«На пашне. Весна» – весеннее дыхание в картине Алексея Венецианова

Искусство

«На пашне. Весна» – одна из самых известных картин Алексея Гавриловича Венецианова, знаменитого русского живописца. Неслучайно ценители творчества художника считают, что это полотно занимает особое место среди его работ. Эту картину по праву называют гимном крестьянскому труду. 

Со свойственной ему виртуозной простотой и искусной подачей Венецианов изобразил фрагмент жизни крестьян в весеннее время. И хотя название картины с ходом истории менялось, её идея, главная суть остались прежними. Венецианов воспевает труд, восхищается природой и русским духом в этой композиции. Что же известно о полотне? И какие символы оно открывает нам?

Загадки картины

«На пашне. Весна» стала одной из первых картин в русской живописи, где изображалась природа родного края. Многие отечественные художники отдавали предпочтение заграничным видам, считая, что русская земля недостаточно живописна. Алексей Венецианов полностью разрушил это заблуждение, показав особенный колорит и атмосферу России. 

Знаменитое творение Венецианова удивительно ещё и своими загадками, которые оно задаёт искусствоведам. Главная из них – год написания картины. На это счёт существуют различные мнения. По сути, большинство исследователей делится на два «лагеря». 

Одни считают, что «На пашне. Весна» была написана в 1810-е годы, другие полагают, что это произошло на десять лет позже. В целом, объективной является оценка учёных, склоняющихся к тому, что картина создавалась в 1820-е годы. К сожалению, Венецианов не подписывал и не указывал даты создания своих работ, а потому вопрос остаётся открытым.

Алексей Гаврилович Венецианов «Автопортрет», 1811 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Алексей Гаврилович Венецианов «Автопортрет», 1811 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Названия и тайны

Со временем менялось и название полотна. Изначально картина называлась «Женщина, боронящая поле», а после – «Крестьянка в поле, ведущая лошадей». Когда же был создан цикл картин, посвящённый временам года, полотно обрело своё привычное для нас название. В цикл вошли также картины «На жатве. Лето» и «Сенокос». Исследователи считают, что большую часть своих картин, посвящённых крестьянской тематике, Венецианов написал во время пребывания в Удомельском крае. Именно там он в полной мере смог оценить жизнь русских крестьян, познакомиться с их бытом, тревогами и радостями, важными событиями и значимыми моментами жизни. 

Как я уже сказала, «На пашне. Весна» – картина весьма таинственная. Сегодня нам неизвестно, кто был её первым владельцем, кто в дальнейшем приобретал полотно. Единственное, что могут наверняка сказать исследователи – то, что Павлом Третьяковым картина была приобретена не позднее 1890-х годов. На этот счёт искусствовед Светлана Степанова отмечала:

“Появление такого полотна, как «На пашне. Весна», представляется своего рода загадкой, если не чудом. О нём нет упоминаний ни у самого художника в письмах и автобиографии, ни у его современников. Предыдущие владельцы картины неизвестны, как неизвестно и каким образом Третьяков её приобрёл”.
Алексей Гаврилович Венецианов «На пашне. Весна», первая половина 1820-х годов Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Алексей Гаврилович Венецианов «На пашне. Весна», первая половина 1820-х годов
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Образ крестьянки

Что же необычного таит полотно «На пашне. Весна»? Взглянув на него, мы удивляемся простоте сюжета – Венецианов изображает крестьянку, вышедшую в поле с лошадьми. Однако поневоле начинаешь рассуждать, так ли всё просто, как кажется на первый взгляд. Критики и исследователи высказывали самые разные версии. На мой взгляд, интересным предположением является аллегоричность образа женщины на картине. Не исключено, что она отождествляется с русской землёй, с родиной и сущностью природы. 

Есть также версия, что Венецианов изобразил не столько саму крестьянку, сколько Весну, пробуждающую землю и призывающую людей к работе. Некоторые ценители творчества художника даже усмотрели сходство главной героини с античной богиней Флорой. Правда, на мой взгляд, это чересчур преувеличенное сравнение. Женщина на полотне Венецианова не является копией какого-то божества или образа – это совершенно самостоятельное воплощение. Да, быть может, живописец действительно подразумевал Весну – но явно не греческую или римскую, а русскую. 

Вы наверняка заметили, что наряд крестьянки мало походит на будничное платье, в котором женщины выходили в поле. Но не стоит забывать, что Венецианов показывает нам первый день пашни. В старину он считался праздником, а потому люди старались облачиться в лучшие свои одежды. Именно поэтому на женщине мы видим нарядный сарафан и кокошник. Как мне кажется, здесь скрыт и ещё один смысл. Столь праздничное убранство позволяет нам почувствовать, насколько значимой для крестьян была работа в поле. Даже столь тяжкий труд воспринимался с радостью, ведь он позволял людям выживать в самые сложные времена.

Возможно, что по замыслу живописца женщина на картине отождествляется с русской землёй, с родиной и сущностью природы
Возможно, что по замыслу живописца женщина на картине отождествляется с русской землёй, с родиной и сущностью природы

Самая «свежая» из картин

Удивительным образом живописцу удалось передать простор и свободу, которую буквально излучает картина. Секрет Венецианова кроется в довольно низкой линии горизонта, которая постепенно опускается к правому краю полотна.

Кроме того, художник детально изучал движение облаков, которое постарался максимально зрелищно передать в своём творении. Красота и простор неба придают неповторимую свежесть картине.

Большинство своих картин, посвящённых крестьянской тематике, Венецианов написал в Удомельском крае / © О.И.Кузнецов / foto-planeta.com
Большинство своих картин, посвящённых крестьянской тематике, Венецианов написал в Удомельском крае / © О.И.Кузнецов / foto-planeta.com

«На пашне. Весна» демонстрирует нам скромное очарование русской природы, крестьянского быта. Несмотря на кажущуюся простоту, эта картина способна задеть самые глубокие струны души. Как отмечал искусствовед Алексей Савинов: 

“По благородству мыслей, по силе чувства, по совершенству исполнения эта небольшая картина Венецианова принадлежит к классическому наследию национальной культуры”.

Эта картина действительно дышит весной и настоящей естественной красотой, которую открывает нам живописец.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий