«Здравствуйте, я ваша тетя!» – шедевр, который снимался в режиме жесткой экономии

Искусство

«Здравствуйте, я ваша тетя!» – яркий пример того, как творческий подход и любовь к искусству могут преодолеть любые трудности. Легендарная комедия появилась почти случайно, вопреки бюрократическим препонам и жестким ограничениям бюджета.

Ее критиковали, осуждали, а зрителям настолько полюбилась картина, что они написали тысячи восторженных писем на телевидение.

Ничто не предвещало успеха

Съемки фильма изначально были большой авантюрой. Все, что авторы могли взять за основу – неплохая трофейная кинолента «Тетка Чарлея» и одноименная пьеса Брэндона Томаса, которая с успехом шла в лондонских театрах. Билеты раскупались за один день, а те, кто не попал в зал, пытались проникнуть туда всеми возможными способами.

Однако на отечественной киностудии рассудили, что сложный юмор «чопорных англичан» может быть непонятен советским людям. Кроме того, пьеса была написана в XIX в., «Тетка Чарлея» была немым фильмом, а снимать предстояло современное кино для зрителей 70-х.

Претворить практически безнадежный замысел в жизнь взялся режиссер Виктор Титов. В тот момент он переживал творческий кризис, полгода сидел без работы, денег не было. А тут подвернулась какая-никакая, но работа. Правда, по воспоминаниям коллег Титова, он поначалу вообще не понимал, что делать с пьесой.

Режиссер долго работал над сценарием и пришел к совершенно гениальному решению – сделать фильм в театрально-гротесковой стилистике немого кино. Таким образом актеры получат возможность импровизировать, а зритель правильно воспримет ту реальность, в которой разворачиваются события.

Оставалось только найти для фильма подходящее название. Было несколько вариантов. Картину чуть было не назвали «Кто есть кто», как вдруг вспомнили фразу Фаины Раневской: «Здравствуйте, здравствуйте… я ваша родная тетя!», которую актриса произносила в фильме «Легкая жизнь».

Фраза Фаины Раневской из кинокартины «Лёгкая жизнь» (1964 год) дала название фильму
Фраза Фаины Раневской из кинокартины «Лёгкая жизнь» (1964 год) дала название фильму

Циркачи, маленький павильон и две камеры

Сценарий был готов, название подобрано, актеры найдены. Киноначальство без проблем одобрило съемки, вот только все павильоны «Мосфильма» к тому времени были заняты, поэтому Титову выделили небольшое помещение в «Останкино». То же самое произошло и с бюджетом. Так как картина снималась незапланированно, денег на ее создание тоже не планировали. Съемочной команде пришлось экономить буквально на всем.

Благодаря мастерству и изобретательности оператора Георгия Рерберга маленький павильон визуально становился шире, а зрителям казалось, что действие картины происходит вообще в разных местах. Кроме того, в распоряжении Рерберга были всего две камеры и катастрофически мало пленки, поэтому большинство сцен приходилось долго репетировать, а потом снимать одним дублем.

Дополнительные сложности возникали из-за ночных съемок. Так как в картине были заняты многие известные актеры, то собрать их всех вместе днем удавалось редко. Благо, актеры прекрасно уловили замысел режиссера и «буквально купались в происходящем».

Не легче приходилось костюмеру Наталье Катаевой. У нее было не больше двух экземпляров каждого костюма. Сцена, когда герои кидаются друг в друга тортом, стала настоящей драмой. Катаева очень просила снять эпизод с одного дубля. Но Александр Калягин, попав куском торта в Армена Джигарханяна, неожиданно рассмеялся. Костюмер разрыдалась, а режиссер впервые устроил актерам взбучку, обвинив в непрофессионализме.

За смех Александра Калягина в сцене бросания торта режиссёр устроил актёрам взбучку Кадр из фильма «Здравствуйте, я ваша тётя!», 1975 год
За смех Александра Калягина в сцене бросания торта режиссёр устроил актёрам взбучку
Кадр из фильма «Здравствуйте, я ваша тётя!», 1975 год

Здорово выручали артисты цирка. Их наняли для съемок трюков вместо профессиональных каскадеров, так как цирковые обходились дешевле. Из цирка же привезли ту самую «дикую обезьяну из Бразилии».

Только обезьянка так укусила второго режиссера Юрия Прохорова, что он потом месяц пролежал в больнице. А вернувшись, с ужасом обнаружил, что Титов от идеи с обезьяной не отказался. Нового «актера» снова позаимствовали в цирке, только теперь попросили самую спокойную особь.

Актеры категорически отказывались сниматься с такой партнершей. Обезьяну удалось навязать только Татьяне Веденеевой, которая еще была студенткой ГИТИСа, а потому боялась спорить с режиссером. Правда, животное на этот раз оказалось настолько пугливым, что при каждом шорохе цеплялось коготками за актрису и писалось прямо у нее на руках.

И это были еще не все трудности. Когда фильм вышел на экраны, критики разнесли его в пух и прах. Армена Джигарханяна с укоризной спрашивали:

«Как же вы, известный артист, и снимались в такой пошлости?».
Из цирка привезли ту самую «дикую обезьяну» из Бразилии, которая умудрилась укусить второго режиссёра Кадр из фильма «Здравствуйте, я ваша тётя!», 1975 год
Из цирка привезли ту самую «дикую обезьяну» из Бразилии, которая умудрилась укусить второго режиссёра
Кадр из фильма «Здравствуйте, я ваша тётя!», 1975 год

Спасли картину зрители. Им настолько понравилась комедия с переодеванием, обаятельный Александр Калягин в роли донны Розы (он после фильма в один миг стал звездой), неподражаемые Армен Джигарханян и Михаил Козаков в ролях неудачливых поклонников, что картина вот уже почти 50 лет пользуется неизменным успехом.

На обложке: Кадр из фильма «Здравствуйте, я ваша тётя!», 1975 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий