«На севере диком…» – символ одиночества и силы на полотне Шишкина

Искусство

Великие картины гениальных мастеров могут передавать не только особенности внешности людей или краски пейзажа, но и эмоции художника, которые находят отклик в душе людей. Именно к таким творениям следует причислить полотно, созданное Иваном Ивановичем Шишкиным – «На севере диком…».

Это особенная картина, написанная настолько мастерски и проникновенно, что кажется, будто от неё исходит морозное дыхание зимы. Великий мастер пейзажа Иван Шишкин сумел создать по-настоящему неповторимый шедевр, который неслучайно считают одной из лучших картин русских художников. Что же мы видим «На севере диком…»? Какие особенности картины, скрытые символы и грани оттенков можно заметить в этом творении?

Картина для сборника Лермонтова

“На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она”. (М.Ю.Лермонтов)

Знаменитый русский живописец Иван Иванович Шишкин неслучайно назвал свою картину первой строкой из стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова (не сомневаюсь, вам оно знакомо ещё со школьных лет). Своё творение Шишкин приурочил к 50-летию со дня смерти великого поэта.

Картина «На севере диком...» была заказана для двухтомника произведений Лермонтова, вышедшего в 1891 году в издательстве И.Н.Кушнерёва и посвящённого 50-летию гибели поэта / artefakt.in
Картина «На севере диком…» была заказана для двухтомника произведений Лермонтова, вышедшего в 1891 году в издательстве И.Н.Кушнерёва и посвящённого 50-летию гибели поэта / artefakt.in

Картина же стала иллюстрацией к собранию сочинений Лермонтова. Заказчиком картины выступал известный столичный издатель Пётр Кончаловский. Хочу отметить, что среди художников, с которыми сотрудничал Кончаловский, были Серов, Врубель, Васнецов. Все они создавали картины-иллюстрации к сборнику сочинений, готовившемуся выйти в свет.

Выбор Шишкина

Работу над картиной Шишкин начал в 1890 году. Именно тогда были созданы два эскиза, сохранившиеся до наших дней. Завершённый вариант полотна появился в 1891 году. В творческом наследии М.Ю.Лермонтова было немало произведений, посвящённых природе родного края и её описаниям, но среди всех стихотворений Шишкин выбрал именно «Сосну». Почему?

На мой взгляд, это творение Лермонтова требует передачи как пейзажных тонкостей, так и эмоционального состояния автора, создавшего этот образ. Для справки скажу, что «Сосна» является поэтическим переводом стихотворения Гейне, однако у Лермонтова эмоциональные краски гораздо ярче и насыщеннее.

Иван Иванович Шишкин «На севере диком...», 1891 год Местонахождение: Национальная картинная галерея, Киев, Украина
Иван Иванович Шишкин «На севере диком…», 1891 год
Местонахождение: Национальная картинная галерея, Киев, Украина

Источник вдохновения

Итак, Шишкин своим выбором уже поставил перед собой непростую задачу, однако великий пейзажист имел огромный арсенал приёмов и палитру всевозможных оттенков, которые виртуозно использовал. Вдохновением для мастера послужила и поездка в Финляндию зимой 1890-1891 годов. Тогда Шишкин гостил у дочери, причём в суровом северном крае увидел ту самую картину, которая «оживёт» на его полотне.

Среди заснеженных скал стояла сосна, словно олицетворяя собой бесконечное одиночество и несгибаемую стойкость. Тот самый пейзаж и нашёл своё отражение на картине мастера. Согласитесь, становится даже удивительно: запечатлённой Шишкиным сосны уже давно нет, однако на полотне она по-прежнему возвышается над скалами. Кстати, во время той поездки живописец написал и ещё одну знаменитую картину «Морозный день».

Картина «Морозный день» была написана Шишкиным практически одновременно с работой «На севере диком...», 1891 год Местонахождение:Частная коллекция
Картина «Морозный день» была написана Шишкиным практически одновременно с работой «На севере диком…», 1891 год
Местонахождение:Частная коллекция

«На севере диком…» и её особенности

Но давайте внимательнее посмотрим на картину «На севере диком…» удивительным образом передаёт нам эмоции поэта Михаила Юрьевича Лермонтова и художника Ивана Ивановича Шишкина. Великие мастера, жившие в разное время, испытывали схожие чувства в пору создания своих шедевров. Шишкин глубоко переживал после смерти жены и сыновей, а переезд дочери в Финляндию действительно оказался для него столкновением с одиночеством. Картина «На севере диком…», без сомнения, бесконечно красива, однако она буквально наполнена одиночеством и тоской.

Каковы основные оттенки на картине? Почти вся она написана в холодных синеватых тонах. Когда смотришь на полотно, кажется, что оно буквально пронизано морозом, а ледяное дыхание зимней ночи вот-вот коснётся зрителя. Пейзаж на картине кажется застывшим, что неудивительно – заснеженные скалы словно погружены в дрему. Достаточно вспомнить тихий зимний лес, чтобы понять, насколько верно Шишкин отразил эту морозную статику. И если динамические картины писать действительно непросто, то вот такие творения, наполненные неподвижностью и красноречивым молчанием, являются истинными шедеврами.

Иван Иванович Шишкин. Эскиз к картине «На севере диком», 1890 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Иван Иванович Шишкин. Эскиз к картине «На севере диком», 1890 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Главный символ картины

Что же олицетворяет главный образ картины «На севере диком…»? При поверхностном взгляде кажется, будто сосна – это символ одиночества и грусти. Так оно и есть, но это далеко не всё. Посмотрите, насколько крепкое и могучее это дерево. Несомненно, оно пережило немало ветров, бурь, метелей. Ветви сосны покрыты снегом – они согнулись, но не сломались. Сама сосна прошла через множество испытаний, но она по-прежнему возвышается на краю утёса, представляя нечто цельное, незыблемое, сильное. Именно из-за этих особенностей я бы хотела назвать картину «На севере диком…» не только отражением одиночества, но и демонстрацией стойкости и силы.

Может показаться, что все мыслимые невзгоды ополчились против сосны, слишком много испытаний пришлось пережить этому дереву. Но не возникает сомнения в том, что оно переживёт ещё много бурь и морозов. Именно это хотел сказать нам Иван Шишкин, который верил, что даже потеряв всё, следует находить в себе силы выстоять – пусть даже в одиночестве на краю обрыва.

Дерево на картине - это не только отражение одиночества, но и символ стойкости и силы
Дерево на картине – это не только отражение одиночества, но и символ стойкости и силы

Сегодня картину «На севере диком…» Ивана Ивановича Шишкина можно увидеть в Киевской картинной галерее. Это полотно стало истинным шедевром пейзажной живописи. Оно виртуозно передаёт красоту и оттенки цветов природы, а главное – «делится» со зрителем эмоциями, которые так тонко вплетены в краски. Это творение способно не только разделить душевную боль человека, но и дать силы идти вперёд.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий