Караваджо – несчастный баловень судьбы

Искусство

Микеланджело Меризи да Караваджо – именно так звучит полное имя известного итальянского живописца. Судьба, помимо таланта, дала ему многое, но распорядился он своими благами жизни не так, как мог бы. Многие из последних работ художника отражают отчаяние и безысходность. Признание своего таланта Караваджо получил ещё при жизни, в довольно раннем возрасте, ему было 26 лет, когда он обрел свою славу в живописи.

Помимо личного творчества художник выполнял заказы католической церкви по написанию картин на религиозную тему, можно сказать, что он был средством церковной рекламы. Тем не менее, рисовать стандартные картины религиозной тематики он не хотел, у него было во всём своё видение и стиль. И Караваджо создал ни на что не похожие полотна.

На картине «Призвание апостола Матфея» всё действие сюжета разворачивается в обычном кабаке, персонажи полотна представлены самыми простыми грешными людьми, которые отдыхают в таверне. Караваджо далеко ушел от стандартных представлений позиционирования религиозности в искусстве, он создал нечто новое, реалистичное. Искусствовед Анастасия Постригай говорит о творчестве художника следующее:

“Живопись Караваджо не раз оскорбляла чувства верующих. Бывало и так, что заказчик просто не принимал у художника работу потому, что совсем не ожидал такого эффекта полного погружения, но Караваджо никогда не подстраивался под чужие вкусы, тем более под страхи. Он всегда гнул свою линию в искусстве и оказался прав”.

Например, заказчик отклонил картину «Положение во гроб» за её реалистичность, а ведь сегодня этим полотном восхищаются. О времена, о нравы…

Оттавио Леони «Портрет Микеланджело Меризи да Караваджо», ок.1621 года Местонахождение: Библиотека Маручеллиана, Флоренция, Италия
Оттавио Леони «Портрет Микеланджело Меризи да Караваджо», ок.1621 года
Местонахождение: Библиотека Маручеллиана, Флоренция, Италия

Восхождение Караваджо

29 сентября 1571 года в Милане стало датой отсчета новой жизни, творческой и противоречивой. В этот день родился Микеланджело Меризи да Караваджо. Мальчик был сыном местного архитектора. Отец юного художника умер довольно рано от чумы. В 1584 году юноша уже стал учеником художника Петерцано – ученика самого Тициана.

Самые первые картины Караваджо, к сожалению, не сохранились до наших дней. С юных лет вспыльчивый характер живописца стал проявляться не в лучшем виде. Он много пил, дрался, его периодически заключали под стражу. В 1591 году одна из драк заканчивается для Меризи трагическим образом, он убивает одного молодого человека из непростого рода.

Микеланджело Караваджо «Мальчик, чистящий фрукты», ок 1592-1593 годов Местонахождение: Хэмптон-корт, Королевское собрание, Лондон, Великобритания
Микеланджело Караваджо «Мальчик, чистящий фрукты», ок 1592-1593 годов
Местонахождение: Хэмптон-корт, Королевское собрание, Лондон, Великобритания

Караваджо приходится бежать с родины, чтобы не попасть в тюрьму. Живописец – убийца осел в Риме, там ему пришлось писать копии с церковных картин, чтобы как-то прожить. Стоит отметить, что именно в Риме художник получил своё прозвище по месту рождения – Караваджо, так было принято в итальянском художественном обществе.

Первой серьёзной картиной, которая сохранилась для нашего взора, стала «Мальчик, чистящий фрукты», написанная живописцем в 1593 году. В Риме Микеланджело Меризи познакомился с юношей по имени Марио Миннити, ставшим его другом и моделью для многих картин. Попав после очередной драки в тюрьму, художник познакомился и с Джордано Бруно.

В том же году юный буян тяжело заболел лихорадкой. Видимо, от впечатления, оставленного болезнью, он создает картину «Больной Вакх», которая, в свою очередь, является первым автопортретом художника. Затем последовали работы «Шулера» и «Гадалка», в которых уже четко виден новый для эпохи стиль и видение сюжета живописцем. С этих пор в искусство начал прочно вклиниваться откровенный реализм Караваджо.

Микеланджело Караваджо «Больной Вакх», 1593 год Местонахождение: Галерея Боргезе, Рим, Италия
Микеланджело Караваджо «Больной Вакх», 1593 год
Местонахождение: Галерея Боргезе, Рим, Италия

На пути к изгнанию

Римский период жизни художника стал очень плодотворным. Картины, созданные в то время, почти все остались целы и наше поколение может лицезреть их в музеях и картинных галереях. В 1595 году были написаны «Музыканты», где Караваджо изобразил себя и своего друга Миннити.

Вполне возможно, что с Марио художника, помимо творчества, связывали и романтические отношения. Семьи у Караваджо не было, он вел праздный и распущенный образ жизни, перебиваясь различными непродолжительными связями.

Микеланджело Караваджо «Музыканты», 1595 год Местонахождение: Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США
Микеланджело Караваджо «Музыканты», 1595 год
Местонахождение: Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США

В 96-м году 17 века живописец написал натюрморт «Корзина с фруктами». Эта картина стала первым натюрмортом в итальянском искусстве. В 97-м Караваджо создал свою первую и единственную фреску «Юпитер, Нептун и Плутон». Он становится популярен, а после картин на библейские сюжеты. Известность Караваджо взлетает донельзя.

В 1599 году художник занимается украшением церкви в Риме. Именно там и родился шедевр «Призвание апостола Матфея». В процессе работы на библейскую тематику появилось полотно «Мученичество апостола Матфея». В этих картинах Караваджо очень изящно и умело применял технику кьяроскуро – разновидность сочетания света и тени. Заказчики остались довольны написанными работами, живописец продолжает писать на религиозную тему и создает картину «Святой Матфей и ангел».

Микеланджело Караваджо «Святой Матфей и Ангел», 1602 год Картина была уничтожена в 1945 году
Микеланджело Караваджо «Святой Матфей и Ангел», 1602 год
Картина была уничтожена в 1945 году

При этом, многие работы по библейским сюжетам духовенство категорически не принимало, и Караваджо приходилось переделывать картины, вернее, писать вторую версию, менее откровенную и реалистичную. Стоит отметить, что в некоторых картинах образ Богородицы художник писал с куртизанки – одной из своих возлюбленных. Естественно, церкви это было не по вкусу.

В 1600-х годах у живописца появляется собственная мастерская и несколько учеников. В этот период из-под кисти Караваджо выходит множество картин с библейским сюжетом.

Складывается впечатление, что мастер хочет тем самым замолить свои грехи, а их у него было не мало. До сих пор Микеланджело Меризи сходили его аморальные поступки с рук за его гениальность. У творческих гениев всегда много покровителей.

Микеланджело Караваджо «Давид с головой Голиафа» 1610 год Местонахождение: Галерея Боргезе, Рим, Италия
Микеланджело Караваджо «Давид с головой Голиафа» 1610 год
Местонахождение: Галерея Боргезе, Рим, Италия

Вознаграждение за голову гения

Талант Караваджо проявлялся не только в живописи, но и в драках. Ещё одна стычка художника завершилась убийством. Тут уж ему не простили этого происшествия, убитый юноша был знатен и из богатой семьи. За голову Караваджо была назначена хорошая плата. Скрываясь в Неаполе, гений-бунтарь продолжает творить. В 1607 году Караваджо направился на остров Мальта.

В 1608 году, несмотря на совершенные убийства, художника удостаивают титула кавалера мальтийского ордена, правда, без права носить мальтийский крест, но не по причине аморального поведения, а из-за того, что он не принадлежал к дворянскому сословию. В тот период творчества Караваджо написал большую картину «Усекновение главы Иоанна Крестителя», которая стала единственным полотном, которое мастер подписал. Причем свою подпись художник поставил в луже крови, истекающей из раны Иоанна.

Микеланджело Караваджо «Усекновение главы Иоанна Предтечи»,1608 год Местонахождение: Собор Святого Иоанна, Валлетта, Мальта
Микеланджело Караваджо «Усекновение главы Иоанна Предтечи»,1608 год
Местонахождение: Собор Святого Иоанна, Валлетта, Мальта

Буйство вспыльчивого характера привело Меризи опять в тюремную камеру, из которой при помощи покровителей ему удалось сбежать. Художник отправился на Сицилию, где ему помог устроиться старый друг и модель для картин Марио Миннити. Происходили эти события в 1608 году. Опять же Караваджо работает по библейской тематике.

В этот период Караваджо создает множество картин, а ещё на него совершается покушение, так как мы помним, что за его голову назначено вознаграждение. Тем не менее, погиб художник не от нападения, а от болезни. Последние научные исследования доказывают, что причиной смерти Караваджо стал стафилококк. Живописец-бунтарь покинул этот свет 18 июля 1610 года, так и не узнав, что он был помилован.

Микеланджело Караваджо «Иоанн Креститель»,1604 год Местонахождение: Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-сити, США
Микеланджело Караваджо «Иоанн Креститель»,1604 год
Местонахождение: Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-сити, США

В заключение о гении-бунтаре

Караваджо был скандальным художником своей эпохи. Его чрезмерная реалистичность для 17 столетия в живописи сочеталась с драками и возлияниями. Благодаря этому сочетанию творческого с порочным, он сделался известнейшим художником своей эпохи. Некоторые считали, что у Караваджо нет никаких моральных принципов и традиций, его картины были чрезмерно откровенны, особенно на религиозную тематику.

Библейские сюжеты этого художника не украшены цветами и ангелочками, они показывают всю суть происходящего на полотне действа, без прикрас, без преувеличений, без сглаживаний. При этом, многие его обожали и считали гением в живописи.

Микеланджело Караваджо «Лютнист», 1595-1596 годы Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Микеланджело Караваджо «Лютнист», 1595-1596 годы
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Караваджо умело использовал свет и тень, он выхватывал главный сюжет из общей тени полотна как бы лучом света, это было главной особенностью его картин. Этому художнику – реалисту родиться бы в нашу эпоху, тут-то его творчество раскрылось бы во всей красе.

На обложке: Фрагмент картины неизвестного художника «Портрет Караваджо», 1600 год. Местонахождение: Национальная академия Святого Луки, Рим, Италия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий