Венецианов – живописец русского крестьянства

Искусство

Алексей Гаврилович Венецианов был учеником знаменитого художника Боровиковского. Самой точной характеристикой для Венецианова, наверное, будет фраза Карамзина:

«Таланту русскому всего ближе и любезнее прославлять русское».

Алексея Гавриловича, когда он обучался у Боровиковского, очень изумил портрет императрицы Екатерины II, вернее, та простота и в то же время такая очаровательная естественность, с которой он был написан. В последующем Венецианов сам старался передать на полотне людей, как можно более натурально, при занятии их привычными делами. Стоит отметить, что ему это хорошо удавалось. Художник даже выработает со временем своё личное правило в живописи:

«Ничего не писать иначе, как в натуре является».

Он писал крестьянских девушек Тверской губернии, находя их достаточно красивыми для создания живописного полотна. «Я не воспитанник академии», – говорил о себе художник. Венецианов 12 лет отдал тому, чтобы перерисовывать картины, находящиеся в Эрмитаже. К 30 годам художник получил звание академика от Императорской Академии художеств.

Через несколько лет после получения этого почетного звания Алексей Гаврилович купит имение под Тверью и уйдет со службы в столице. Вся семья Венециановых переберётся в небольшие владения на природе, и художник наконец посвятит себя искусству, к которому так стремился. Там он начнет писать крестьян с натуры.

«Тихие скромные картинки» – называл Алексей Гаврилович своё творчество.

Один из современников художника написал о нем в журнале следующую заметку:

«Наконец-то мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, близкого нашему сердцу».
Алексей Гаврилович Венецианов «Автопортрет», 1811 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Алексей Гаврилович Венецианов «Автопортрет», 1811 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Как появляются на свет художники

Семья Венециановых происходит родом из Греции, правда, там  прародители художника носили фамилию Михапуло-Проко. Родственники Алексея Гавриловича переехали в Россию в 1730-х годах. На новом месте жительства Михапуло-Проко получили наименование Венециано, которое в дальнейшем преобразовалось в русскую фамилию Венециановы.

К моменту рождения сына Алексея, 7 февраля 1780 года, его отец Гаврила Юрьевич стал уже купцом 2-й гильдии. Мать мальчика Анна Лукинична Калинина была дочерью известного московского купца. Проживала семья Венециановых в старой столице – Москве. Связь с живописью у мальчика установилась уже в детстве, ведь его отец торговал, помимо саженцев смородины и луковиц тюльпанов, ещё и картинами.

Алексей Гаврилович Венецианов «Портрет Анны Лукиничны Венециановой», матери художника, 1801 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Алексей Гаврилович Венецианов «Портрет Анны Лукиничны Венециановой», матери художника, 1801 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Образование маленький Алексей получал в Московском пансионе, а живописи сначала обучался самостоятельно, а впоследствии стал учеником Боровиковского. В юности Венецианов написал несколько портретов, первым из них стал портрет матери.

После окончания пансиона Алексей поступил на работу чиновником в Чертежное управление, а в 1807 году был переведен в столицу, где стал помощником землемера. Свое увлечение живописью Венецианов не бросал, посвящая ему свободное время. В то же время молодой человек стал ходить в Эрмитаж и срисовывать выставленные там картины. Тогда же его учителем стал Боровиковский – известный портретист.

Иван Васильевич Бугаевский-Благодарный «Портрет Владимира Лукича Боровиковского», 1825 год Местонахождение: Музей изобразительных искусств, Калуга, Россия
Иван Васильевич Бугаевский-Благодарный «Портрет Владимира Лукича Боровиковского», 1825 год
Местонахождение: Музей изобразительных искусств, Калуга, Россия

Путь живописца

Работа чиновником не доставляла творческому человеку душевного удовлетворения, он хотел стать художником. В 1811 году Венецианов написал портрет художника Кирилла Ивановича Головачевского, за который ему присвоили звание академика. Когда началась война 1812 года, Алексей Гаврилович стал рисовать карикатуры на французов и русских дворян, которые питали симпатии к Наполеону и всему французскому. Венецианов становился известным в столице живописцем и стал выполнять картины на заказ.

В 1815 году Алексей Гаврилович женился. Его избранницей стала Марфа Азарьева, в союзе с которой родилось две дочери – Александра и Фелицата. Желая больше времени уделять живописи, Венецианов купил небольшое имение в Тверской губернии в деревне Сафонково, куда в 1819 году переехала вся семья. Там в мирной и спокойной обстановке, на природе художник писал свои картины – пейзажи, портреты крестьян. В создании картин «Утро помещицы» и «На пашне. Весна» Венецианову помогала жена, она позировала для этих полотен.

Алексей Гаврилович стал автором серии портретов известных политических деятелей. Художник также написал портреты многих своих современников, например, Карамзина, Гоголя, Фонвизина и других. Тем не менее, известность в большей степени получили его картины на крестьянскую тематику: «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка», «Проводы рекрута» и много других прекрасных полотен.

Алексей Гаврилович Венецианов «Портрет жены художника Марфы Афанасьевны Венециановой», Вторая половина 1810-х годов Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Алексей Гаврилович Венецианов «Портрет жены художника Марфы Афанасьевны Венециановой», Вторая половина 1810-х годов
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Самобытный и незабытый

У Венецианова было в живописи своё видение, своя методика, которую сам же он и разработал. В Сафонково художник принимал малообеспеченных юношей на обучение.

«Чтобы более утвердиться на избранном пути начал брать я к себе на своем содержании бедных мальчиков и обучать их живописи» – так сам Алексей Гаврилович говорит о своей благотворительной кампании.

Летом они рисовали живописные местные пейзажи, а зимой мастер возил своих подопечных в столицу, где они жили у него на квартире. В своей мастерской Венецианов обучал молодых людей методике, которая расходилась с устоявшимися правилами Академии художеств.

«На твердом основании перспективы и подробнейшим вниманием к натуре» – говорил Алексей Гаврилович про свою программу обучения.
Алексей Гаврилович Венецианов «На пашне. Весна», первая половина 1820-х годов Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Алексей Гаврилович Венецианов «На пашне. Весна», первая половина 1820-х годов
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Венецианов считал, что «умеющий копировать не всегда научается создавать собственное». А ведь методика обучения в Академии художеств была основана на длительном копировании творений античных скульпторов и итальянских живописцев.

У Венецианова было своё видение, как нужно развивать талант в искусстве. Думаю, он был прав, что создал и придерживался своей методики. Ведь именно из индивидуального подхода, рождаются затем шедевры в любом виде искусства. Он считал хорошим тренировочным моментом – нарисовать красивый интерьер.

«Писание внутренностей – хорошее упражнение для учеников, ибо дает возможность воспроизвести разные натюрморты и живую натуру в естественной взаимосвязи», – как говорил сам учитель.

Венецианов любил рисовать лица, поэтому многие из его работ – это портреты, а другие картины – это люди, находящиеся в процессе работы. Рисуя постановочные сценки с участием позировавших моделей, подопечные Венецианова не только совершенствовали своё умение живописцев, но и обучались портретному мастерству. О художественной школе Алексея Гавриловича говорили в столице, писали в петербургских газетах:

«Усердие господина Венецианова к образованию молодых художников беспримерно, он не щадит трудов, и при том служит общей пользе бескорыстно – черта редкая в человеке, который живет трудами».
Алексей Гаврилович Венецианов «Захарка», 1825 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Алексей Гаврилович Венецианов «Захарка», 1825 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Этот самобытный человек, усердно помогающий другим, даже заложил своё имение, чтобы его школа существовала, и бедные юноши могли получить художественное образование и раскрыть свой талант. Тем не менее, некоторые ученики покидали старого учителя в надежде стать более известными, отучившись в Академии художеств или у более именитых и известных живописцев, например, Карла Брюллова. Покинув школу Венецианова и потеряв тем самым свою самобытность, юные живописцы становились лишь тенью своих учителей с гремящим именем или губили свой талант вовсе, меняя свой индивидуальный стиль на подражание.

«Таланты тогда развиваются, когда они ведутся по тем путям, к которым их природа назначила»,- говорил Венецианов.

Несмотря на талантливый подход к образовательному процессу и действенность обучения в школе Венецианова, Академия художеств данную систему и методику не признавала, её члены не хотели дать художнику звание профессора. В то же время император признавал талант Алексея Гавриловича, назначив ему денежное довольствие и звание императорского живописца. Венецианов был человеком талантливым и добрым. Для одного из своих учеников – Федора Славянского, который был крепостным, он добился свободы и даже хотел дать свою фамилию.

Бывший крепостной, получивший вольную благодаря Венецианову Фёдор Михайлович Славянский «Автопортрет». 1860 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Бывший крепостной, получивший вольную благодаря Венецианову
Фёдор Михайлович Славянский «Автопортрет». 1860 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Жизнь этого человека, не устававшего помогать другим, оборвалась зимой 1847 года, когда он 4 декабря повез эскизы церковных образов в Тверь. На скользкой дороге кибитка, в которой ехал художник, перевернулась. Хочется процитировать слова одного из современников Алексея Гавриловича:

«Венецианов – при сем имени, равно любезном и живописи, и благотворению, благословение сему достойному уважения художнику невольно вырывается из сердца».

На обложке: Сергей Константинович Зарянко «Портрет художника А.Г. Венецианова», 1830-е годы. Местонахождение: Киевский национальный музей русского искусства, Украина

МУСАГЕТ
Добавить комментарий