Сидел в тюрьме, жил за счёт жён и писал квадраты – удивительная жизнь Казимира Малевича

Искусство

Казимира Малевича по праву называют не только одним из самых известных, но и самым ругаемым художником прошлого века. Его знаменитый «Чёрный квадрат» и сегодня является одним из самых популярных произведений искусства, увидеть которое мечтают ценители живописи из разных уголков мира.

Одни называют картины Малевича шедеврами, другие – бессмысленной мазнёй и дерзкой выходкой человека, который, по сути, и рисовать-то не умеет. Мнения могут быть разными, однако интерес множество людей вызывает не только творчество, но и личная жизнь самого мастера. Поверьте, во многом она интереснее, нежели его творения. Какая трагедия омрачила жизнь живописца? Как рождались самые странные и скандальные творения Малевича? И почему на склоне лет он мечтал получить то, от чего всегда бежал?

Детство в деревнях

Будущий живописец появился на свет в Киеве. У историков имеется противоречивая информация относительно года рождения Казимира Малевича – в одних источниках указывается 1878 год, в других – дата годом позже. Как бы то ни было, но путь мастера начался именно на киевских землях.

Поскольку отец Казимира работал на заводе по производству сахара, мощности которого находились вдалеке от Киева, большую часть детства маленький Малевич провёл в живописных украинских селениях, где играл с местной ребятнёй и наслаждался колоритными пейзажами. Со временем эти впечатления отразились в ряде картин Казимира. Разумеется, я не имею в виду «Чёрный квадрат». Ведь не секрет, что помимо знаменитого полотна у живописца было ещё немало работ. Причём писал он не только геометрические фигуры. Но обо всём по порядку.

Сам Малевич спустя многие годы вспоминал о своём детстве с теплотой и нежностью. Он рассказывал, что очень любил во время летней жары наблюдать за работой крестьян на поле. Во время жатвы сюда приходил и стар, и млад – все хотели участвовать в сборе урожая и последующем сельском празднике, посвящённом завершению полевых работ.

Казимир Малевич, около 1900 года
Казимир Малевич, около 1900 года

Интерес к рисованию

Мать будущего мастера большую часть времени проводила в домашних хлопотах. У Малевичей родилось четырнадцать детей, среди которых Казимир был старшим. Кстати, родные Малевича в быту разговаривали на польском языке, однако прекрасно владели и русским, и украинским. Сам же Казимир считал себя поляком, хотя в некоторых анкетах подписался как украинец. Вероятно, имел в виду место рождения и регион, где прошло его детство.

Когда Казимир был ещё совсем юным, произошло событие, которое полностью переменило его жизнь и определило то, чем он станет заниматься в будущем. Однажды отец взял старшего сына на ярмарку. Там Казимир впервые увидел картины. И пускай это не были выдающиеся творения великих мастеров, а лишь работы местных малоизвестных художников, мальчик был впечатлён.

Одна картина ему особенно запомнилась. На ней была изображена обыкновенная бытовая сцена – молодая девушка чистила картошку. Столь простой сюжет и великолепная подача настолько очаровали юношу, что он решил и сам попробовать написать нечто подобное. А через некоторое время мать Казимира преподнесла сыну подарок, который стал главным его сокровищем. Это были краски.

Теперь в свободное время юный Малевич постоянно рисовал. Несмотря на то, что мать снисходительно относилась к увлечению сына, отец был недоволен. По его мнению, живопись нельзя было назвать серьёзным занятием и обеспечить Казимира в будущем она точно не могла. По настоянию родителя и вопреки собственным устремлениям молодой Малевич вынужден был поступить в аграрное училище. Однако благодаря поддержке матери юноша сумел поступить и в художественную школу. Правда, там время его обучения продлилось всего год.

Казимир Северинович Малевич «Пейзаж недалеко от Киева», 1930 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Казимир Северинович Малевич «Пейзаж недалеко от Киева», 1930 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Первая картина

Несмотря на то, что в юном возрасте Казимиру приходилось заниматься вовсе не тем, к чему тяготела его душа, уже тогда он начал писать свои первые картины. Вопреки требованиям отца оставить «бесполезное» рисование, Малевич продолжал создавать творения. Свою первую картину он написал, когда ему исполнилось всего шестнадцать лет. Называлась она «Лунная ночь». Изображённая на ней одинокая лодка была залита лунным сиянием. Сама картина, как вспоминали те, кому довелось её видеть, производила впечатление умиротворения и полной гармонии.

Неудивительно, что на это первое творение Малевича очень скоро нашёлся покупатель. Картину молодой живописец продал за пять рублей. Да, совсем небольшая даже по тем временам (а ведь именитые живописцы запрашивали тысячи за свои работы), однако уже один факт продажи дал Малевичу веру в себя. К сожалению, сегодня мы не можем оценить, насколько хороша была «Лунная ночь», поскольку творение это бесследно исчезло.

Одна из ранних работ Малевича «Ночной пейзаж», около 1900 года Местонахождение: Частная коллекция
Одна из ранних работ Малевича «Ночной пейзаж», около 1900 года
Местонахождение: Частная коллекция

Переезд

С аграрным делом у Казимира Малевича так ничего и не вышло – не по душе ему оказалось занятие, выбранное родителем. После переезда семьи в Курск молодой человек нашёл для себя более интересную работу. Он устроился чертёжником на одно из местных предприятий. Но и на этом месте Казимир чувствовал себя скованным и ограниченным определёнными рамками. В свободное время он продолжал писать картины, спасаясь от будничной серости и рутины.

В Курске Малевич даже нашёл единомышленников, таких же энтузиастов, которые не представляли своей жизни без творчества. Знакомясь с работами друг друга, живописцы-дилетанты прекрасно осознавали, что им не хватает образования и знаний, которые помогли бы создать по-настоящему качественные работы. Одни просто печально вздыхали и опускали руки, но Малевич считал, что необходимо действовать.

Именно тогда он принял решение отправиться в Москву, где надеялся усовершенствовать свои умения и приобрести столь необходимые знания. Кроме того, крупный город был местом, где можно заработать неплохие деньги, продавая свои картины. И это молодой живописец тоже прекрасно осознавал.

Казимир Малевич за работой
Казимир Малевич за работой

Первая любовь

Через некоторое время Казимиру удалось скопить небольшую сумму, которой хватило бы на год проживания в Москве. Он решил так: если там ничего не сложится, он сможет в любой момент вернуться домой, в Курск. Но с поездкой пришлось повременить, поскольку вмешались чувства.

Со своей первой супругой Казимирой Зглейц  Малевич познакомился, когда ему едва исполнилось двадцать лет. Очаровательная дочь местного врача, эта девушка казалась ему воплощением всех самых смелых грёз и желаний. Но когда Казимир объявил родителям, что нашёл невесту и даже успел сделать ей предложение, вряд ли те приняли известие с восторгом.

Во-первых, сам Казимир с трудом мог обеспечить самого себя. Во-вторых, дома и без того было немало «ртов», которых нужно было кормить. Лишь двое старших, Казимир и Мечислав, с горем пополам могли заработать себе на проживание. По сути, родители жениха понимали, что появление невестки станет лишь пополнением в их семействе, а именно – ещё одним голодным ртом. Однако добрая мать Казимира, видевшая, как сильно он влюблён в девушку, не стала отговаривать сына от женитьбы. Она решила, что, быть может, сама судьба предназначила их друг для друга – у них ведь были практически одинаковые имена.

Мать Казимира Людвига Александровна
Мать Казимира Людвига Александровна

Скандалы и рутина

Увы, ничего хорошего из этого брака не вышло. Казимир, совершенно не готовый к роли главы семейства, стал всё чаще пропадать на своих пленэрах и предпочитал общество приятелей, а не супруги. Такое поведение мужа не могло не раздражать Казимиру. Она разрывалась между швейной машинкой, за которой часами шила одежду для семьи, и сыном Толиком, требующим немало внимания. Когда Казимир приходил домой, начинались истерики супруги, и в конце концов общение заканчивалось очередным скандалом.

Уже тогда, с трудом вынося опостылевшую рутинную работу и тяжёлый семейный быт, Казимир решил, что пора отправляться навстречу своей мечте – в Москву. Не так давно умер его отец, а пожилая мать, прикладывая все усилия, с трудом могла сглаживать постоянные конфликты между сыном и невесткой. Когда Казимир объявил ей, что собирается уехать, мать даже вздохнула с облегчением. По крайней мере, теперь слушать ежедневные склоки было не нужно. Кроме того, женщина надеялась, что в разлуке Казимир и Казимира станут снисходительнее относиться друг к другу.

Казимира Зглейц - первая жена Малевича
Казимира Зглейц – первая жена Малевича

Путь к мечте

По сути, благословляя сына на поездку в Москву, мать Казимира понимала: если уж покойный отец не смог погасить страсть к рисованию, то никто другой не сможет уже ничего сделать с Малевичем-младшим. Кстати, не исключено, что строгий родитель, запрещая сыну рисовать, попросту опасался за его будущее. Однажды он даже в сердцах бросил Казимиру:

«Художники твои все социалисты. По тюрьмам сидят!»

Теперь же никто не препятствовал уверенному движению Казимира к своей цели. Отправившись в большой город, он поступил в живописную школу Фёдора Рерберга, где начал постигать азы своего искусства. Поначалу Казимир наведывался в Курск, периодически присылал деньги своим родным. В Москве его жизнь мало напоминала богемную роскошь.

Вместе с другими молодыми полуголодными художниками он снимал одну из комнатёнок в Лефортово. Там живописцы создали нечто вроде коммуны. Собирая средства с каждого, живописцы покупали на рынке говяжьи кости и варили из них бульон, с которого каждый получал по кружке. Но, несмотря на бедность, Малевич был счастлив – только здесь он получил возможность заниматься тем, что всегда было ему по сердцу.

Казимир Северинович Малевич «Автопортрет», 1907 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Казимир Северинович Малевич «Автопортрет», 1907 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Жизнь в Москве

Как же выживал Казимир Северинович в столь непростых условиях? Деньги рано или поздно должны были закончиться. Так и было, но выручали его случайные заказы. Например, неплохую оплату он получил за создание эскиза к флакону духов для фирмы Брокара. Кроме того, продержаться «на плаву» Малевичу помогал его новый приятель Иван Клюнков, с которым художник познакомился в Москве.

Тот работал в небольшой конторе, а в свободное время посещал классы у Рерберга. Как рассказывали другие живописцы, однажды Казимир даже поинтересовался у друга, отчего тот не бросит скучную работу и полностью не посвятит свою жизнь живописи. Тот ответил, что вынужден заботиться о семье, о жене и детях. Для Малевича такой подход к жизни казался странным, хотя в ту пору у него уже родился второй ребёнок.

Дочь Галя появилась на свет после очередных курских «каникул» художника. Увеличение семейства, о котором заботилась пожилая мать Казимира, заставило её перейти к решительным действиям. По решению Людвиги Александровны жена Малевича вместе с двумя детьми переехала в Москву, к мужу. Мать Казимира надеялась, что сын наконец остепенится, найдёт достойную работу и всё же ощутит ответственность за жену и детей.

Казимир Северинович Малевич «Автопортрет в двух измерениях». 1915 год Местонахождение: Городской музей Стеделек, Амстердам, Нидерланды
Казимир Северинович Малевич «Автопортрет в двух измерениях». 1915 год
Местонахождение: Городской музей Стеделек, Амстердам, Нидерланды

Расставание и новая встреча

Теперь Казимир жил не в трущобах с остальными представителями московской богемы, а в небольшой квартирке вместе с собственной семьёй. Вот только такое улучшение бытовых условий никак не повлияло на живописца. Впрочем, и его супруга уже давно поняла, что жить вместе они не смогут. Расставание было спокойным, можно даже сказать дружеским. Казимира и Казимир не таили обиды друг на друга, поскольку прекрасно понимали, что давно стали совершенно чужими людьми.

Бывшая супруга Малевича устроилась работать в психиатрическую больницу в Мещерском. Именно там служил Михаил Рафалович, знакомство с семейством которого перевернуло жизнь Казимира Севериновича. Однажды посетив супругу в больнице, он начал общаться с Рафаловичем, который спустя некоторое время пригласил Малевича в гости. На пороге живописца встречала очаровательная девушка Соня, которая буквально с первого взгляда покорила Казимира.

Чувства оказались взаимными, и в скором времени Соня объявила родителям, что переезжает к Малевичу. Рафаловичи были потрясены. Дочь, которой ещё не было и двадцати лет, собиралась жить с женатым (Казимир так и не успел оформить развод) мужчиной и отцом двоих детей. Тем не менее девушка не переменила своего решения. Вот только семейная жизнь оказалась непростым испытанием для Сони. Она работала не покладая рук. Трудилась в разных конторах, искала лучшее место, где можно было бы получать больше денег. Казимир же большую часть времени проводил на даче, где писал картины.

Возможно,на этой картине изображен дом Рафаловичей в Немчиновке Казимир Северинович Малевич «Весна», 1929 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Возможно,на этой картине изображен дом Рафаловичей в Немчиновке
Казимир Северинович Малевич «Весна», 1929 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Странный зять

Поначалу на его полотнах можно было различить людей, хотя их фигуры и сами образы казались какими-то искажёнными, изуродованными до неузнаваемости. Потом их вовсе заменили геометрические фигуры, странные кубы, квадраты, ломаные линии. Порой Казимиру не хватало холста, и тогда он начинал рисовать на всём, что попадало под руку. Однажды даже расписал полку от сломанной этажерки.

Сонечка относилась к занятию мужа снисходительно, хотя и понимала, что все заботы и тяготы по обеспечению семейства легли полностью на её плечи. Она просто любила Малевича, а потому поддерживала во всём, что бы он не решил сделать. Вряд ли женщина эта особенно хорошо разбиралась в творчестве европейских живописцев и кубизме, но она всегда была рядом с супругом и считала своим долгом создавать наилучшие условия для его работы и жизни.

Родители Сони так и не смогли привыкнуть к своему странному зятю. Он то казался тихим и спокойным, то устраивал скандалы на выставках и кричал, что его идеи крадут. Порой Казимир выглядел истинным добряком и душевнейшим человеком, а иногда начинался нести такую «заумную ерунду», от которой окружающим становилось неловко.

Казимир Малевич и его вторая жена Софья Рафалович, начало 1920-х годов
Казимир Малевич и его вторая жена Софья Рафалович, начало 1920-х годов

Скандальная выставка

А потом, в 1915 году, к Малевичу наконец пришла долгожданная слава, о которой он так страстно мечтал. В ту пору в Петрограде открылась выставка «0,10». В главном зале были размещены работы Казимира Севериновича, созданные в жанре, который он называл супрематизмом.

Отдельно от всех картин было повешено полотно, изображающее чёрный квадрат на белом фоне. По замыслу автора его повесили наискось и вдали от основной экспозиции. Замысел Малевича был крайне неординарным – необычную картину под названием «Четырёхугольник» он разместил в том месте, где в избах вешают иконы.

Казимир Северинович Малевич «Чёрный супрематический квадрат», 1915 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Казимир Северинович Малевич «Чёрный супрематический квадрат», 1915 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Посетители выставки смогли услышать от автора картин заявления, что новыми принципами в живописи он позволяет зрителю оттолкнуться от земли и устремиться в космос. Это был принципиально новый жанр, вот только оценить его смогли немногие. Большинство посетителей были возмущены тем, что увидели на выставке произведения, которые мог бы создать даже пятилетний ребёнок.

После мероприятия критики разразились гневными тирадами. Сам Александр Бенуа нещадно ругал Малевича, но живописец был счастлив. Он знал, что именно так приходит слава. Ещё вчера лишь немногие критики отдалённо знали, что существует такой Казимир Малевич. Сейчас же о нём говорили все.

Картины Казимира Малевича на выставке «0,10» в Петрограде, 1915 год
Картины Казимира Малевича на выставке «0,10» в Петрограде, 1915 год

Тяготы и бедствия

Художник был прав. Вскоре у него стали появляться новые заказы. И если на классическую живопись его творения мало походили, то с декоративно-прикладным искусством прекрасно «уживались». Нашлось немало желающих приобрести сумки, кошельки, шарфы и носовые платки, расписанные в супрематическом стиле.

Соня мечтала о ребёнке, а Казимир считал, что это совершенно лишнее. Он стремился к развитию супрематизма и своих идей. Всё больше времени он проводил не с супругой, но с подругами по «цеху» – поклонницами и молодыми художницами, которые восхищались творчеством Малевича

А потом началась Первая мировая война. Малевич, который очень боялся призыва, всё же оказался среди призывников 1916 года. Но на поля сражений он так и не попал – началась революция, потом вторая… а летом 1919 года Соня сообщила, что беременна. Семье пришлось перебираться в Витебск, где было спокойнее. Именно там на свет и появилась маленькая дочь Малевича.

Казимир Малевич с дочерью Уной, 1929 год
Казимир Малевич с дочерью Уной, 1929 год

Потеря и надежда

Здесь же, в Витебске, он начал активно развивать своё творчество. Его идейным оппонентом стал Марк Шагал, однако Малевичу с лёгкостью удавалось переманивать на свою сторону студентов и преподавателей художественных школ. Вероятно, причиной была отеческая забота, которую проявлял живописец по отношению ко всем своим соратникам.

В 1924 году Казимир Северинович уже планировал открыть свою выставку за границей – он мечтал о мировой славе. Но внезапно от туберкулёза умерла супруга. Похоронив бедную Сонечку, Малевич с ещё большей страстью окунулся в творчество. Периодически он навещал маленькую дочь Уну (идея так назвать ребёнка принадлежала, конечно, Казимиру) в Немчиновке. Но по иронии судьбы именно там он встретил женщину, которая покорила его неким особенным спокойствием и уютом.

Казимир Северинович Малевич «Портрет жены художника Натальи Манченко», 1933 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Казимир Северинович Малевич «Портрет жены художника Натальи Манченко», 1933 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Свои отношения с Натальей, которой было суждено стать третьей супругой живописца, он поначалу скрывал. Боялся, что бывшая тёща не позволит видеться с дочерью. Но когда всё открылось, женщина лишь потребовала, чтобы Казимир не жил «в грехе», а оформил брак с новой избранницей.

В своём стремлении утвердить супрематизм Малевич зашёл очень далеко. Когда он начал писать картины, открыто критикующие власть в России, недовольство властей по отношению к нему стало заметно возрастать. Он подозревался в распространении антисоветской пропаганды, несколько раз оказывался под арестом. Во время недолгого тюремного заключения он много размышлял. Сам Малевич заявлял, что в тюрьме нашёл новые темы для творчества. В последние годы он решил отойти от привычного супрематизма и писал немало реалистических портретов.

Казимир Северинович Малевич во время болезни, 1935 год
Казимир Северинович Малевич во время болезни, 1935 год

Только на склоне лет, незадолго до смерти, Казимир Малевич понял, что всю жизнь бежал от того, чего сейчас так отчаянно хотел – простого семейного счастья. Он мечтал о тихих вечерах в кругу семьи, о детском смехе и уютных выходных. Впрочем, теперь горевать об упущенном было уже поздно. Последние годы жизни живописца были наполнены лишениями – он болел раком, а на лечение не было денег. Предчувствуя скорую кончину, Малевич спроектировал собственный гроб в форме креста, причём человек в нём покоился бы с распростёртыми руками. Ученики и родственники Казимира Севериновича не исполнили его последнюю волю – гроб был обычной формы, но оформлен в стиле супрематизма. А сама процессия стала последней «картиной», созданной странным чудаком Малевичем.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий