Микеланджело Буонарроти с юности проявил железную волю, чтобы стать скульптором. К этому виду деятельности его тянуло давно, с тех пор, как будучи ребенком, ему пришлось пожить в семье ремесленника. Отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам, занялся торговлей, но куда бы он ни отправлял своего мальчика, тот не желал учиться ничему иному, кроме как скульптуре. Вероятно, именно так и проявляется в человеке его призвание.
Покровителем Микеланджело был известный флорентийский меценат и ценитель прекрасного Лоренцо Медичи. Он заметил талантливого юношу во время работы над скульптурой и пригласил к себе во дворец. У Медичи молодой Микеланджело почерпнул много новых для себя знаний. Например, изучил древнегреческую мифологию, прочитал произведения Гомера и Платона.
Скульптор, побывав в Венеции, совершенно не впечатлился этим городом, он не знал чему ещё тут можно научиться. Он рассудил, что это более город живописцев, нежели скульпторов. Отправившись в Болонью, Микеланджело попал в темницу и там же встретил нового покровителя, так как Лоренцо Медичи к тому времени оставил этот свет.
В Риме скульптор создал несколько шедевров и вернулся в любимую и родную Флоренцию. Там из куска мрамора, давно лежащего на одной из флорентийских площадей, была создана знаменитая статуя Давида. Несмотря на многие разногласия с Папой Римским, Микеланджело пригласили сделать роспись в Сикстинской капелле.
Буонарроти прожил 88 лет – жизнь достаточно долгую. Он любил Флоренцию, но ему пришлось покинуть её, и умер Буонарроти в Риме. Без преувеличения Микеланджело можно назвать гением эпохи Возрождения, искусным мастером скульптуры и фрески. Так каков же был жизненный и творческий путь Буонарроти, что пришлось ему преодолеть на пути к признанию?
Скульптор из уважаемой семьи
На заре XV столетия в семье Лодовико Буонарроти родился сын. Мальчик появился на свет 6 марта 1475 года в Капрезе, маленьком городке в 40 милях к юго-востоку от Флоренции, и стал вторым малышом в семье.
Лодовико и его жена Франческа назвали ребенка Микеланджело. Семейство Буонарроти имело довольно знатные флорентийский корни. Представители этой фамилии не одно десятилетие занимали важные должности в городе, пользовались уважением соплеменников.
Лодовико уже не обладал теми богатствами своей фамилии, что его предки, но занимал достойную должность мэра Капрезе. Эта работа не давала высокого достатка, но Лодовико, имея благородное происхождение, не считал для себя достойным работать физически, как обычный рабочий, ведь его отец и дед занимались финансами и торговлей, преуспевая в этом.
Спустя некоторое время после рождения второго ребенка полномочия Буонарроти на посту мэра закончились. Оставив пост, Лодовико перевез семью в свое наследственное родовое флорентийское поместье. Франческа не могла самостоятельно выкармливать младенца Микеланджело, так как будучи в положении, она упала с лошади и с тех пор тяжело болела. Медицина в XV веке была ещё не столь развита, чтобы помочь страдающей женщине. К сожалению, в скором времени она умерла.
Маленького Микеланджело пришлось отдать в другую семью для вскармливания. Отец не мог справиться с маленькими детьми один, поэтому второго сына некоторое время растили в чужой семье. Для судьбы самого Микеланджело и искусства всего мира пребывание в семье каменотеса сыграло свою роль. Маленькому мальчику нравилось бывать в мастерской приемного отца, прикасаться к камню, слушать веселые шутки каменщиков. Уже с малых лет всё существо юного Буонарроти стремилось к работе с камнем.
Скульптором – и никем иным!
Часто бывая в мастерской, мальчик научился работать долотом и другими инструментами, преображающими камень. Есть исторические свидетельства, что Микеланджело, став уже известным скульптором, говорил:
«Своим талантом я обязан молоку приемной матери».
Так и прошло детство Буонарроти в окружении камней, которые позже он будет оживлять своими руками. Подросшего Микеланджело отец отдал на обучение в школу Франческо да Урбино. Уже тогда мальчик говорил отцу о желании стать творцом, но Лодовико считал, что сын должен пойти по стопам предков, занявшись честной торговлей. В школе Микеланджело часто наказывали и ругали за невнимание к преподаваемым дисциплинам, а он что-то постоянно рисовал, не слушая уроки.
Сам Франческо да Урбино, наблюдавший за своим нерадивым учеником, сказал его отцу, что держать мальчика насильно в стенах учебного заведения бессмысленно. По совету преподавателя отдать ребенка на обучение художнику Лодовико устроил сына в ученики к Доменико Гирландайо, который был известным флорентийским живописцем. Художник, покровителем которого было семейство Медичи, заметил, что Микеланджело не особо старается в рисовании и что его явно тянет к другому виду искусства.
Юный Буонарроти со своим другом из художественной школы часто посещали мастерскую скульптора, бегая туда в свободное от рисования время. Проучившись год у Гирландайо, Микеланджело перешел в подмастерья к скульптору Бертольдо.
Теперь-то юный творец был на своем месте и взялся за обучение с особым рвением и страстью. Как-то раз он решил сделать себе небольшую фигурку старого фавна, за этой работой его заметил Лоренцо Медичи. Знаменитый меценат подошел к юноше, привлеченный красотой его работы и, оглядев фигурку сказал:
«Фавн, которого ты только что изобразил, стар, а ты оставил ему все зубы. Разве тебе не известно, что в старости они выпадают?»
Микеланджело был в замешательстве после такого отзыва о его работе, но правильно поняв оценку Медичи, он произвел определенные манипуляции с долотом, и фавн стал соответствовать своим годам. На следующий день, когда юноша вновь встретился с Лоренцо, он показал ему свою преображенную работу. После этой знаменательной встречи Медичи пригласил Микеланджело в свой дворец во Флоренции.
Под покровительством Медичи
Во дворце молодой скульптор чувствовал себя не совсем комфортно. Несмотря на своё благородное происхождение, Микеланджело никогда не видел такой роскоши, как при дворе хозяина Флоренции. Со временем он привык и освоился на новом месте, получил множество знаний из разных областей культуры и науки. Именно там Буонарроти создал свою первую большую работу, это был барельеф под названием «Битва кентавров». Этот барельеф скульптор не закончил, так как его покровитель скончался, и Микеланджело покинул дворец Медичи.
Ещё будучи под покровительством знатной фамилии, скульптор работал в великолепных садах «Сан Марко», принадлежащих Медичи. Здесь стоит заметить, что некоторые представители этой фамилии впоследствии стали папами римскими. Это значит, что Медичи тесно контактировали с представителями церкви. Сыграли на руку такие знакомства и Микеланджело. Молодой мастер получил разрешение настоятеля местной церкви на изучение человеческих трупов, которые имелись там в изобилии.
Изучение строения тела человека очень важно для настоящего скульптора. Лишь обладая необходимыми знаниями, можно создать нечто прекрасное, что мы видим на примере Микеланджело Буонарроти. В шестнадцатилетнем возрасте он уже создал упомянутую выше «Битву Кентавров» и «Мадонну у лестницы». Если взглянуть на эти шедевры, то становится ясно, что это творения абсолютного гения.
Жизнь и творчество великого скульптора
Вернувшись в дом отца после смерти Лоренцо Медичи, Микеланджело продолжил создавать скульптуры. В 1494 году сын Лоренцо, которому перешла власть над Флоренцией, пригласил Буонарроти вернуться во дворец.
Пьеро Медичи был не столь искусным политиком как его отец, поэтому во время его правления Флоренция переживала не лучшие годы, к тому же на Италию напала воинственная Франция. В стране начались беспорядки, разразилась революция и активизировались внутренние междоусобные конфликты.
Обстановка в стране не благоволит искусствам на данный момент, Микеланджело же хочет продолжать творить, поэтому уезжает вначале в Венецию, затем в Болонью и наконец перебирается в Рим. В Венеции мастер не нашел вдохновения, а приехав в Болонью, оказался за решеткой.
Микеланджело не уплатил обязательную пошлину и не прошел надлежащие иностранному гостю процедуры, поэтому его арестовали в первые дни по приезду. Заключение под стражей не прошло для скульптора напрасно, чудесным образом он обрел нового покровителя – болонского дворянина Альдовранди.
Новый покровитель порекомендовал Микеланджело в качестве мастера для работы над саркофагом святого Доминика, который находился в церкви святого Петронио. В столице Италии скульптор изучает древнеримское искусство, уделяя большое внимание античным статуям. Там же он создает свои шедевральные творения – статую Вакха и композицию «Пьета».
С композицией «Пьета» связана одна история незаконного проникновения в церковь ночью. Сначала немного о самой композиции. В ней дева Мария держит на руках распятого Христа. Вместе со статуей Вакха «Пьета» принесла скульптору широкую известность. Сделана композиция была настолько качественно и красиво, что люди считали её творением известного мастера, а не молодого скульптора.
После размещения «Пьеты» в церкви, Микеланджело услышал разговор паломников, осматривающих композицию, один из которых говорил: «Это работа Христофоро Солари». Эти слова вызвали у Буонарроти вспышку раздражения задетого самолюбия. Ночью он залез в церковь и высек на ленте, удерживающей плащ Марии, следующие слова: «Это сделал Микеланджело Буонарроти, Флоренция».
Проведя год в разлуке с родиной, Микеланджело возвращается во Флоренцию. Дома Буонарроти трудится над статуями Иоанна Крестителя и Купидона. В 1501 году мастеру поступил заказ от богатой флорентийской сеньоры – облагородить большой кусок мрамора, лежащий на одной из площадей Флоренции.
Микеланджело на тот момент было 26 лет, пятиметровому куску мрамора, возможно, было столько же. Через три года из этого брошенного куска камня вышел Давид – самое известное и величественное творение Микеланджело Буонарроти.
После создания этой скульптуры автор познакомился с Леонардо да Винчи, который, несмотря на свою гениальность, всё же проигрывал молодому мастеру в деле создания статуй. Современник Микеланджело Вазари писал о «Давиде»:
«Гигантская статуя Давида, исполненная Микеланджело, отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских. Видевшему её ни к чему искать другого скульптурного произведения какого бы то ни было художника наших ли времен или прошедших».
Будучи художником большого мастерства, Микеланджело был приглашен для росписи потолка Сикстинской капеллы. Буонарроти должен был создать художественную композицию на шестистах квадратных метрах.
Четыре года мастер трудился над этим потолком. Этим творением был впечатлен даже сам Рафаэль, не говоря уже о простых обывателях. Тем не менее, несмотря на всеобщие восторги, нашлись чрезмерно религиозные люди, которые стали ругать роспись Микеланджело из-за обилия в ней обнаженных людей.
Немного о личном
О личной жизни такого великолепного мастера, как Микеланджело, даже не хочется говорить. Что эти знания могут нам дать? На мой взгляд, о человеке больше говорят его творения. Если они прекрасны, то скорее всего, внутреннее наполнение человека также будет прекрасно.
Дурной человек просто не может создать такую вещь, от которой все будут приходить в восторг. У Микеланджело не было жены и детей, да и женщин вообще, кажется, не было. Супругой гения было искусство, а детьми – его произведения, он и сам так говорил:
«Искусство ревниво и требует всего человека».
Некоторые биографы и историки говорят, что Микеланджело предпочитал общество своих натурщиков – юношей атлетического телосложения. Другие считают, что у гения просто не было времени и желания заводить романтические отношения, так как он был всецело поглощен искусством.
Есть некоторые сведения про взаимоотношения мастера с Витторией Колонна. Маркиза была достаточно умна и незаурядна, чтобы привлечь внимание Буонарроти. По всей видимости, отношения эти носили более дружеский и платонический характер, нежели романтический. После вынужденного расставания Виттория и Микеланджело долгое время переписывались друг с другом.
Уход великого мастера
Микеланджело Буонарроти прожил долгую и плодотворную жизнь. В возрасте 88 лет, как бы предчувствуя кончину, скульптор за несколько дней до смерти уничтожил все свои незавершенные проекты. В феврале 1564 года Микеланджело направился в церковь, где решил доработать до совершенства статую Мадонны.
За работой он потерял сознание. Очнувшись на следующий день, Буонарроти с трудом добирается до дома. Там, чувствуя, что конец уже близок, он зовет нотариуса и диктует ему завещание. 18 февраля великого мастера эпохи Возрождения не стало.
Микеланджело прожил долгую жизнь. Есть факты того, что на протяжении последних 15 лет скульптор страдал от суставных болей. К тому же, многие краски в XVI веке делали из ядовитых веществ. А сколько же Буонарроти пришлось вдохнуть их испарений хотя бы за одну четырехлетнюю роспись Сикстинской капеллы! Однажды он упал с лесов, повредив ногу. Все эти факты не помешали прожить мастеру почти 9 десятков лет.
Кажется, что сама Вселенная благоволила этому человеку. Ему встречались богатые и знатные покровители, он обладал талантом, который дороже всех сокровищ Медичи. Глядя на творения Микеланджело, даже не верится, что это создано человеческой рукой. Такие восхитительные творческие способности даются человеку очень редко, поэтому и через века мы восхищаемся работами великого Мастера.
На обложке: Фрагмент картины Якопо дель Конте «Портрет Микеланджело», около 1544-1545 годов. Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия