«Принцессра Грёза» – почему Академия художеств сняла картин Врубеля с выставки?

Искусство

Каждая картина Михаила Врубеля удивительна – не узнать творения этого художника невозможно, уж очень они своеобразны. Однако далеко не всегда неповторимый стиль мастера получал одобрительные отзывы. Так вышло и с «Принцессой Грёзой».

Эта картина известного русского живописца стала одной из самых знаменитых среди многих работ Врубеля. Сегодня её называют наиболее популярным произведением искусства в Москве. Положительные отзывы творение получило от самого императора. А вот Академия художеств картину забраковала. Почему же так вышло? И какая участь после этого ожидала «Принцессу Грёзу»?

Талант с детства

Выходец из дворянского рода польского происхождения Михаил Врубель уже в детстве проявлял интерес к миру искусства, с которым ему суждено было связать свою жизнь. Правда, поначалу у мальчика были самые разные увлечения.

В десятилетнем возрасте он уже проявлял прекрасные артистические таланты, неплохо рисовал и музицировал. Однако тогда мало что указывало на то, что в будущем этот самый Миша Врубель станет великим художником. Так, к примеру, Н.А.Дмитриева вспоминала:

«Мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал».

А потом юный Врубель увидел копию картины Микеланджело «Страшный суд». Это произведение настолько ошеломило Михаила, что он долго не мог прийти в себя. Рассказывая сестре об увиденном, не упустил ни одной детали или «мелочи», которые могли бы обывателю показаться незначительными. Вероятно, именно тогда Врубель осознал, как сильно может влиять живопись на человека. И уже в ту пору задумался о том, чтобы стать художником.

Михаил Александрович Врубель «Автопортрет», 1904 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Михаил Александрович Врубель «Автопортрет», 1904 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Работа над панно

Своё панно «Принцесса Грёза» живописец создал в 1896 году. Несомненно, тогда он и представить не мог, что оно станет самой известной картиной Москвы. Источником вдохновения для творения стала драма в стихах, написанная Эдмоном Ростаном. В начале 1896 года была поставлена пьеса «Принцесса Грёза», а через некоторое время появились вальс и духи с таким же названием. Это была прекрасная романтическая история о любви и красоте, совершенной и недосягаемой, постигнуть которую можно только в смерти.

Михаил Александрович Врубель «Принцесса Грёза», 1896 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Михаил Александрович Врубель «Принцесса Грёза», 1896 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В 1896 году, на волне популярности «Принцессы Грёзы», Врубелю были заказаны две работы. Граф Сергей Витте попросил мастера написать одну картину, посвящённую знаменитой драме, а вторую – на былинный сюжет о Микуле Селяниновиче. «Принцесса Грёза» стала одной из самых крупных работ Врубеля. Полотно казалось действительно монументальным – его ширина достигает 14 метров, а высота превышает показатель в 7 метров. Основой сюжета стала история, показанная в драме и представленная публике в качестве пьесы.

Сюжет картины

Согласно ей, однажды трубадур влюбился в прекрасную принцессу, о которой слышал много легенд и песен. Чтобы увидеться с красавицей Мелисиндой, он отправился в далёкий путь.  Преодолевая моря и горы, трубадур не раз встречался с опасностью, но мысли о несравненной принцессе вели его вперёд. Однако дорога оказалась гораздо труднее, чем предполагал трубадур. В пути он заболел. Несколько дней странник не приходил в сознание.

Но даже сквозь тяжёлое забытье он видел перед собой образ принцессы. Его привезли ко дворцу и внесли внутрь. Прекрасная принцесса склонилась над несчастным, и тот пришёл в себя. Видя перед собой лицо, которое мечтал увидеть больше жизни, он понял, что его мечта исполнилась. А потом трубадур уснул вечным сном. После этого принцесса отказалась от мирской жизни и стала монахиней.

Прекрасная принцесса склонилась над несчастным, и тот пришёл в себя
Прекрасная принцесса склонилась над несчастным, и тот пришёл в себя

Успех, критика и снова успех

После окончания работы над картиной Врубель передал «Принцессу Грёзу» и «Микулу Селяниновича» Витте. Тот показал их императору. Государь долго рассматривал картины, а потом одобрил их и похвалил мастера. Однако на выставке всё оказалось не так благополучно. Когда полотна были представлены комиссии, та категорически запротестовала против выставления новых работ Врубеля. Как рассказывал Н.А.Прахов:

«Стало ясно, что оба врубелевские панно своей оригинальностью и свежестью письма и красок в буквальном смысле «убивали» расставленные внизу в золоченых рамах произведения других художников».

«Принцесса Грёза» оказалась слишком нетривиальной и смелой картиной, что, конечно, не приветствовалось. Критики посчитали её слишком декоративной. Несмотря на то, что Академия художеств негативно отозвалась о творении Врубеля, известный меценат Савва Мамонтов решил создать майоликовую копию «Принцессы Грёзы», которая украсила построенный им гончарный завод. Мамонтов увековечил работу Врубеля, сумев продемонстрировать публике великолепие и яркость образов.

В 1917 году «Принцесса Грёза» была передана в Большой театр, где хранилась почти сорок лет. В дальнейшем она оказалась в Третьяковской галерее, где было решено выделить для неё особое место в зале Врубеля. Как и много лет тому назад, в наши дни панно русского живописца считается одной из самых необыкновенных и ярких работ мастера.

Врубелевское панно Принцесса Грёза, украшающее северный фасад гостиницы Метрополь в Москве / © Наталья С. / rasfokus.ru
Врубелевское панно Принцесса Грёза, украшающее северный фасад гостиницы Метрополь в Москве / © Наталья С. / rasfokus.ru

«Принцессу Грёзу» неслучайно называют «волшебным» творением Врубеля. Живописец, каждая из работ которого необыкновенно своеобразна, на этот раз превзошёл самого себя, несмотря на то, что после написания картины публика восприняла её весьма холодно. Врубель принадлежал к тем художникам, кто способен опередить время. Далеко не все сумели понять лёгкость, красоту и неповторимый стиль «Принцессы Грёзы». Сегодня же увидеть панно мечтают многие люди, посещающие Москву.

На обложке: Картина Михаила Александровича Врубеля «Принцесса Грёза» в Третьяковской галерее / ru.wikipedia.org

МУСАГЕТ
Добавить комментарий