождение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Тот самый кубизм

Однако к настоящему кубизму Пикассо пришёл не сразу. Лишь в 1907 году он создал «Авиньонских девиц», которые стали считаться первой из картин в кубическом жанре. Как и следовало ожидать, после появления «Девиц» на публике их автор подвергся нападкам критиков. Общественность обрушилась на Пикассо с осуждением «непристойности» и «неправильности» его работ, но сам Пикассо отреагировал на все эти выпады весьма интересным образом – он продолжал писать в том же стиле, вызывая бурю негодования и восторг у отдельных зрителей.

Поразительно, но именно критики помогли Пикассо стать знаменитым живописцем. Их обвинения и нападки привлекали к его творчеству общественное внимание. При этом среди публики находились не только осуждающие творчестве испанского мастера, но и те, кому оно очень нравилось. У Пикассо стали появляться покупатели картин и заказчики, он начинает прилично зарабатывать – и всё благодаря скандальной репутации и «неприличным» картинам.

С каждым новым произведением Пабло Пикассо всё более отходил от привычных для публики образов в пользу абстракции. Его пикантные изображения вызывают восторг всё большего числа зрителей, причём раскупаются они мгновенно – многие богатые люди мечтали иметь в своём доме произведение Пикассо.

Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», 1907 год Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», 1907 год
Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк, США

Пикассо и «Русские сезоны»

В 1916 году живописец начал сотрудничать с Сергеем Дягилевым и его «Русскими сезонами». Художнику-сценаристу Жану Кокто и композитору Эрику Сати удалось уговорить Пабло Пикассо принять участие в постановке сюрреалистического и новаторского балета «Парад». Поначалу живописец относился к этой работе несерьёзно, но постепенно настолько погрузился в идею самого балета, что в итоге вместе с Сати полностью поменял и сценарий, и идею произведения. Он работал над декорациями, костюмами и самой постановкой.

Сергей Дягилев неслучайно привлёк к работе именно скандально известного Пикассо. Он хотел создать нечто вызывающее, провокационное, а потому понимал, что испанский живописец здесь впишется наилучшим образом. Для Пикассо работа с Дягилевым тоже была вовсе не напрасным трудом. Его участие в постановке балета привлекло к художнику ещё больше внимания. Одни его боготворили, другие ненавидели – словом, Пикассо получил то, чего всегда хотел.

18 мая 1917 года состоялась премьера балета. Как и ожидалось, она вызвала грандиозный скандал. Вопящая публика в зале едва не сорвала спектакль своими криками, в которых слышалось и «Долой Сати!», и «Долой Пикассо!». Однако сам Пабло стал настоящей «звездой» после этой постановки. Позднее в одном из парижских журналов появилась заметка Лео Польдеса о балете, которая стала прекрасной антирекламой:

«Антигармоничный, психованный композитор пишущих машинок и трещоток, Эрик Сати ради своего удовольствия вымазал грязью репутацию «Русского балета»… А геометрический мазила и пачкун Пикассо вылез на передний план сцены, в то время как талантливые художники смиренно ждут, пока их выставят».
В 1916 году Пикассо начал сотрудничать с Сергеем Дягилевым
В 1916 году Пикассо начал сотрудничать с Сергеем Дягилевым

Встреча с Хохловой

Несмотря на шквал обрушившейся критики, Дягилев остался доволен произведенным эффектом. Как оказалось, русский балет «Парад» стал судьбоносным в жизни самого Пикассо. Во время римской постановки спектакля он познакомился с балериной Ольгой Хохловой, дочерью офицера-эмигранта. Впечатлённый красотой и обаянием девушки, он в скором времени сделал ей предложение. Ольга ответила согласием.

Семейная жизнь благотворно повлияла на творчество мастера. Он снова возвращается к привычным реалистическим картинам, отбросив кубизм. Картины его теперь наполнены светом и теплом. Несомненно, в ту пору художник был бесконечно счастлив, что можно почувствовать, глядя на картины «Портрет Ольги в кресле» или «Детский портрет Поля Пикассо».

Пабло Пикассо «Портрет Ольги в кресле», 1917 год Местонахождение: Музей Пикассо, Париж, Франция
Пабло Пикассо «Портрет Ольги в кресле», 1917 год
Местонахождение: Музей Пикассо, Париж, Франция

Бурная личная жизнь

Но спокойная семейная жизнь достаточно быстро наскучила живописцу, привыкшему к ярким эмоциям и постоянной смене обстановки. Он увлёкся 17-летней моделью и художницей Марией-Терезой Вальтер. Когда Ольга узнала, что любовница её мужа ждёт ребёнка, она без промедления забрала маленького Поля и переехала на юг Франции. Уже там Хохлова подала на развод – жить с человеком, предавшим её доверие, она не собиралась.

Второй ребёнок Пикассо, малышка Майя, появилась на свет в 1935 году. Но вскоре история Ольги повторилась с любовницей художника. Мария-Тереза узнала, что её супруг встречается с художницей Дорой Маар.

Мария-Тереза Вальтер с дочерью Майей
Мария-Тереза Вальтер с дочерью Майей

Роман этот оказался недолгим, и вскоре своё внимание Пикассо переключил на другую очаровательную особу – Мари Франсуазу Жило. Личность утончённая и творческая, она занималась написанием мемуаров, создавала картины. Она никогда не была официальной супругой Пикассо, однако в их союзе на свет появилось двое детей. Впрочем, и своей любимой Жило Пикассо тоже нередко изменял. В конце концов история снова повторилась. Женщина, устав от постоянных измен мужа, оставила его.

Спустя некоторое время живописец встретил свою новую музу. Ею стала Жаклин Рок. К той поре умерла Ольга Хохлова, и вдовец Пикассо наконец смог заключить брак со своей новой избранницей. Вероятно, Жаклин он и правда очень сильно любил. По крайней мере, эту женщину он не заставлял страдать от его легкомысленного поведения. Несмотря на отсутствие общих детей, дочь своей супруги от прежнего брака Пикассо воспитывал как родного ребёнка. Кстати, именно эта девушка стала наследницей его немалого состояния.

Пабло Пикассо и Жаклин Рок
Пабло Пикассо и Жаклин Рок

Горечь жизни

Личные драмы и неурядицы в жизни Пикассо всегда находили отражение в его творениях. В годы, когда, оставленный любимыми женщинами, он тяжело переживал расставание, сердечные метания находили выражение в странных образах. Говорили, что среди полотен Пикассо были и откровенно женоненавистнические картины. К ним обычно причисляют «Девушку перед зеркалом» и «Зеркало».

Отвлечься от личных переживаний живописца заставила война. Когда в Испании начались революция, а затем и военные действия, Пикассо находился во Франции. Там он получал тревожные известия с родины. Именно в ту пору в качестве отклика на все ужасы войны он написал картину «Герника».

Причиной для создания столь сложной чёрно-белой картины стала бомбардировка города Герника. На этом полотне можно увидеть собирательные образы, созданные в привычном для Пикассо кубизме. Погибший солдат, мать, оплакивающая своего убитого ребёнка, разрушенная статуя – испанский художник постарался наиболее ярко и в свойственной ему манере передать глубину народной скорби своих соотечественников.

Пабло Пикассо «Герника», 1937 год Местонахождение: Центр искусств королевы Софии, Мадрид, Испания
Пабло Пикассо «Герника», 1937 год
Местонахождение: Центр искусств королевы Софии, Мадрид, Испания

После войны

Картины послевоенных лет Пикассо тоже отражали настроения людей. Теперь в них не было мрачности и страданий. Напротив, эти полотна были наполнены живостью и яркостью. Кстати, после войны Пабло Пикассо всерьёз увлёкся античной тематикой, что воплощал в своих картинах и работах в керамике. В 1949 году была создана одна из самых знаменитых его работ – «Голубь мира». Она была представлена на Всемирном Конгрессе сторонников мира. Впрочем, появление реалистических творений вовсе не означало, что Пикассо забросил столь дорогой его сердцу кубизм.

Ещё при жизни мастера в Барселоне был открыт музей имени Пикассо. Художник стал обладателем нескольких замков, он скопил многомиллионное состояние. Пабло Пикассо стал одним из самых востребованных живописцев своего времени. Его долгий и интересный жизненный путь завершился в 1973 году. В ту пору мастеру уже исполнился 91 год. Перенесенное воспаление лёгких оказалось смертельным для столь пожилого человека. Перед смертью Пикассо попросил похоронить его у личного замка Вовенарг, что и было исполнено его родственниками.

Пабло Пикассо «Голубь мира», 1961 год Местонахождение: Частная коллекция
Пабло Пикассо «Голубь мира», 1961 год
Местонахождение: Частная коллекция

Несмотря на славу и признание, сам Пабло Пикассо относился к своим талантам с долей самоиронии и критики. Он не считал себя выдающимся живописцем, однако признавал, что является по-настоящему успешным коммерсантом. Он сумел обернуть всё так, что на него «работали» даже его недоброжелатели и критики. Согласитесь, такой талант дан далеко не каждому.

На обложке: Пабло Пикассо, 1960 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий