Иван Крамской — бунтарь среди художников России

Искусство

Иван Крамской стал идеологом передвижничества, чем внес неоценимый вклад в развитие русской живописи. Будучи бунтарем по натуре, он смог бросить вызов устоявшимся академическим канонам.

Именно благодаря Ивану Крамскому появилась Третьяковская галерея. Художник был советником Павла Третьякова, а также создал много картин по его заказу. Он способствовал появлению еще одного талантливого живописца — он был учителем Ильи Репина.

Начало жизненного и творческого пути

Творческий путь Крамского, как портретиста, начался с того, что он работал ретушером у местного фотографа. С помощью акварельных красок он поправлял на фотографиях лица.

Получив небольшой опыт, он отправился в Харьков. Оттуда перебрался в Петербург, где также работал в фотоателье, и поступил в Академию художеств. С самого начала Крамской зарекомендовал себя как один из наиболее подающих большие надежды студентов.

Дом, где родился и провёл детство И.Н. Крамской, ныне музей в Острогожске, Воронежской области / © Евгения Горлова / gorvrn.ru
Дом, где родился и провёл детство И.Н. Крамской, ныне музей в Острогожске, Воронежской области / © Евгения Горлова / gorvrn.ru

«Бунт четырнадцати»

Целью обучения для Крамского было вовсе не получение наград. Он претендовал на большую золотую медаль, если написал бы картину на тему «Пир в Валгалле». Однако это направление не устроило будущего художника, а также многих его сподвижников — им хотелось получить творческую свободу.

Студенты Академии попросили разрешения создать работу на свою тему, однако им отказали, и тогда Крамской и тринадцать учеников покинули учебное заведение, что позже назвали «Бунтом четырнадцати». Бывшие студенты Академии художеств во главе с Иваном Крамским создали артель: ее члены называли себя свободными художниками. Подобное объединение было первым в истории российской живописи.

Николай Александрович Ярошенко «Портрет художника И.Н. Крамского»,1876 год, Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Николай Александрович Ярошенко «Портрет художника И.Н. Крамского»,1876 год,
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Мне кажется, что это был по-настоящему смелый поступок, ведь уйдя из Академии, Крамской отправился в неизвестность —  был шанс, что передвижники не будут пользоваться успехом. Если бы он остался студентом и закончил Академию с отличием, он бы гарантировал себе стабильный поток заказов.

Иван Крамской организовал «Товарищество передвижных выставок» в 1870 году. Его членами стали талантливые русские живописцы. Они занимались просветительством и устраивали подвижнические выставки, первая из которых состоялась в 1871 году.

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок, 1886 год
Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок, 1886 год

«На гения смахивает»

Знакомство с Павлом Третьяковым открыло перед Иваном Крамским новые возможности. Меценат заказывал у художника портреты известных личностей, так как хотел создать галерею с изображениями соотечественников. Крамской написал портреты Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Грибоедова и Толстого. С последним связана особая история.

Поначалу Лев Николаевич Толстой отказывался работать над портретом — ему не хотелось позировать. Но Крамскому удалось его уговорить: он сказал, что портрет будет написан в любом случае — даже спустя тридцать или сорок лет, тогда почему бы не сделать это сейчас? И Толстой согласился.

Мне кажется, этот ход художника был гениальным. Ведь если бы он не проявил настойчивость, у нас бы сейчас не было тех самых знаменитых изображений великого русского писателя, создавшего романы «Война и мир», «Анна Каренина» и многие другие.

Иван Николаевич Крамской «Портрет писателя Льва Николаевича Толстого»,1873 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Иван Николаевич Крамской «Портрет писателя Льва Николаевича Толстого»,1873 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Уже за три сеанса Крамской достиг фантастического сходства, однако самого Льва Толстого больше интересовала не живопись, а общение с художником, — писатель и живописец беседовали в ходе работы. В итоге Толстой воплотил образ Крамского в Михайлове, к которому Вронский из «Анны Карениной» обратился, чтобы тот написал портрет главной героини. Сам Иван Крамской также находился под положительным впечатлением от общения и работы со знаменитым писателем.

«На гения смахивает», —

признавался он, вспоминая о сеансах написания картины. В итоге из-под его кисти вышли целых два портрета Льва Николаевича Толстого — один из них находится в его доме-музее в Ясной поляне, а другой – в Третьяковской галерее.

Иван Николаевич Крамской «Крестьянин с уздечкой», 1883 год Местонахождение: Национальный музей картинная галерея, Киев, Украина
Иван Николаевич Крамской «Крестьянин с уздечкой», 1883 год
Местонахождение: Национальный музей картинная галерея, Киев, Украина

«Писал слезами и кровью»

Картину «Христос в пустыне» искусствоведы называют центральной в творчестве Ивана Крамского, и сам живописец также уделял ей особую роль в своей жизни.

«Христос в пустыне» — это моя первая вещь, над которой я работал серьезно, писал слезами и кровью… она глубоко выстрадана мною… она — итог многолетних исканий…», —

вот что он говорил про это полотно. Работа над этой картиной действительно потребовала от живописца много ресурсов, поэтому, я считаю, что такая цитата очень уместна. Иван Крамской писал «Христа в пустыне» более пяти лет: он переделывал эту картину дважды.

Первоначальный вариант был создан на вертикальном холсте. Художник изобразил фигуру Христа в центре, однако осталось слишком мало места пейзажу, и тогда Иван Крамской принял решение переписать картину на горизонтальном холсте, чтобы изобразить панораму пустыни.

Иван Николаевич Крамской «Христос в пустыне»,1872 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Иван Николаевич Крамской «Христос в пустыне»,1872 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В поисках вдохновения автор полотна отправился в Крым — там он посетил Бахчисарай, чтобы проникнуться подлинной атмосферой пустыни. В итоге он изобразил понурую фигуру Христа, а серые камни и полное отсутствие растительности помогли передать душевное состояние героя.

Я считаю, что Ивану Крамскому удалось передать драматизм сюжета на этом полотне. Художник сделал то, чего до него не делал никто: он изобразил Иисуса не богочеловеком, как принято на иконах, а человеком со своими переживаниями.

Иван Николаевич Крамской и художники-передвижники
Иван Николаевич Крамской и художники-передвижники

Картину «Христос в пустыне» купил Павел Третьяков для своей галереи. Он приобрел ее за шесть тысяч рублей — эта сумма была умопомрачительной по тем временам. Третьяков заметил:

«По-моему, это самая лучшая картина в нашей школе за последнее время».

Бывшие наставники живописца также были под впечатлением, когда впервые увидели это полотно — они поняли, о чем говорил в свое время Иван Крамской, когда требовал разрешить студентам проявлять свободу творчества. Тогда члены Академии попросили его стать профессором.

Однако художник решил вежливо отказаться от оказанной ему чести. Он отмечал, что профессорское звание для него не является приоритетной целью, и он хотел бы оставаться независимым живописцем. Кроме того, у него была своя мастерская. Одним из учеников Крамского был Илья Репин, который также стал одним из самых выдающихся русских художников.

Одна из самых знаменитых работ Крамского - «Неизвестная», 1883 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Одна из самых знаменитых работ Крамского – «Неизвестная», 1883 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Бунтарь в творческой и личной жизни

У Ивана Крамского была по-настоящему бунтарская натура. Он не боялся бросить вызов обществу против устоев, которые существовали на протяжении долгих лет. Это касается не только его карьеры, но и личной жизни.

В те времена было принято, чтобы у женщины была идеальная биография: если становилось известно о связи с мужчиной, она теряла возможность выйти замуж и была опозорена.

В такой ситуации оказалась Софья Николаевна Прохорова — у нее был роман с неким господином Поповым. Известно, что этот человек тоже был живописцем. Пара даже какое-то время сожительствовала, однако живописец решил уехать за границу и бросил Софью Николаевну. У нее не осталось ничего, кроме испорченной репутации.

Иван Николаевич Крамской «За чтением». Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника,1863 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Иван Николаевич Крамской «За чтением». Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника,1863 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Как Крамской познакомился с ней — об этом исторические источники умалчивают, известно только, что это произошло, когда живописец заканчивал свое обучение в Академии художеств. По нравам тех времен Софья Николаевна считалась «распутной» женщиной, однако Крамского нисколько не смутило ее прошлое: он проникся сложной судьбой девушки, а затем полюбил ее.

Крамской проигнорировал условности общества того времени и взял Софью Николаевну в жены, потому что по-настоящему любил ее. Их союз был крепким и счастливым. Мне кажется, это был смелый поступок.

Иван Николаевич Крамской «Портрет императрицы Марии Фёдоровны в русском парадном платье», 1881 год Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Иван Николаевич Крамской «Портрет императрицы Марии Фёдоровны в русском парадном платье», 1881 год
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Подводя итог, мне хочется сказать, что Иван Крамской был в первую очередь яркой, неординарной личностью для своего времени. Он не боялся бросить вызов условностям общества и разрушать старые устои.

Если бы не «Бунт четырнадцати», инициатором которого был художник, неизвестно, когда бы в российской живописи отошли от академических принципов и художники проявляли бы истинную свободу творчества.

Крамской внес вклад не только за счет личного творчества (картины «Христос в пустыне», «Неизвестная», «Русалки» и многие другие). Его воспитанником был Илья Репин, который также стал выдающимся представителем российской живописи.

На обложке: Фрагмент картины Ивана Крамского «Автопортрет», фрагмент,1867 год. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий