«Распятие Святого Петра» – какие страсти бушевали вокруг картины Караваджо?

Искусство

Сегодня мы считаем Караваджо признанным мастером своего дела, живописцем, которого по праву можно назвать гением. Однако современники нередко критиковали художника за излишнюю реалистичность изображённых образов – это мы можем видеть и на знаменитой картине «Распятие Святого Петра».

Не ней отображён кульминационный момент библейского предания об апостоле Петре. Он предпочёл быть распятым вниз головой, поскольку не считал себя достойным принять ту же смерть, что и Иисус Христос. Стоит признать, что яркость образов и деталей, которые использует Караваджо, действительно поражает воображение. Как же создавалось знаменитое полотно мастера? И с помощью каких символов Караваджо «говорит» с нами?

Критика реализма

В наши дни имя Караваджо известно практически каждому, независимо от того, связана ли жизнь человека с искусством, или он крайне далёк от этого. Признанный мастер барокко, живописец стал одним из тех, кто заложил основы для будущих поколений. В дальнейшем многие мастера нередко использовали подобные приёмы, подражали Караваджо, но, конечно, достигнуть его уровня так и не смогли.

Сам Караваджо был весьма неоднозначной личностью. Благодаря своему таланту он совершил революцию в живописи Рима и Неаполя XVII века. Впрочем, в его личной жизни тоже было немало «революционных» переворотов и скандалов. Многие современники считали его отвратительным человеком, однако это не помешало Караваджо стать в один ряд с величайшими художниками мира.

Но в чём крылся успех Караваджо? На мой взгляд, в том же, где заключалась причина неудачи и бурной критики, периодически обрушивающейся на живописца. Он старался изображать события и героев такими, какими бы они могли быть в жизни. Разумеется, столь реалистическая подача далеко не всегда нравилась, особенно представителям церкви.

Оттавио Леони «Портрет Микеланджело Меризи да Караваджо», ок.1621 года Местонахождение: Библиотека Маручеллиана, Флоренция, Италия
Оттавио Леони «Портрет Микеланджело Меризи да Караваджо», ок.1621 года
Местонахождение: Библиотека Маручеллиана, Флоренция, Италия

«Негодные» картины

Тем не менее первые серьёзные работы Караваджо как раз затрагивали библейские сюжеты. Заказчиками живописца нередко становились церкви Италии – так же было и с работой «Распятие Святого Петра». Произведение было написано для церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме.

Вместе с этой работой в 1601 году Караваджо создал и «Преображение на пути в Дамаск». Не думаю, что работа над картинами создала сложности для живописца. Во-первых, Караваджо к тому времени уже немало работал над религиозными темами. Во-вторых, он уже приобрёл собственный стиль, который помогал ему создать настоящие шедевры. Однако вокруг этих двух картин после их появления разгорелись настоящие страсти.

Дело в том, что «Распятие Святого Петра» и «Преображение по пути в Дамаск» были заказаны для церковной часовни монсеньором Тиберио Черази. Однако, как я уже говорила, далеко не всегда творения Караваджо были сразу приняты церковью. Так же вышло и с «Распятием» и «Преображением».

Обе работы были отвергнуты – так сказать, посланы на доработку. Поскольку первоначальные версии церкви не пришлись по вкусу, их владельцем стал кардинал Саннессио. Однако поговаривали, что возможность приобрести обе картины у него появилась после смерти Черази, которой кардинал очень ждал. В общем, страсти были нешуточными.

Вы можете спросить – почему же церковь отвергла первый вариант «Распятия»? Ответить на этот вопрос сложно, поскольку именно эта версия работы Караваджо не сохранилась до наших дней. Вероятно, причина была всё той же – излишняя реалистичность изображённой сцены. Стоит признать, что процесс распятия в натуралистической подаче и правда мог быть зрелищем не для слабонервных.

Караваджо «Распятие Святого Петра», 1601 год Местонахождение: Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим, Италия
Караваджо «Распятие Святого Петра», 1601 год
Местонахождение: Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим, Италия

Особенности картины

Итак, картина была изменена, некоторые «недочёты», вызвавшие замечания священнослужителей, Караваджо устранил. Вторая версия картины была принята сразу, хотя и имела нетрадиционную композицию. В основе работы – сюжет о распятии апостола Петра, который, как я уже отметила, настаивал на том, чтобы быть распятым не так, как Иисус Христос. Ученик Спасителя считал себя недостойным принять ту же смерть, что и Христос.

«Распятие Святого Петра» ярко отражает виртуозное умение Караваджо использовать эффекты света и тени. За счёт этой игры оттенков фигуры становятся объёмными, но, конечно, наибольшее внимание привлекает сам апостол. Несмотря на то, что момент его казни уже близок, он сохраняет стойкость духа.

Уже немолодой, но крепкий апостол кажется могучим и величественным даже на кресте. Примечательно, что лица его палачей не видны (лишь проступают отдельные черты одного из них). Они с трудом поднимают крест. Согласитесь, трое крепких мужчин с лёгкостью могли бы поднять крест с одним человеком, однако это особенный символ Караваджо. Художник словно бы указывает нам на тяжесть преступления, которая давит на эту троицу.

Если вы знакомы с живописью хотя бы отдалённо, то наверняка заметите обилие диагональных линий. Столь необычная подача помогла Караваджо усилить эффект от изображённой сцены. Кроме того, здесь преобладают тёмные тона, что вполне логично для сцены преступления. Считается, что на эту работу значительно повлияли фрески Микеланджело, изображающие этот же сюжет. Тем не менее работы Караваджо имеют особенный стиль и выглядят гораздо более мрачными и реалистичными.

Апостол Пётр сохраняет стойкость духа и кажется могучим и величественным даже на кресте
Апостол Пётр сохраняет стойкость духа и кажется могучим и величественным даже на кресте

«Распятие Святого Петра» – одна из знаковых работ в творчестве Караваджо. Благодаря ей и ряду схожих произведений живописец смог утвердиться как выдающийся мастер. Один только характер и проделки Караваджо доказывают, насколько ценными были его творения. Несмотря на скандалы, связанные с его именем, представители церкви снова и снова обращались к преступнику и пройдохе Караваджо – просто никто другой не мог написать произведение, которое нашло бы столь сильный отклик в сердцах людей.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий