Иван Шишкин – написавший визитную карточку Третьяковской галереи

Искусство

Иван Иванович Шишкин вошел в историю русской живописи, как великолепный и точный мастер русского пейзажа. Людям, не знакомым с его творчеством, тем не менее, знакома одна из его картин, которая изображена на обертке вкусных конфет «Мишка косолапый». Картина «Утро в сосновом лесу» стала неимоверно знаменита, благодаря шоколадным сладостям, и именно она стала визитной карточкой Третьяковской галереи.

В советское время, многие картины Шишкина и других пейзажистов украшали стены квартир. Я думаю, это связано с тем, что на его картинах всегда солнечно, ярко и очень красиво отображена красота природы. Эти картины поднимают настроение, заставляют чувствовать, что в этом мире много прекрасного.

Если на картинах большинства современников Шишкина изображены сцены, отражающие всю злободневность эпохи, то пейзажи Ивана Ивановича были и остаются свежим и светлым искусством. Он показывал все природные богатства родного края в самых лучших проявлениях.

На природе Шишкин мог работать целый день, уходя в лес или поле. Он готовил себе место, расчищал буреломы, убирал лишние веточки, а затем до темна писал пейзажи.

И.Н.Крамской «Портрет художника Шишкина», 1880 год <br /> Местонахождение: Русский Музей, Санкт-Петербург, Россия
И.Н.Крамской «Портрет художника Шишкина», 1880 год
Местонахождение: Русский Музей, Санкт-Петербург, Россия

О самом художнике в его зрелые года очень точно сказала доктор искусствоведения Татьяна Карпова:

«Это был мощный красивый человек с густой бородой, с густой шевелюрой. Репин вспоминал как раздавался его громкий голос на собраниях товарищества. Его иногда сравнивали с таким медведем, и при этом, у него была ранимая, чуткая душа».

Под товариществом подразумеваются художники-передвижники, в выставках которых Шишкин всегда участвовал.

В более зрелом возрасте у художника появятся картины-панорамы. Это всё те же прекрасные российские пейзажи, только запечатленные сверху. Одна из них «Лесные дали», написанная в 1884-м году. Шишкин всегда изображал деревья очень точно с ботанической точки зрения, его картины можно было бы использовать в атласах растений.

Однажды, Репин показал свою картину, на которой изображался сплав леса. Шишкин, в свою очередь, дал художнику очень резкую оценку, назвав изображенные бревна стоеросовыми. Он сказал, что совершенно не понятно, что за дерево изображено, то ли сосна, то ли ель, то ли ещё что. Шишкин всегда давал резкие и честные отзывы на картины других художников-пейзажистов, если замечал существенные неточности в изображении природы.

Сам же он был искусным мастером в этом деле. На многих его картинах присутствуют одинокие деревья, которые, скорее всего, символизируют об ощущении одиночества из-за нескольких мрачных трагедий, случившихся в жизни художника.

Знаменитое «Утро в сосновом лесу», 1889 год Местонахождение: Третьяковская Галерея, Москва, Россия
Знаменитое «Утро в сосновом лесу», 1889 год
Местонахождение: Третьяковская Галерея, Москва, Россия

Рожденный для творчества

Иван родился в семье купца, принадлежащего ко второй гильдии. Случилось это в 1832-м году 13 января в небольшом городе Елабуге. Отца Ивана не раз выбирали городским старостой за честность и неподкупность. Человек он был умный и разносторонний, на свои деньги построил в Елабуге водопровод, которого ещё не было даже в Казани.

Родители хотели, чтобы их дети, которых, помимо Ивана, было ещё пятеро, продолжили семейное дело, но маленький Ваня уже с детства проявлял талант и стремление совсем к другому. Будучи маленьким мальчиком, он уже делал неплохие наброски и рисунки.

И.Н. Крамской «Портрет Шишкина», 1873 год Местонахождение: Третьяковская Галерея, Москва, Россия
И.Н. Крамской «Портрет Шишкина», 1873 год
Местонахождение: Третьяковская Галерея, Москва, Россия

Мать, считая художество вещью несерьёзной, называла младшего сына мазилкой. Учиться юношу отправили в казанскую гимназию, куда, приехав один раз на каникулы, молодой человек вернуться уже не захотел. Ивану Ивановичу Шишкину было шестнадцать лет, когда он уговорил родителей позволить ему обучаться рисованию, отец поддержал сына в этом страстном стремлении, но хотел всё же приобщить сына к делу.

Иван Васильевич – отец Ивана, желая разбудить в младшем сыне предпринимательскую жилку и привить любовь к семейному делу, начинает давать юному Шишкину всевозможные поручения. У Ивана Ивановича дела пошли сразу не очень, его обманывали, обсчитывали и после поездки по Волге, вместо прибыли, он привез домой лишь прекрасные пейзажи волжских берегов.

В 1852-м году, когда Ивану исполнилось двадцать лет и отец понял, что предпринимательской жилки у сына нет, и ему точно не интересно и, даже невозможно по способностям, продолжить семейное дело, он отправил его в московское училище по живописи, которое тот успешно закончит спустя четыре года. После окончания этого учебного заведения, юноша едет в Петербург поступать в Императорскую академию художеств.

И.И.Шишкин «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», 1865 год Местонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
И.И.Шишкин «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», 1865 год
Местонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Талантлив более других

В академии преподаватели замечают, что молодой человек самобытен, имеет свой особый почерк в живописи. Он рисовал больше и лучше своих сокурсников, преподаватели отмечали его и ставили в пример. Ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея Сергей Кривонденченков говорит о Шишкине:

«Он стал художником наперекор судьбе, было мало людей, кто его поддерживал. Можно сказать, что он сам сделал себя художником и творцом. И, при чем, проделал длинный, долгий путь. Путь человека, который был одержим искусством»

Перед тем как поехать в Петербург, Иван пообещал родителям, что, если по окончании академии художеств медаль не получит, то вернется домой и продолжит дело отца. Стремление молодого художника было сильно, а талант открылся очень рано, и большая золотая медаль досталась Шишкину.

И.И. Шишкин «Полдень. В окрестностях Москвы»,1869 год Местонахождение: Третьяковская Галерея, Москва, Россия
И.И. Шишкин «Полдень. В окрестностях Москвы»,1869 год
Местонахождение: Третьяковская Галерея, Москва, Россия

В ту пору Ивану уже исполнилось 28-мь лет. Для медалистов открывалась возможность стажировки заграницей. Иван отправляется сначала в Германию, а потом в Швейцарию. В Германии он получил много знаний, но стремился на родину – писать русскую природу. Сам он говорил:

“Немецкий пейзаж почти до омерзения расчищен”.

Светлана Степанова – доктор искусствоведения про шишкинскую стажировку отзывается так:

«Шишкин, конечно, желая научиться, попадает и в Дюссельдорф. Он посещает мастерские, он посещает тамошнюю школу, но он настолько уже к этому времени блистательный рисовальщик, что Репин вспоминал как он своими корявыми пальцами мусолил лист бумаги, то беря карандаш в руки, то просто пальцем растушевывая какие-то пятна, и в результате получалась какая-то поразительная по жизненности, по убедительности картина природы».

Европейская практика длилась в течение трех лет. Несмотря на то, что немецкие пейзажи Шишкин не очень-то и жаловал, германские выставки охотно покупали его картины. Картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла художнику звание академика художеств, которое он получил, вернувшись в Россию. Изучив в Швейцарии анималистику – технику изображения животных, Шишкин с нетерпением возвращается на родину.

И.И.Шишкин «Лесная глушь», 1872 год Местонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
И.И.Шишкин «Лесная глушь», 1872 год
Местонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Русский до мозга костей

Он хотел писать российские пейзажи, Иван Иванович даже стал открывателем нового жанра в живописи – “парадного портрета русской природы”, как назвали это его современники. Известную картину 1872-го года «Мачтовый лес в Вятской губернии» художник пишет на своей малой родине недалеко от города Елабуга. Эту картину Шишкин первую показал на выставке художников-передвижников, открывшейся в 1871-м году при академии художеств.

После Иван Иванович всегда в этих выставках участвовал, стал членом товарищества передвижников. Эти художники, как и сам Шишкин, рисующий русский пейзаж, изображали быт простых людей и повседневность жизни, поэтому они стали так близки ему по духу. Павел Третьяков – известный в то время коллекционер, обратил внимание на картины Шишкина, он покупал многие его работы для своей новой галереи.

Иван Шишкин - написавший визитную карточку Третьяковской галереи
И.И.Шишкин «Дама с собачкой», 1868 год
Местонахождение: Галерея Антиквариус, Санкт-Петербург, Россия

В возрасте 34-х лет у Ивана Ивановича появился первый ученик – талантливый Федор Васильев, сестра которого стала женой Шишкина. Как и на картинах художника, изображающих погожий летний день, в личной жизни Шишкина также царило умиротворение и жизненный подъём. Несмотря на то, что жена была младше мужа на 15-ть лет, в их семье были и взаимопонимание, и любовь.

В этом союзе родилось трое детей – дочь и двое сыновей. Шишкин очень любил жену и детей, сильно скучал, когда приходилось уехать, писал нежные письма. С жены – Евгении Васильевой, художник написал два портрета: «Дама с собачкой» и «Перед зеркалом за чтением письма». Эти картины не были известны вплоть до 21-го века, пока не обнаружились на разных аукционах.

К сожалению, жена Шишкина рано ушла из жизни, она болела туберкулёзом, сначала умер её брат – подающий большие надежды ученик художника. Два маленьких сына Шишкиных тоже погибли, а незадолго до этого умер отец Ивана Ивановича. Искусный пейзажист был более чем подавлен этими событиями, он был почти раздавлен ими, более года не брал в руки кисть, топил душевную боль водкой.

И.И.Шишкин «Рожь», 1878 год Местонахождение: Третьяковская Галерея, Москва, Россия
И.И.Шишкин «Рожь», 1878 год
Местонахождение: Третьяковская Галерея, Москва, Россия

Несмотря на эти ужасные трагические события в жизни художника, он смог собраться и снова приступить к работе, именно она его и спасла. После смерти близких и дорогих людей, пейзажист с дочерью Лидией уезжает на родину в Елабугу. Там он примечает своим глазом художника «Лекарское поле», которое находится недалеко от города. Эти пейзажи он считает интересными для творчества, пишет эскизы, из которых затем из-под кисти Шишкина в 1878-м году выйдет знаменитая «Рожь».

Среди ржи раскинулись вековые высокие сосны и одна из них, та, которая находится на заднем плане – сухая и одинокая.

«И не случайно, может быть, среди этих нескольких сосен – одна высохшая сосна. И, как считают некоторые исследователи, возможно, в этом образ самого Шишкина, лишившегося тепла, цветения жизни из-за утраты близкого человека»

– так характеризует картину «Рожь» искусствовед Светлана Степанова.

Последняя любовь, последняя картина

Ещё в 1877-м году Шишкин пишет картины «Полдень» и «Лесная глушь», за которую ему присуждают звание профессора академии художеств. Шишкину завидую, много критикуют, пишут о нем в газетах, но он продолжает творить в своем неповторимом стиле.

Одна из учениц художника, Ольга Лагода, стала его второй женой. Пейзажиста как будто преследует злой рок в личной жизни, молодая жена вскоре умирает, успев родить дочь Ксению.

Опять художник находится в глубокой печали, спасаясь лишь творчеством. Он интересуется новым веянием – фотографией. Именно с фотографии он затем пишет свою последнюю картину «Корабельная роща».

И.И.Шишкин «Корабельная роща»,1898 год Местонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
И.И.Шишкин «Корабельная роща»,1898 год
Местонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

В 1889-м году появляется знаменитое «Утро в сосновом лесу», эту картину ещё при жизни художника разместили на обертках конфет. Считается, что медведей на полотне посоветовал разместить художник Константин Савицкий. Тем не менее воплощению в жизнь картина обязана именно Ивану Шишкину.

В 1898-м году «Корабельная роща» едет на выставку без автора, у Шишкина наблюдаются проблемы с сердцем. Он не перестает работать и 8 марта умирает у холста с кистью в руках, Шишкину было 66-ть лет.

Сегодня в доме уникального пейзажиста Шишкина в родном городе Елабуга находится музей. Большое количество картин этого художника находится в Третьяковской галерее, о чем позаботился ещё Павел Третьяков в 19-м веке. Всю жизнь великолепного творца терзали сомнения по поводу своих же работ. Он думал о том, понравятся ли его картины культурному обществу, купят ли их, был глубоким самокритиком, хотя уже давно доказал на что способен.

Иван Иванович Шишкин - «царь леса» в русской живописи / livemaster.ru
Иван Иванович Шишкин – «царь леса» в русской живописи / livemaster.ru

Среди пейзажей Шишкина и вырос русский человек, они близки и знакомы с детства. Картины Ивана Ивановича понятны всем, не нужно ломать голову над тем, что хотел сказать художник своим творчеством. Живопись Ивана Шишкина – это светлый теплый луч солнца, согревающий душу.

Потомок Шишкина по линии его первой дочери Лидии, праправнук Сергей Лебедев, так сказал о своём знаменитом родственнике:

«Когда я думаю, каким человеком Иван Иванович Шишкин, то, судя по всему, он был хорошим человеком, хорошим традиционно русским, с определенной добротой, отзывчивостью, порядочным, любил своих детей, любил свою страну. Вот смотрите, сосны, освещенные солнцем, ручей в лесу, ещё что-нибудь, они все на солнце. Именно так он воспринимал жизнь, как мне кажется. Для него жизнь должна быть солнечной».
МУСАГЕТ
Добавить комментарий