Давид – пятиметровое творение гения Микеланджело

Искусство

Поистине гениальные произведения искусства не перестают быть актуальными вне зависимости от смены времён. Это ярко демонстрирует нам статуя Давида, созданная руками великого Микеланджело. Несмотря на то, что в скульптуре изображён один из героев библейского предания, в дальнейшем Давид стал отождествляться с символом защиты гражданских свобод флорентийцев, выступивших против папского Рима.

Давид олицетворяет силу и мужество, красоту и решимость, в нём чувствуется благородство и готовность идти до конца в своих убеждениях и борьбе. Пятиметровое творение гениального Микеланджело и сегодня вызывает восхищение публики. А ведь мастеру было всего 26 лет, когда он получил заказа на создание Давида. Что же известно об истории этой статуи? Каковы её особенности?

Идея создания Давида

Замысел создания статуи, вопреки распространённому мнению, принадлежал не Микеланджело, а гильдии торговцев шерстью. В XV веке на неё были возложены обязанности украшения флорентийского храма Санта-Мария-дель-Фьоре. Представители гильдии выступили с предложением окружить здание статуями двенадцати персонажей Ветхого Завета.

В 1454 году появились две первые скульптуры, одна из которых была выполнена Донателло, а вторая – его учеником ди Дуччо. Скульптуру Давида изначально также должен был выполнить Донателло, однако его смерть сорвала все планы. Ди Дуччо без своего наставника не мог продолжать работу, а прибывший им на смену Антонио Росселлино также расторг контракт.

Даниэле да Вольтерра «Портрет Микеланджело Буонарроти», ок.1544 года Местонахождение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Даниэле да Вольтерра «Портрет Микеланджело Буонарроти», ок.1544 года
Местонахождение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

В начале XVI века многие флорентийцы знали о “Гиганте”, огромной глыбе мрамора, что была привезена ещё много лет назад из копей Каррары. Я думаю, многие горожане уж не верили, что когда-нибудь этот камень превратится в статую и, тем более, не могли предположить, что за чудо оживёт под руками мастера.

Из-за обилия осадков и прошедшего времени мрамор терял свои качества. Проконсультировавшись с Леонардо да Винчи, флорентийцы пришли к выводу, что материал ещё пригоден к использованию. Однако требовалось найти скульптора, что смог бы справиться со столь громадным куском мрамора и воплотить замысел о Давиде в нём.

Микеланджело «Давид», между 1501 и 1504 годами Местонахождение: Академия изящных искусств, Флоренция, Италия
Микеланджело «Давид», между 1501 и 1504 годами
Местонахождение: Академия изящных искусств, Флоренция, Италия

История работы над скульптурой

Конечно, кандидатура Микеланджело не сразу была выдвинута единогласно. Многих представителей храма смущал возраст скульптора – всего 26 лет. Несмотря на колебания, “Гиганта” поручили именно ему. Два года Микеланджело вёл “борьбу” с камнем, извлекая из него изящное человеческое тело, пытаясь создать совершенный образ борца, что вдохновлял бы людей и соответствовал древнему сюжету предания.

В 1504 году работа над Давидом уже подходила к завершению. Именно тогда оценить её пришли знаменитые мастера Флоренции и представители храма. Многие из них настаивали на том, что статую не стоит размещать в запланированном месте, ведь она уже отражала не столько религиозный, сколько гражданский посыл (это мнение высказывал и Леонардо да Винчи).

В итоге приоритетным стало стремление сохранить мрамор, что и так в значительной степени пострадал от садков. Давид был установлен там, где проводились заседания городского совета – в лоджию Ланци. Такое расположение помогало уберечь скульптуру от негативного воздействия осадков.

В 1873 году было принято решение перенести Давида в Академию изящных искусств, что уберегло бы его от осадков и выветривания. Его прежнее место заняла копия статуи. От себя хочу добавить, что сложно назвать ещё одну скульптуру, имевшую столько же копий, как Давид Микеланджело.

С 1873 года статуя находится в Академии изящных искусств, что уберегло её от осадков и выветривания / horosho-tam.ru
С 1873 года статуя находится в Академии изящных искусств, что уберегло её от осадков и выветривания / horosho-tam.ru

Давид – прекрасный борец

Микеланджело превосходно изобразил одного из героев ветхозаветного предания, Давида, вышедшего на противостояние с силачом Голиафом. Как гласит легенда, юноша попросту взял камень и бросил его в лоб своему противнику. Филистимляне были обескуражены, заметив, что их знаменитый воин пал от рук юного противника.

Несмотря на то, что в Ветхом Завете говорится о молодости и неопытности Давида. Микеланджело изобразил его в расцвете мужественности. Его совершенное тело и сияние красоты демонстрируют абсолютную уверенность в себе. Мастер демонстрирует нам не просто противника Голиафа, а будущего царя иудейского, каким стал Давид.

Высота знаменитой скульптуры составляет 5,17 метров. Микеланджело стал первым мастером, изобразившим Давида не после, а до сражения с его могучим противником. Несмотря на это, уверенность в победе и мужество героя не вызывают сомнения.

Тело Давида расслаблено, он спокоен и уверен в победе над противником
Тело Давида расслаблено, он спокоен и уверен в победе над противником

Особое внимание следует обратить на лицо Давида. Его губы сжаты, мышцы напряжены, а во взгляде чувствуются несгибаемая воля и решительный нрав. Контраст напряжённому лицу создаёт тело, что практически расслаблено. Это демонстрирует уверенность Давида в своей победе.

Как считает ряд исследователей, Микеланджело осознанно нарушил некоторые анатомические пропорции, хотя строение тела передал в совершенной точности. Незначительная непропорциональность заметна в верхней части тела (особенно в правой руке, что кажется крупнее). К такому приёму скульптор обратился для создания яркости, силы и выразительности образа.

Губы Давида сжаты, мышцы напряжены, а во взгляде чувствуются воля и решительность
Губы Давида сжаты, мышцы напряжены, а во взгляде чувствуются воля и решительность

Давид Микеланджело – одна из самых известных скульптур мира. Есть мнение, что изначально замысел Микеланджело состоял в изображении не столько героя религиозных преданий, сколько образа борца за свободу, символизирующего политическую силу Флоренции, противостоящей Риму. Так ли было на самом деле, неизвестно. Однако Давид не перестаёт вдохновлять людей самых разных поколений, открывая единство красоты и мужества.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий