Заложник собственного безумия – Михаил Врубель и его демоны

Искусство

Михаил Врубель был истинным мастером, который творил в самых разных жанрах. Но, экспериментируя и отыскивая новые образы, он неизменно возвращался к своей вечной теме – демонам. А ведь и правда – картины, изображающие демонических созданий, не только прославили Врубеля, но и стали основой его творчества. Они не выглядят жестокими или злыми – это скорее покинутые и одинокие существа. Вероятно, именно таким нередко ощущал себя и сам Врубель.

В жизни Михаила Александровича и правда было немало мистического и таинственного. Казалось, злой рок постоянно преследовал его. Врубель пережил немало потерь, а на склоне лет стал заложником собственного помешательства. Впрочем, даже тогда он продолжал творить. Как же сложилась жизнь самого «демонического» русского живописца? И как были созданы великие полотна Врубеля, которые и сегодня остаются неразгаданными тайнами для зрителя?

Добрая мачеха

В 1856 году в Омске в семье отставного офицера Александра Врубеля родился ребёнок. Маленького сына решили назвать Мишей. Уже в детские годы юному Врубелю было суждено пережить немало горестей. Его мать умерла после рождения четвёртого ребёнка, и мальчик, по сути, практически не помнил своей родительницы.

К счастью, нашлась женщина, заменившая трёхлетнему Мише мать, в которой он так нуждался. Ею стала Елизавета Вессель, вторая жена его отца. Добрая и внимательная, она стала не только образцовой мачехой для детей супруга от первого брака, но и смогла окружить малышей лаской и теплом. Елизавета Христиановна увлекалась музыкой и живописью. Несомненно, именно она привила Михаилу любовь к этим искусствам. Впрочем, тогда ещё никто не помышлял, что Врубель-младший станет художником.

Семья Врубелей, 1863 год. Слева - Елизавета Христиановна Вессель, способствовавшая развитию таланта Михаила
Семья Врубелей, 1863 год. Слева – Елизавета Христиановна Вессель, способствовавшая развитию таланта Михаила

Впечатлённый Микеланджело

Впервые таланты Михаила раскрылись в Саратове. Его семье приходилось часто переезжать – этого требовала служба отца. Оказавшись в Саратове, мальчик решил посетить местную картинную галерею. Ничего удивительного в таком желании не было – под влиянием мачехи он уже давно увлекался живописью. Как раз в ту пору здесь демонстрировали привезенную копию фрески Микеланджело «Страшный суд».

Увиденное настолько поразило Мишу, что тот, вернувшись домой, сразу же решил воспроизвести картину. Когда работа была завершена, пора удивляться наступила для родителей. Отец был впечатлён тем, с какой точностью мальчик воспроизвёл все детали фрески, Елизавета Христиановна отметила несомненный талант пасынка.

Микеланджело «Страшный суд», 1537-1541 годы Местонахождение: Сикстинская капелла, Ватикан
Микеланджело «Страшный суд», 1537-1541 годы
Местонахождение: Сикстинская капелла, Ватикан

Нелюбимая дисциплина

Но, несмотря на то, что отец радовался способностям сына, интересы Михаила никак не могли повлиять на планы родителя относительно его будущего. Александр Михайлович видел, с каким энтузиазмом юноша рисует в своих тетрадях, однако считал, что достойным занятием для того станет карьера юриста.

Такая работа, в отличие от живописи, могла принести постоянный стабильный заработок и уверенность в завтрашнем дне. Сам же Михаил равнодушно относился к юридической науке, однако перечить отцу не смог, а потому после окончания школы поступил в Петербургский университет на юридическое отделение.

В пору студенчества Врубель жил у родственников, причём так вышло, что по соседству располагалась квартира, где некогда проживал сам Александр Сергеевич Пушкин. Это будоражило воображение молодого юриста. Более того, сам Петербург казался ему неким фантастическим городом, полным произведений искусства. Не только картины на выставках или музыка, звучащая в концертных залах, но и каждое здание здесь представляло огромную культурную и историческую ценность. Михаил Александрович влюбился в столицу и был впечатлён её блеском.

Студент Врубель холодно относился к юриспруденции, но был влюблён в Петербург Михаил Александрович Врубель «Автопортрет», 1882 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Студент Врубель холодно относился к юриспруденции, но был влюблён в Петербург
Михаил Александрович Врубель «Автопортрет», 1882 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Манящий мир искусства

А ещё молодого человека радовало то, что здесь, вдали от строгого отца, он мог наслаждаться жизнью и свободой. Правда, всё чаще его посещали мысли о том, что свою молодость он тратит понапрасну, занимаясь изучением совершенно неинтересной ему дисциплины. В ту пору состоялось знакомство Врубеля с композитором Модестом Мусоргским, которое окажет большое влияние на его дальнейшее творчество.

Нередко он наблюдал за игрой Модеста Петровича, который, казалось, погружался в собственный мир, где правил звуками и командовал нотами, создавая неповторимые мелодии. Это было смелое дерзкое творчество, и Врубель невольно мечтал о том, что и сам мог бы вот так создавать нечто удивительное – вот только кистью и красками. Кстати, именно тогда, глядя на Мусоргского, Михаил Александрович задумался о том, что этот человек напоминает ему и Мефистофеля, и Фауста одновременно. Спустя несколько лет этот замысел будет воплощён на картинах Врубеля.

Втайне от родителей Михаил Врубель начал посещать курсы живописи. Он знал, что отец не одобрит такого поведения, а потому не спешил «раскрывать карты». Сам Врубель осознавал, что карьера юриста способна обеспечить ему спокойную и безбедную жизнь, но такая работа была совершенно ему неинтересна. Он мечтал о творчестве и свободе – о том, что было у того же Мусоргского. И Михаил уверенно шёл к заветной цели.

Большое влияние на дальнейшее творчество Михаила Врубеля оказало знакомство с Модестом Петровичем Мусоргским
Большое влияние на дальнейшее творчество Михаила Врубеля оказало знакомство с Модестом Петровичем Мусоргским

Обучение в Академии

После получения диплома юриста, так сказать, исполнив отцовскую волю, Врубель решил наконец действовать по собственному желанию и усмотрению. Он поступил в Петербургскую Академию художеств, причём известие об этом вызвало возмущение его отца. Тот считал, что Михаил разрушил семейные традиции и даже бросил вызов самому отцу. И если со временем страсти несколько поутихли, то вернуть былые доверие и теплоту в отношения Врубеля с родителем уже было нельзя.

Что интересно, сам Михаил Александрович многие годы считал, что учителя способны обучать своих подопечных лишь по определённой «методичке», а потому в образовании мало толку. Свои взгляды он пересмотрел после того, как познакомился с Павлом Чистяковым. Став наставником молодого Врубеля, тот сумел раскрыть таланты живописца в своём студенте, причём показал, насколько безграничным может быть творчество.

Примечательно, что влияние Чистякова ощущалось на протяжении всей творческой жизни Врубеля. Своим подопечным Павел Петрович не пытался навязывать собственный стиль, не делал из них копиистов, а напротив – сразу замечал уникальные черты в творчестве и помогал раскрыть их ярко и многогранно. Воспитанниками Чистякова некогда были Репин, Васнецов, Суриков. Согласитесь, у каждого из этих мастеров собственный стиль, причём «изюминка» есть в картинах каждого из художников. Как отмечал сам Врубель:

«Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено».
Валентин Александрович Серов «Портрет Павла Петровича Чистякова», 1881 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Валентин Александрович Серов «Портрет Павла Петровича Чистякова», 1881 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Первый успех

Первые работы Врубель создавал в классической академической манере, причём многие из них сохранились до нашего времени и сегодня считаются ценнейшими картинами в архиве Петербургской Академии. Свою первую награду молодой художник получил за работу «Обручение Марии с Иосифом». Автор постарался «засветить» картину, использовав удивительный переход света и тени.

Сегодня это можно было бы назвать «эффектом сепии», который позволяет с помощью света сделать акцент на определённых фрагментах или образах. За эту картину Врубель был удостоен малой серебряной медали. Это был первый успех, первая победа, которые показали, что Михаил выбрал верный путь, следуя своему призванию и зову сердца.

Михаил Александрович Врубель «Обручение Марии с Иосифом», 1881 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Михаил Александрович Врубель «Обручение Марии с Иосифом», 1881 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Контраст с академизмом

Не менее яркой стала картина «Пирующие римляне». Именно в ней Врубель впервые бросил вызов академизму. Несмотря на то, что здесь используется классическая античная тема, многие академические каноны автор намеренно нарушает. Неясный сюжет, отсутствие ракурсов, некая «хаотичность» композиции.

Казалось, такое произведение должно было вызвать бурю возмущения, но нет – благодаря ему автор получил очередную награду. У публики и коллег «Пирующие римляне» тоже заслужили высокую оценку. Как отмечала Нина Дмитриева:

«Эта ранняя академическая работа – одна из самых «колдовских» у Врубеля. Она не окончена, но в неоконченности как будто и кроется её очарование, – в том, что одни части завершены в объёмном и светотеневом решении и кажутся тяжёлыми рядом с другими, которые намечены лёгкими тонкими линиями и выглядят бесплотными…»
Михаил Александрович Врубель «Пирующие римляне», 1883 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Михаил Александрович Врубель «Пирующие римляне», 1883 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Религиозная тематика

По рекомендации Чистякова с Михаилом Врубелем познакомился профессор Прахов, который в ту пору работал в Киеве, куда он пригласил молодого живописца. Старинный город с церквями и большими площадями произвёл большое впечатление на Михаила Александровича. Здесь он погрузился в творчество. Адриан Прахов помог своему подопечному выхлопотать разрешение отправиться в Венецию. Эта поездка стала знаковой в жизни Врубеля. И хотя сам город не впечатлил мастера, он здесь познакомился с полотнами великих мастеров эпохи Возрождения.

Вернувшись в Киев, Врубель под впечатлением увиденного создаёт ряд полотен на религиозную тематику. В эту пору появляются его «Христос Спаситель», «Богоматерь с младенцем», «Святой Афанасий». Для образов святых Михаил Александрович нередко использовал эскизы портретов вполне реальных людей. Часто знакомые Врубеля превращались в святых на его полотнах, причём некоторых из них вполне легко узнать.

В этот же период художник занимается реставрационными работами в храмах. Он признавался, что видит в такой работе возможность для духовного роста и совершенствования. Но, несмотря на все положительные моменты, тогда ему явно не хватало простора в творчестве. Чтобы вырваться за рамки определённых тем и сюжетов, Врубель пишет картины «Восточная сказка» и «Девочка на фоне персидского ковра». В этих работах можно заметить любовь Врубеля к изображению мельчайших деталей и его тяготение к яркости красок и игре света. Побывал в Киеве у Врубеля и отец живописца. Александра Михайловича ужаснули внешний вид сына и его бедная жизнь:

«Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём… Больно, горько до слёз».

Однако нужда не мешала творчеству мастера. Именно в ту пору появляются первые наброски «Демона сидящего». Увлечённый поэмой Лермонтова, Врубель решил создать ряд иллюстраций к ней. Кстати, столь смелые эксперименты вызвали негодование Адриана Прахова, который решил порвать все отношения с Врубелем.

Михаил Александрович Врубель «Богоматерь с младенцем», 1885 год Местонахождение: Кирилловская церковь, Киев, Украина
Михаил Александрович Врубель «Богоматерь с младенцем», 1885 год
Местонахождение: Кирилловская церковь, Киев, Украина

Пылкая любовь

Впрочем, есть мнение, что дружба с Праховым сошла на нет вовсе не из-за творческих разногласий. Известно, что ещё весной 1884 года Михаил Александрович безумно влюбился в супругу профессора Эмилию Львовну. Пылкая романтическая влюблённость молодого человека поначалу даже забавляла Прахова, который снисходительно относился к этой слабости Врубеля.

Но со временем муж «романтического объекта» стал заметно раздражаться при виде влюблённого взгляда Врубеля, направленного в сторону Эмилии Львовны. Ни о каком романе с женщиной не могло быть речи – она сама относилась к Врубелю снисходительно и покровительственно, но безо всяких нежных чувств. В конце концов Прахов выхлопотал для своего подопечного поездку в Венецию, а спустя некоторое время решил отдалиться от Врубеля.

Михаил Александрович Врубель. Эскиз «Женская голова» - «Портрет Эмилии Львовны Праховой», 1884 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Михаил Александрович Врубель. Эскиз «Женская голова» – «Портрет Эмилии Львовны Праховой», 1884 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Рождение «Демона»

Непонятый и отвергнутый, Михаил Александрович в 1889 году оставил Киев и приехал в Москву. Тогда происходило зарождение, формирование неповторимого врубелевского стиля, который так ярко выразился в «демонических» полотнах. В дальнейшем живописец создаст целый цикл таких работ, причём именно они прославят Врубеля и станут некой «визитной карточкой» его творчества. Сам же живописец отмечал, что в его случае Демон – не монументальный образ, а скорее хрупкая душа:

«Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» – полуобнажённая, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».
Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий», 1890 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий», 1890 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Реакция публики на «Демона сидящего» была неоднозначной. Прежде консервативная столица была поражена смелостью автора, дерзнувшего прибегнуть к такому сюжету, да ещё и в такой подаче. И восторгов, и критики было немало. Тем не менее со временем художник продолжит творить на «демонические» темы, создавая ряд иллюстраций к поэме Лермонтова и собственные образы демонов.

Знакомство с Надеждой Забелой

В начале 1896 года Михаил Врубель познакомился с женщиной, которой суждено было стать его супругой. Это была оперная певица Надежда Забела. Впечатлённый её выступлением, живописец сразу же признался Надежде в любви, причём практически в тот же день сделал ей предложение. Таким напором женщина была поражена – быть может, именно поэтому и согласилась. Как вспоминала она позднее:

«Я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос!».

Вспыхнувшую страсть не могло погасить даже почти полное отсутствие денег у Врубеля. Чтобы заработать хотя бы немного средств, он начал создавать театральные декорации. Жизнь театра, перемены и романтика повлияли и на сюжеты полотен, которые в ту пору вышли из-под кисти Врубеля. В этот период на свет появляются картины с сюжетами на сказочные темы: «Царевна-лебедь», «Богатырь», «Пан». А в 1900 году живописец получил золотую медаль на Парижской выставке за изразцовый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович»

Михаил Александрович Врубель «Портрет Надежды Ивановны Забелы-Врубель в кресле на фоне обоев», 1904 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Михаил Александрович Врубель «Портрет Надежды Ивановны Забелы-Врубель в кресле на фоне обоев», 1904 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Любимый сын

Но, несмотря на успехи, жизнь не была снисходительной к мастеру. В 1901 году Надежда родила сына, после чего решила оставить сцену. Теперь единственным кормильцем в семье остался Михаил Александрович. Он хотел, чтобы его родные жили в достатке и благополучии, но понимал, что, даже прикладывая массу усилий, не сможет обеспечить им жизнь, о которой мечтает. Эти переживания превратили Врубеля в замкнутого, тревожного человека. Он стал вспыльчивым, страдал от бессонницы и перепадов настроения.

Однако работу над картинами живописец не оставлял. Он начал работать вместо привычных пары часов по 14 часов в сутки. «Демон поверженный» стал неким смыслом его жизни. Погрузившись в творчество, Врубель не спешил «возвращаться» в реальный мир. В тот период у мастера начинаются проблемы с психикой, однако отрадой для него оставался маленький сын Савва.

Малыш был крепким и рослым, но имел врождённый дефект – «заячью губу». Впрочем, как отмечали знакомые живописца, этот недостаток лишь в первые мгновения бросался в глаза, а потом про него забывали – настолько выразительным было личико ребёнка. Моменты просветления у Врубеля наступали, когда он видел сына. Он даже создал портрет Саввы, о котором Н.М.Тарабукин писал так:

«Испуганное и скорбное лицо крохотного существа, промелькнувшего метеором в этом мире, полно необычайной выразительности и какой-то недетской мудрости…»
Михаил Александрович Врубель, «Портрет сына», 1902 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Михаил Александрович Врубель, «Портрет сына», 1902 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Трагедия Врубеля

Однако психическое здоровье Врубеля постоянно ухудшалось. Некоторое время он проходил лечение в психиатрической клинике, но оно мало чем могло помочь художнику. Даже жена вместе с сыном старалась сбежать от обезумевшего Врубеля, который пускался в загулы, много пил и устраивал дебоши.

Столичные газеты, рассказывая о творчестве Врубеля, использовали вариант глаголов прошлого времени: «Он был…». По сути, уже в ту пору его похоронили как живописца. Но всё-таки он был жив, и близкие верили, что может случиться чудо, когда всё вернётся к прежней жизни.

После лечения буйство живописца превратилось в глубокую депрессию, которую усугубила болезнь его маленького сына. А в скором времени жизнь Михаила Александровича перевернула трагедия – умер двухлетний Савва. Казалось, на некоторое время Врубель стал прежний. Он взял на себя организацию похорон сына, старался выглядеть бодрым и деятельным. Но уже через пару дней после прощания с Саввочкой Михаил заявил:

«Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот».
Михаил Александрович Врубель «Демон поверженный», 1902 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Михаил Александрович Врубель «Демон поверженный», 1902 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Падение в пропасть

Он понимал, что теперь точно сходит с ума. Врубель вновь оказался в клинике, вот только теперь симптомы его болезни изменились: вместо буйного помешательства его посещали бредовые мысли и галлюцинации. Даже в лечебнице он продолжал писать картины. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», которую превратил в «Азраила». Он постоянно переписывал лицо демона, которым оставался недоволен. В своих видениях он тоже видел демонов, но они всякий раз менялись, и Врубель старался придать им «истинный» облик.

А ещё художник постоянно твердил о злом роке, который преследует его, и «испорченной крови», носителем которой является (доказательством тому он считал болезнь и смерть маленького сына). Он говорил, что наказан самим Богом, при этом создавал портреты и Иисуса Христа, и демонов. В последние годы жизни художник вся чаще пребывал в бреду – просветление занимало не больше пары минут. Прогрессирующая болезнь привела к слепоте, и живописец страдал от того, что теперь не может видеть свои работы.

Михаил Александрович Врубель «Шестикрылый серафим» («Азраил»), 1904 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Михаил Александрович Врубель «Шестикрылый серафим» («Азраил»), 1904 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Врубель несколько раз выходил раздетым на мороз, полагая, что это поможет ему простудиться, заболеть и скорее уйти из жизни. В апреле 1910 года он достиг своей цели – заболев воспалением лёгких, Михаил Врубель скоропостижно скончался. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище, куда проститься с великим мастером пришло множество его коллег и выдающихся деятелей искусств. Как очень точно отметил Александр Бенуа:

«Бывают жизни художников – сонаты, бывают жизни художников – сюиты, бывают пьески, песенки, даже всего только упражнения. Жизнь Врубеля, какой она теперь отойдет в историю, – дивная патетическая симфония, то есть полнейшая форма художественного бытия».

На обложке: Фрагмент картины Михаила Александровича Врубеля «Автопортрет», 1883 год. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий