Как бывший крепостной «переписал всю Москву» – Фёдор Рокотов

Искусство

Сын крепостной крестьянки, на что мог рассчитывать маленький Фёдор Рокотов? Можно предположить, что его ожидала участь многих детей крепостных – тяжкий труд и вечные тяготы, до самой старости. Но судьба этого человека сложилась совсем иначе. Благодаря покровительству влиятельного отца и, несомненно, собственным незаурядным талантам Фёдор сумел добиться очень многого.

Человек принципиальный и прямолинейный, он никогда не преуменьшал своих способностей, но и не требовал, чтобы к нему относились с благоговением. Своими удивительными работами и столь верным подходом он заслужил доверие и признательность самой императрицы. Сам же Рокотов превратился в признанного мастера портрета. Как же он проделал этот путь к славе? Не оказалось ли признание тягостью для Рокотова? И как его творчество повлияло на работы других русских портретистов?

Рождённый крепостным

Точных сведений о рождении будущего знаменитого русского живописца история, увы, не сохранила. Годом его рождения исследователи называют 1735 или 1736 годы. Есть предположение, что Рокотов был внебрачным сыном князя Петра Репнина, который не имел законнорожденных детей. Матерью маленького Феди была крепостная крестьянка. Как правило, именно так большинство биографов описывает начало жизненного пути Рокотова.

Впрочем, есть и иное предположение. Некоторые историки склоняются к тому, что Фёдор Степанович принадлежал к дворянскому обедневшему роду. Интересно, что есть и третья версия, сторонники которой заявляют, что Рокотов был обыкновенным крестьянином, служившим у Репниных. Этого тоже нельзя исключать. Спустя многие годы исследователями было обнаружено письмо Рокотова, отправленное Екатерине Второй. В нём художник просил императрицу освободить от крепостной зависимости своих племянников:

«Высочайшим вашего императорского величества указом повелено было сие мое прошение в Московскую губернскую канцелярию принять и <…> по силе законов дать оным малолетным для свободного житья у меня на воспитании <…> учинить о том решение…».

Выходит, сам Фёдор Степанович едва ли мог принадлежать к дворянам, если его племянники были крепостными. Как бы то ни было, но путь к блистательному миру высшего света для Рокотова был проложен его же талантами (хотя нельзя и исключать помощи влиятельного отца, который явно хотел принимать участие в судьбе сына). Есть предположение, что вскоре после появления на свет князь Репнин выдал вольную маленькому Феде. При этом все остальные родственники Рокотова остались крепостными. Согласитесь, такое особенное внимание к нему могло указывать на отцовские чувства Репнина.

Фёдор Рокотов родился в имении князей Репниных в Воронцово / usadba-vorontsovo.ru
Фёдор Рокотов родился в имении князей Репниных в Воронцово / usadba-vorontsovo.ru

Первые работы

Юный Фёдор с ранних лет увлекался живописью. В детском возрасте он уже писал неплохие картины. У мальчика явно был врождённый талант, который требовалось развивать и совершенствовать. Скорее всего, князь видел это и понимал, что его внебрачного сына может ждать большое будущее. По его настоянию Фёдор был отправлен на обучение, и с этого периода биография живописца наконец становится относительно ясной.

Итак, талантливый юноша оказался в числе талантливых юношей, собранных графом Шуваловым для новой Академии художеств. Спустя некоторое время он был отправлен на службу в Сухопутный шляхетский корпус, где провёл несколько лет. Что интересно, во время службы Рокотов не оставлял любимого занятия. Он написал немало портретов своих сослуживцев, других кадетов, приобретя уважение в полку. Став ротмистром, Фёдор Степанович получил и дворянский титул. Несомненно, столь быстрому продвижению и успехам способствовали его трудолюбие и талант.

Фёдор Степанович Рокотов «Портрет графа Ивана Ивановича Шувалова», 1750-х - начало 1760-х годов Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Фёдор Степанович Рокотов «Портрет графа Ивана Ивановича Шувалова», 1750-х – начало 1760-х годов
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Обучение в Академии

После окончания службы Рокотов всё же сумел вернуться в Академию художеств, которая в ту пору располагалась в имении графа Шувалова. Здесь, под присмотром опытных наставников и иностранных живописцев, талант Фёдора по-настоящему расцвёл.

Теперь он осваивал особенности стиля рококо, глубокого и необыкновенно сложного, но крайне популярного в то время. Спустя пять лет обучения Рокотов уже сам стал присматривать за учащимися. Впрочем, сам он не считал себя сложившимся мастером. Он придерживался мнения, что необходимо всегда стараться стать лучше и совершенствоваться с каждой новой работой.

Карл Фридрих Сабат «Вид с Невы на здание Академии художеств», XVIII век Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Карл Фридрих Сабат «Вид с Невы на здание Академии художеств», XVIII век
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Таинственный портрет

Фёдора Рокотова неслучайно называют одним из самых таинственных русских живописцев. Во-первых, как вы уже поняли, его биография имеет немало загадок и туманных моментов, разобраться с которыми историки так и не смогли. Во-вторых, до наших дней не сохранилось ни одного автопортрета Рокотова, поэтому остаётся лишь предполагать, каким мог быть его облик.

Долгое время считалось, что самого себя живописец запечатлел на «Портрете молодого человека в гвардейском мундире». Предположение это возникло из-за позы изображённого человека. С портрета он смотрит на нас не прямо, а как бы слегка обернувшись. Такую позу художники нередко принимали во время написания автопортретов, которые писали, посматривая на себя в зеркало. Но спустя годы выяснилось, что это был вовсе не Рокотов. На картине изображён его товарищ Евгений Чемесов.

Фёдор Степанович Рокотов «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» (ранее считался автопортретом художника), 1757 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Фёдор Степанович Рокотов «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» (ранее считался автопортретом художника), 1757 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Особенная картина

В 1757 году Фёдор Рокотов написал картину, которая стала единственной его работой, на которой нет портрета. «Кабинет И.И.Шувалова» – именно так называется это творение. Картина была написана по заказу самого графа, который попросил воспроизвести на полотне все произведения искусства, украшавшие его кабинет.

Интересно, что в подаче Рокотова это было не просто изображение интерьера комнаты, а некий специфический «портрет» самого Шувалова. С помощью обстановки кабинета Фёдор Степанович пытается рассказать нам о его хозяине. Искусствовед Алексей Лебедев отмечал:

«Кабинет Шувалова» не просто intevrieur, не портрет шуваловской комнаты, а попытка заглянуть во внутренний мир самого Шувалова, попытка через изображение вещей, любимых человеком, показать, чем живет сам человек».

К сожалению, оригинал «Кабинета Шувалова» не дошёл до наших дней, однако известна копия, написанная учеником Рокотова. Благодаря этому мы можем иметь представление о том, какой была знаменитая картина, ставшая единственным не портретным произведением Фёдора Степановича.

«Кабинет И.И.Шувалова». Копия с несохранившейся картины Фёдора Степановича Рокотова, написанной в 1757 году Местонахождение: Государственный исторический музей, Москва, Россия
«Кабинет И.И.Шувалова». Копия с несохранившейся картины Фёдора Степановича Рокотова, написанной в 1757 году
Местонахождение: Государственный исторический музей, Москва, Россия

Признание и популярность

К 1760-м годам Рокотов стал одним из самых популярных художников столицы Российской империи. В чём же крылся его секрет? Искусствоведы в один голос заявляют – успеха живописец добился благодаря особенной технике, не похожей на приёмы других портретистов. Фёдор Степанович ещё в годы учёбы вник в тонкости рококо, причём большинство его наставников были сторонниками этого стиля. Но в его подаче это направление приобретало точность и особенное внимание к деталям, которые превращали портреты в некие «истории» об увлечениях или заслугах человека.

Первыми заказчиками Рокотова стали Иван Шувалов, братья Орловы, император Пётр Третий и его сын Павел. Однако истинное признание и настоящая слава пришла к живописцу, когда он был приглашён во дворец самой императрицей Екатериной Второй. Именно Рокотов создал портрет государыни в коронационном наряде. Кстати, изображение так понравилось Екатерине Алексеевне, что в дальнейшем было использовано в качестве портрета, украсившего новые отчеканенные монеты. Как отмечал Якоб Штелин:

«В 1762, 63 и 64 годах он был уж так занят и знаменит, что заказанные ему работы уже не мог один больше выполнять. В апреле 1764 года видели в его мастерской около пятидесяти похожих портретов, в которых прежде всего готовы были только головы».
Фёдор Степанович Рокотов «Портрет неизвестной в розовом платье», 1770-е годы Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Фёдор Степанович Рокотов «Портрет неизвестной в розовом платье», 1770-е годы
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Портрет Екатерины Второй

Портрет императрицы стал знаковым в карьере Рокотова. И дело было не только в том, что теперь на него один за другим сыпались новые заказы, и практически все аристократы столицы (да и других городов России) мечтали заполучить свой портрет кисти Рокотова. Художник настолько виртуозно умел писать людей, что через внешние детали показывал их сущность и характер.

Неслучайно парадный портрет Екатерины Второй так понравился государыне, что и остальных живописцев она просила писать её «как у Рокотова». В казалось бы, статичном изображении чувствуются воля, сила и энергия, которые излучает эта женщина. Как очень точно отмечает Нина Молева в книге «Тайны Рокотова»:

«На этот образ работает и профильный поворот головы, и перевитая нитями крупного жемчуга прическа, завершенная бриллиантовой короной, и длинный, падающий на плечо локон, подчеркивающий медлительную значительность движений Екатерины <…> Екатерина на его холсте – сгусток энергии, воли, ни перед чем не отступающей решимости».
Фёдор Степанович Рокотов «Портрет Екатерины II», 1763 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Фёдор Степанович Рокотов «Портрет Екатерины II», 1763 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Работа в Москве

В 1766 году Фёдор Степанович понял, что уже не может совмещать работу в Академии и исполнение множества заказов, которые поступали от самых видных людей Российской империи. Он решил оставить работу преподавателя, целиком посвятив себя творчеству.

Чтобы жить в спокойной обстановке, Рокотов решил перебраться из Петербурга в Москву и здесь уже смог активно начать работать над частными заказами. Известно, что вельможи за созданные живописцем портреты платили не менее пятидесяти рублей. Да, сегодня эта сумма кажется смешной, но в те времена она имелась далеко не у каждого. На такие деньги можно было приобрести лошадь, корову и пару мальчиков-крепостных. Как вспоминал Иван Долгоруков:

«Тетка моя <…> пожелала иметь портреты сестер своих родных, матери моей и Ржевской, заказала их, вместе с своими, славному тогдашнему живописцу Рокотову <…> Выкупил матушкин портрет у него за пятьдесят рублей – цена самого Рокотова тогдашняя»
Фёдор Степанович Рокотов «Портрет княгини А.А.Долгоруковой», 1790 год Местонахождение: Художественный музей, Таганрог, Россия
Фёдор Степанович Рокотов «Портрет княгини А.А.Долгоруковой», 1790 год
Местонахождение: Художественный музей, Таганрог, Россия

Собственные принципы

Приобретая немалое состояние, Рокотов нередко создавал портреты по собственной инициативе. Так, например, в 1868 году он приступил к своей «опекунской серии», в которую вошли изображения известных попечителей и наставников приютов для сирот. Преподнося их труд как образец добродетели, Рокотов тем самым вдохновлял других состоятельных людей делать добрые дела и помогать нуждающимся. Кстати, за эти портреты Рокотов планировал взять, как и обычно, по 50 рублей за каждый, однако ему заплатили вдвое больше.

Рокотов уже при жизни стал едва ли не самым популярным живописцем своего времени. Крепостной по рождению, он сумел пробить себе путь к самым верхам, к высшему аристократическому утончённому обществу. В 1772 году он стал одним из основателей Московского Английского клуба, где собирался исключительно высший свет первопрестольной. Сюда могли прийти лишь самые родовитые аристократы, среди которых бывший крепостной Рокотов чувствовал себя «своим».

В этом здании в Москве размещался «Английский клуб» / kuluar.ru
В этом здании в Москве размещался «Английский клуб» / kuluar.ru

«Рокотовская маска»

Фёдор Рокотов принадлежал к тем живописцам, которые не только создают прекрасные полотна, но и оказывают влияние на дальнейшее творчество других мастеров. В XVIII веке живопись Рокотова является одной из самых узнаваемых и ярких, причём узнать его картины сможет даже человек, далёкий от изобразительных тонкостей и искусствоведения. Отличительной чертой картин Рокотова является некая «дымка», которая часто присутствует на портретах. а также выражение лёгкой задумчивости изображаемых людей. Эти особенности придают людям на картинах живописца некой таинственности, а в женском варианте – особенного очарования.

«Рокотовская маска» – именно так называют стиль художника искусствоведы. Многие люди на полотнах Рокотова изображены с лёгкой меланхоличной полуулыбкой, с задумчивыми глазами и даже лёгкой отстранённостью. Очень точно о «рокотовской маске» написали исследователи Ольга Евангулова и Андрей Карев:

«Черты её улавливаются в удлиненных миндалевидных глазах с опущенными наружными краями верхних век, в полуулыбке губ, широком разлете дугообразных бровей, в том неповторимом сочетании утонченного довольства и грусти, которое не поддается описанию».
Фёдор Степанович Рокотов «Портрет графа Г.Г.Орлова в латах», 1763 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Фёдор Степанович Рокотов «Портрет графа Г.Г.Орлова в латах», 1763 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

«Русская Джоконда»

Фёдор Рокотов написал множество портретов, но далеко не все они стали знаменитыми картинами живописца. И если тот же портрет Екатерины Второй очень понравился заказчице и приобрёл заслуженную славу, то порой происходило наоборот. Так, к примеру, среди картин Фёдора Степановича выделяется портрет Александры Струйской.

Им восхищались и современники, и представители последующих поколений, этому произведению даже посвящали стихотворения (да-да, именно картине, а не изображённой на ней девушке). А вот самой Струйской портрет не понравился и был отправлен в дальнее имение. Тем не менее он по праву считается одной из самых известных картин Рокотова. Картину, изображающую Струйскую, даже называют «русской Джокондой». Поэт Николай Заболоцкий посвятил этому произведению знаменитые строки:

«Её глаза — как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Её глаза — как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук…»

Фёдор Степанович Рокотов «Портрет А.П.Струйской», 1772 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Фёдор Степанович Рокотов «Портрет А.П.Струйской», 1772 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Художник и царские дети

Не менее знаменитыми стали работы Рокотова, на которых изображены члены императорской семьи. Он мог приходить туда, куда многим придворным был вход заказан. Так, к примеру, Фёдор Степанович побывал и в детской Павла Петровича, сына Екатерины Второй, и присутствовал на играх маленького Алексея Бобринского, незаконнорожденного ребёнка императрицы и её фаворита Григория Орлова.

Кстати, сцена общения Фёдора Рокотова и юного Алексея очень ярко была отражена в недавно вышедшем на экраны сериале «Екатерина. Взлёт». Сложно сказать, такими ли тёплыми были отношения у художника с этим непростым мальчиком, однако в кадре очень точно улавливаются принципиальность Рокотова и его желание показать истинную суть человека через портрет.

Фёдор Степанович Рокотов «Портрет А.Г.Бобринского в детстве», середина 1760-х годов Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Фёдор Степанович Рокотов «Портрет А.Г.Бобринского в детстве», середина 1760-х годов
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

«Говорящие» портреты

Ещё один знаменитый портрет кисти Рокотова позволяет нам взглянуть на Петра Панина. Прославленный военачальник, отличившийся в боях и проявлявший себя как суровый и решительный человек, он здесь показан в светлом и несколько меланхоличном образе. Конечно, живописец писал Панина в привычной для того обстановке, а потому хотел показать его не только как жёсткого командира и воина, но и как обыкновенного человека, который способен на светлые чувства и порой может позволить себе и улыбнуться, и расслабиться.

Среди ранних работ Фёдора Степановича выделяется портрет В.И.Стрешнева. Известного государственного и придворного деятеля той эпохи Рокотов показал погружённым в размышления и думы. Именно так выглядит человек, на плечах которого лежит груз большой ответственности и власти. Тайный советник и камергер императора, Стрешнев здесь предстаёт перед нами как личность непростая и глубокая. Кроме того, глядя на портрет, можно понять, насколько требователен этот человек – к себе и другим.

Фёдор Степанович Рокотов «Портрет Петра Ивановича Панина», 1775 год Местонахождение: Государственный исторический музей, Москва, Россия
Фёдор Степанович Рокотов «Портрет Петра Ивановича Панина», 1775 год
Местонахождение: Государственный исторический музей, Москва, Россия

Времена меняются

Как говорили современники живописца, за свою жизнь он успел «переписать всю Москву». Впрочем, многие дворяне Петербурга или других больших городов тоже заказывали себе у Рокотова целые династийные портреты. Несмотря на это, постепенно Фёдор Степанович начал замечать, что времена, равно как и стиль живописи, меняются. В последние годы он старался писать в ставшем модным классицизме, однако за новыми тенденциями так и не смог угнаться.

Молодые живописцы теперь уже обходили пожилого Рокотова. Он не бедствовал, но с печалью констатировал, что его время безвозвратно проходит. Тогда художник не догадывался, что спустя много веков его полотна будут вызывать восхищение публики и даже вдохновлять поэтов. Более того, в дальнейшем немало портретистов старались подражать Рокотову. Многие художники стали использовать в своих работах те самые «дымку» и «маску», которые некогда отличали произведения Фёдора Степановича. Правда, творения Рокотова так и остались неповторимыми и непревзойдёнными.

Фёдор Степанович Рокотов «Портрет неизвестной в белом чепце», 1790-е годы Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Фёдор Степанович Рокотов «Портрет неизвестной в белом чепце», 1790-е годы
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Личная жизнь живописца

Но какой была личная жизнь Рокотова? Создал ли он семью? На эти вопросы до сих пор нет ответа. Личная жизнь, как и многие аспекты биографии живописца, так и остаётся загадкой. Ни о его супруге, ни о детях история не сохранила никаких сведений. Не исключено, что Фёдор Степанович, как многие мастера, отказался от личного счастья в угоду творчеству, которое была для него главным в жизни. Его счастьем и источником вдохновения всегда оставалась именно работа.

Но эгоистичным и равнодушным Рокотова едва ли можно назвать. Известно, что у него было двое племянников, в судьбах которых он принял непосредственное участие. Рокотов лично отправил прошение Екатерине Второй, где молил императрицу освободить его племянников от крепостной повинности. Просьба живописца была исполнена, и благодаря ему родные получили свободу.

Фёдор Степанович Рокотов «Портрет А.М.Писаревой», первая половина 1790-х годов Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Фёдор Степанович Рокотов «Портрет А.М.Писаревой», первая половина 1790-х годов
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Последние годы

С возрастом зрение живописца стало совсем слабым. В последние годы Фёдор Рокотов практически не писал картин. Он умер в преклонном возрасте в 1808 году. В завещании наследниками мастера были указаны его племянники. Они же и занимались похоронами.

Последним пристанищем русского художника стал погост Новоспасского монастыря. Увы, сегодня точных данных о захоронении Рокотова нет, а потому нельзя назвать место, где именно он похоронен. После революции некрополь был разорён, многие могилы затерялись. Однако у Новоспасского монастыря и сегодня возвышается памятный камень, на котором написано имя Фёдора Степановича Рокотова, человека, преобразившего русскую портретную живопись.

Мемориальный камень, посвящённый памяти Фёдора Степановича Рокотова на территории Новоспасского монастыря / wikiznanie.ru
Мемориальный камень, посвящённый памяти Фёдора Степановича Рокотова на территории Новоспасского монастыря / wikiznanie.ru

Фёдор Рокотов – один из самых таинственных живописцев нашей страны. И многие моменты его жизни, и место захоронения остаются тайной для исследователей. Не исключено, что сам Фёдор Степанович был бы рад этому. Он явно не стремился раскрывать особенности своего происхождения и личные переживания. Фёдор Степанович Рокотов делился с нами гораздо более ценным, а именно – своими бессмертными творениями.

На обложке: Выставка картин Фёдора Степановича Рокотова в Третьяковской галерее / kudamoscow.ru

МУСАГЕТ
Добавить комментарий