Алиса существовала в реальности – «опиумный гений» Льюис Кэрролл и его творения

Искусство

Его едва ли можно было встретить среди светской публики, активно обсуждающей последние события. Всё дело было в том, что когда доходило до бесед, Льюис Кэрролл едва ли мог связать хотя бы пару слов. Современники вовсе называли его нелюдимым и странным заикой.

Однако бывали моменты, когда этот человек преображался. Стоило Кэрроллу оказаться в обществе детей, и он тут же превращался в блестящего рассказчика, поражавшего всех полётом своих мыслей и воображения. Неудивительно, что именно он стал создателем историй об удивительных приключениях Алисы, которые и сегодня не теряют популярности. Но как же математик решил стать писателем? Какой была его жизнь? И кто вдохновил его на создание историй об Алисе?

Имя и псевдоним

Чарльз Лютвидж Доджсон появился на свет в 1832 году. Спустя годы, уже во время обучения в колледже, он решит взять псевдоним Льюис Кэрролл. Сам Доджсон из-за проблеем с речью не мог правильно произносить свою фамилию – выходило что-то вроде «Додсона». Кэрролл в его псевдониме походило на вариант имени Карл (Чарльз), а Льюис – на Людовик (Лютвидж). Словом, имя будущего писателя преобразилось, хотя суть его не поменялась.

Итак, маленький Чарльз родился в небольшой деревне Дарсбери в графстве Чешир. Отец мальчика был местным священником, а в семейство росло ещё десять детей – братья и сёстры Льюиса (будем называть его так, чтобы было привычнее).

С ранних лет юный Льюис удивлял родителей и прочих родственников своей невероятной сообразительностью. Кроме того, уже в пятилетнем возрасте стало ясно, что у этого малыша очень живой ум – он легко запоминал сказанное, мог решать простые задачки.

Льюис Кэрролл - английский писатель- математик
Льюис Кэрролл – английский писатель- математик

Необычный мальчик

При этом сам мальчик словно бы был погружён в себя. Он не стремился к шумным играм и предпочитал проводить время в одиночестве, что в многодетной семье было проблематичным. Кроме того, Льюис писал левой рукой. Родители считали это неким «дефектом», а потому принуждали ребёнка писать исключительно правой рукой. Впоследствии это насилие обернулось психологической травмой, которая привела к заиканию.

До двенадцати лет мальчик получал домашнее образование – его учителем был отец. Однако затем Льюис был определён в частную грамматическую школу. Здесь юному Чарльзу всё нравилось – и атмосфера, и учащиеся, и учителя. Однако вскоре способного мальчика отправили в более престижную школу в Рагби. Считалось, что здесь учащимся давали крепкие знания, а также прививали уважение к Слову Божьему. Льюис и правда блестяще проявил себя в математических науках и богословии. Вот только здесь мальчику было не так комфортно, как в прежнем учебном заведении.

Льюис Кэрролл в детстве
Льюис Кэрролл в детстве

Преподаватель и диакон

В 1850 году после окончания школы Доджсон поступил в колледж при университете в Оксфорде. Его нельзя было назвать самым способным учеником, однако он явно превосходил многих ровесников в математике. Кэрролл нередко получал скверные отметки, но именно математика, казалось, стала главной страстью его жизни. В конце концов он успешно получил диплом бакалавра и устроился работать преподавателем математики в этом же колледже. Этой работой он будет заниматься более 25 лет, несмотря на то, что сам будет считать её невероятно скучной и рутинной.

Как и большинство преподавателей того времени, Чарльз Доджсон согласился принять духовный сан, однако работать в приходе не стал. Он вообще не собирался связывать свою жизнь с религией. Тем не менее Доджсон получил сан диакона, причём проповедовать мог без привязки к определённому приходу. Кстати, далеко не всем известно, что Льюис Кэрролл даже побывал в России. В 1867 году он вместе с ещё одним англиканским священником отправился в далёкую страну, чтобы познакомиться с её культурой, а главное – установить прочные связи между англиканской и православной церквями.

Льюис Кэрролл, 1863 год
Льюис Кэрролл, 1863 год

Путешествие в Россию

И Кэрролл, и его коллега имели при себе рекомендательные письма от высокопоставленных духовных персон, причём мечтали объединить Западную и Восточную церкви. Да, сегодня такие идеи, наверное, казались бы странными и утопическими, но в ту пору они активно обсуждались и даже имели поддержку – как в Европе, так и в России.

Специально для поездки Кэрролл выучил русский алфавит и даже научился говорить по-русски. Впрочем, даже ему, человеку блестящего ума и прекрасных способностей, крайне тяжело давался столь сложный язык. Как писал сам Льюис в своих дневниках, наиболее сложным для произношения он считал слово «защищающийся». До наших дней сохранился интереснейший «Дневник» Льюиса Кэрролла, который оставил в нём записи о путешествии в Россию. Он удивлялся православным церквям, которые порой по своей конструкции напоминали «кактусы, увенчанные почками цветов», дивился красочности Москвы. Не меньше впечатлили Кэрролла и русские дороги:

«Это город (Москва), где мостовые изрезаны ухабами, словно вспаханное поле, а извозчики требуют, чтобы им надбавили 30 процентов, «потому как сегодня Императрица – именинница».

В России англиканские «дипломаты» встретились с митрополитом, причём встреча эта произвела большое впечатление на каждую из сторон. Кстати, интересно, что для Льюиса Кэрролла поездка в Россию стала единственным дальним путешествием в его жизни. А ведь в своих сказках он нередко описывал удивительные странствия и новые миры. Не исключено, что кое-что из России было отражено в завуалированной и иносказательной форме.

Москва впечатлила Кэрролла Вид на Москву с храма Христа Спасителя, 1867 год
Москва впечатлила Кэрролла
Вид на Москву с храма Христа Спасителя, 1867 год

«Рождение» Алисы

Сам Кэрролл стремился вовсе не к миссионерской деятельности, не к проповедям и даже не к научным открытиям. Он мечтал о совсем ином занятии, которому посвящал всё своё свободное время и считал, что лучше него нет ничего на свете. Как вы догадались, это было писательство. Свои первые стихотворения и небольшие рассказики он начал писать ещё в годы студенчества. Уже тогда под ними оставалась подпись: «Льюис Кэрролл». Однако тогда он ещё не знал, что вскоре создаст своё самое знаменитое произведение, прославившее Кэрролла и обессмертившее его имя.

В 1856 году деканом колледжа, где учился Доджсон, был назначен Генри Лидделл. В учебном заведении он нередко появлялся с женой и детьми, его семейство жило неподалёку. Кэрролл стал другом Лидделла, причём обожал проводить время с маленькими членами семьи. Его любимицей стала дочь приятеля Алиса. Она нередко просила своего старшего приятеля рассказать ей какую-нибудь волшебную историю. Чтобы Алисе было интересно слушать, Льюис главную героиню своего рассказа тоже назвал Алисой, причём наделил её чертами реальной девочки.

Сам Кэрролл рассказывал, что история об Алисе пришла ему в голову во время лодочной прогулки. Чтобы развеселить маленьких девочек, плывших вместе с ним, он придумал этот увлекательный рассказ об Алисе, которая оказалась в Подземной Стране. Конечно, маленькая Алиса Лидделл была в восторге. Более того, в отдельных персонажах она смогла узнать своих сестёр или других знакомых.

Алиса Лидделл, прототип героини книги Льюиса Кэрролла, 1858 год
Алиса Лидделл, прототип героини книги Льюиса Кэрролла, 1858 год

Книги Кэрролла

Но неизвестно, была бы записана история Кэрролла, если бы не всё та же его маленькая приятельница Алиса. Девочка потребовала от молодого человека дать ей обещание, что он непременно перенесёт свою историю на бумагу. Она несколько раз напоминала математику о данном слове, пока наконец не получила заветную рукопись «Приключений Алисы под землёй». Через некоторое время именно эта история ляжет в основу первой книги Кэрролла.

Уже в 1865 году Льюис Кэрролл выпустил своё первое большое творение – книгу «Алиса в Стране Чудес». Читателям пришлась по вкусу история о приключениях забавной девочки, и уже спустя шесть лет вышла вторая часть этой сказочной истории – «Алиса в Зазеркалье».

Если вам приходилось читать эти книги (всё же в наше время легче найти человека, который смотрел фильм или мультфильм по мотивам произведения Кэрролла), то вы, несомненно, обратили внимание на своеобразный стиль автора – его невозможно спутать ни с какой другой манерой написания (даже в переводе). Льюис Кэрролл был крайне необычным человеком. Он никогда не пытался подражать кому-либо, да и вообще, как говорили современники, жил в «своём мире». Вероятно, благодаря таким особенностям автора истории об Алисе приобрели неповторимый колорит.

Иллюстрация к сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» / © Arantza Sestayo / arantzasestayo.com
Иллюстрация к сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» / © Arantza Sestayo / arantzasestayo.com

Неординарный писатель

Именно Кэрролл создал жанр, названный «парадоксальной литературой». С одной стороны, у него были богатейшее воображение и прекрасные творческие способности. С другой же, этот человек был блестящим математиком и главное место в жизни и творчестве отводил логике – без неё ничто не имело смысла. На первый взгляд, герои Кэрролла и ситуации, в которые они попадают, могут показаться нелепыми и абсурдными.

Тем не менее даже они подчинены логике. С помощью парадоксов Льюис объяснял смысл человеческой жизни, принципы мира, даже некие законы Вселенной, по которым живём мы все. Благодаря приключениям своей Алисы писатель сумел тонко и очень точно осветить многие аспекты жизни людей.

Что примечательно, в детском возрасте книга воспринимается совсем не так, как во взрослом. С годами история об Алисе становится всё интереснее, поскольку в ней находишь всё больше «зашифрованных» смыслов и моментов. Неудивительно, что и в прежние времена, и сегодня среди поклонников творчества Кэрролла немало не только детей, но и взрослых.

Свою необыкновенную творческую манеру Кэрролл сохранил и в последующих произведениях. Несложно узнать слог писателя в его рассказах «Охота на Снарка», «Полуночные задачи», «Истории с узелками» и других. Однако эти творения не имели столь большой популярности, как книги об Алисе. Однако и в них можно заметить диковинные образы и странные ситуации, в которых оказываются персонажи.

Сказки Льюиса подчинялись логике, сочетая мир фантазии и совершенной осознанности
Сказки Льюиса подчинялись логике, сочетая мир фантазии и совершенной осознанности

«Опиумный гений» или аутист?

Но как же воображение писателя порождало столь необычные образы и причудливые события? На этот счёт мнения исследователей разнятся. Одни считают, что у Кэрролла попросту было крайне необычное мышление, дополненное богатством воображения. Другие полагают, что он был аутистом, причём это проявилось ещё в детском возрасте. Третьи же и вовсе говорят, что фантазии писателя посещали его под воздействием опиума.

Не секрет, что Кэрролл мучился от сильных головных болей, а в те времена лечение опиумной настойкой считалось универсальным вариантом обезболивания. Не исключено, что у Кэрролла действительно были галлюцинации, которые в дальнейшем он отображал в своих историях. Вот только сказки Льюиса неизменно подчинялись логике, а значит, сочетали мир фантазии и совершенной осознанности.

Первое издание книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес», 1865 год
Первое издание книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес», 1865 год

Человек, состоящий из противоречий

Сам Кэрролл был личностью неординарной и не менее любопытной, чем его произведения. Человек, увидевший его впервые, вполне мог принять писателя за светского франта и любителя красивых, а главное – модных вещей. Льюис всегда одевался «с иголочки», любил носить цилиндры и вообще выглядел как настоящий светский лев.

Однако со временем раскрывались совершенно нетипичные для человека его круга привычки. Он старался избегать людей, любил одиночество и крайне редко вступал в беседы. Сложно было поверить, что человек, создавший истории об Алисе и поразивший своим слогом множество читателей, в жизни с трудом может связать пару слов. Несомненно, очень сильно Кэрроллу мешало заикание.

А вот самой светлой частью его жизни стали детские воспоминания. Нередко он признавался приятелям, что в те времена можно было не притворяться, а жить и поступать так, как тебе хочется. Вероятно, именно за эту искренность писатель и любил детей, рядом с которыми преображался в одно мгновение. Из скучного и нелюдимого человека он превращался в остроумного шутника и блестящего рассказчика.

Кстати, противоречия в характере, поведении и самой жизни Льюиса нередко вызывали у него нервные расстройства. Он считал, что существует некая иная реальность, которую вполне возможно отыскать. При этом, верный себе, Льюис полагал, что ключ к разгадке этой тайны можно найти с помощью математики.

Лучшим периодом своей жизни Кэрролл считал детство Льюис Кэрролл (второй справа) с приятелями, конец 1830-х годов
Лучшим периодом своей жизни Кэрролл считал детство
Льюис Кэрролл (второй справа) с приятелями, конец 1830-х годов

Математика и логика

Да, математика была второй гранью главных увлечений этого необычного человека. Обладая недюжинными математическими способностями, Льюис Кэрролл верил, что весь мир подчинён законам сложной науки о цифрах (кстати, и сегодня в мире немало сторонников этой теории). Быть может, именно математические таланты писателя могут объяснить необычное построение сюжетов его историй и самих текстов.

В перерывах между творчеством и преподавательской деятельностью он занимался математическими исследованиями. Правда, Кэрролл не добился выдающихся результатов, как некоторые светила науки, однако именно ему принадлежат несколько открытий в области логики, которые опередили своё время. Человек, ставший «отцом» Алисы, создал собственную систему, которая позволяла с лёгкостью решать логические задачи.

Ещё одной сильной стороной Кэрролла были всевозможные игры и головоломки. Не секрет, что разгадать их часто можно исключительно с использованием математической логики, которая всегда была «включена» у Льюиса. Он сам нередко сочинял задачки и головоломки, причём ему нравилось наблюдать за реакцией людей, которые пытались отыскать ответ на заданный вопрос. Словом, в Кэрролле превосходно сочетались математик и писатель, привыкший «изучать» людей.

Что касается математики, то даже знаменитая книга «Алиса в Стране Чудес», как полагают исследователи, создана по неким математическим принципам. В качестве основы для её сюжета выбрана шахматная партия. Именно продвижение определённых фигур (персонажей) по доске (сюжету) и объясняет их поступки и события, происходящие с ними.

В Кэрролле превосходно сочетались математик и писатель, привыкший изучать людей
В Кэрролле превосходно сочетались математик и писатель, привыкший изучать людей

Страстный любитель фотосъёмки

Льюиса Кэрролла нередко называют «человеком эпохи Возрождения», хотя жил он спустя много веков после Ренессанса. Но почему? А дело в том, что он умело сочетал в себе различные таланты, которые реализовывал в своей жизни. Сатирик, математик, писатель, философ, изобретатель – всё это о нём, авторе так полюбившейся читателям «Алисы». Кроме того, он страстно увлекался фотографией, искусством, которое в те годы только набирало популярность и для многих казалось чудной диковинкой.

Льюис Кэрролл обожал фотографировать. Он даже оборудовал собственную студию и, как предполагали, планировал превратить своё увлечение в средство заработка. Но до этого, что называется, «руки не дошли». За два десятка лет писатель создал не меньше трёх тысяч снимков. И хотя сегодня обладателям смартфонов это число кажется смешным, в прежние времена такое количество было поистине внушительным.

Что же фотографировал Льюис Кэрролл? Да всё что угодно. Он снимал своих друзей, делал фотопейзажи, создавал снимки с деревьями или статуями, даже запечатлевал скелеты. Словом, ему очень нравилась фотография, и он старался максимально реализовать это своё увлечение – впрочем, как и другие хобби.

Одно из тысяч фото, сделанных Льюисом Кэрроллом Семейство Данте Габриэля Россетти, 1863 год
Одно из тысяч фото, сделанных Льюисом Кэрроллом
Семейство Данте Габриэля Россетти, 1863 год

«Никтограф» Кэрролла

Кстати, Кэрролл изобрёл и собственное устройство – вот только не для фотографирования, а для записывания идей. Если вы сами творческая натура либо знаете таких людей, то наверняка понимаете, что превосходная мысль или идея вполне может прийти посреди ночи. И если сегодня записать её не составляет труда, то во времена Кэрролла, когда не было даже фонариков, это было крайне затруднительно. В итоге Льюис создал прибор, который назвал «никтографом».

Принцип его был очень прост. «Никтограф» представлял собой бумажную карточку с 16 квадратными отверстиями. Чтобы написать что-либо, нужно было наложить эту основу на бумажный лист, после чего оставить на нём стенографические точки и штрихи, которые являлись особенным кодом. Те, кто владел этим вариантом письма, могли бы оставить запись даже в ночное время в полной темноте. Как считал сам Кэрролл, это устройство могло бы помочь слепым и слабовидящим людям. Вот только неизвестно, действительно ли «никтограф» стал помощником многих из них.

Реконструкция никтографа рядом с монетой 5 евроцентов un-sci.com
Реконструкция никтографа рядом с монетой 5 евроцентов un-sci.com

Самый «тёплый» писатель

Несмотря на некоторую замкнутость и пребывание в воспоминаниях, Льюис Кэрролл сохранил тёплые и добрые отношения со многими своими давними знакомыми. Одной из них стала та самая Алиса Лидделл. В 28 лет она вышла замуж и родила троих детей. Увы, два её сына погибли во время Первой мировой войны. После смерти мужа Алиса стала испытывать серьёзные материальные трудности. Именно тогда спасением для женщины и её семьи стало первое издание «Алисы под землёй». Оно было продано на аукционе за 15400 фунтов стерлингов. Как признавалась сама женщина, ей было очень больно расставаться со столь ценной вещью, но только она могла спасти её финансовое положение.

Алиса Лидделл сохранила прекрасные отношения со Льюисом Кэрроллом, при этом навсегда оставшись для окружающих «той самой Алисой». Она была бесконечно благодарна писателю, но, как сама говорила, порой это отождествление с книжным персонажем очень утомляло её. Как писала пожилая Алиса в письме своему сыну:

«О, мой дорогой! Как же я устала быть Алисой в Стране чудес! Это звучит неблагодарно, но я так устала!»

Льюиса Кэрролла не стало в январе 1898 года. Он умер от пневмонии, которая оказалась смертельным недугом для пожилого человека, страдающего от многих хронических заболеваний. Писатель был похоронен на кладбище Восхождения, где уже покоились его брат и сестра. Проделав долгий и непростой путь, Льюис Кэрролл подарил нам бесценное богатство – свои творения.

Алиса Лидделл, повзрослев, сохранила прекрасные отношения со Льюисом Кэрроллом Алиса в возрасте 20 лет, 1872 год
Алиса Лидделл, повзрослев, сохранила прекрасные отношения со Льюисом Кэрроллом
Алиса в возрасте 20 лет, 1872 год

И сегодня удивительная Алиса, созданная Льюисом Кэрроллом, продолжает вдохновлять – как детей, так и взрослых. Приключения этой девочки кажутся нам фантастическими и занимательными, пусть и несколько странными. Считается, что символическую эстафету волшебных историй Кэрролл «передал» другому писателю – Клайву Льюису, который прославился своими произведениями в сказочном жанре. Но главное – эти авторы и их творения позволяют нам не забывать, что сказка живёт всегда, и чудо может произойти с каждым из нас – даже с самой обыкновенной девочкой по имени Алиса.

На обложке: Льюис Кэрролл, 1863 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий