Сказка Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки» является одной из лучших экранизаций произведений Гоголя. Фильм вышел на экраны в 1961 г., вопреки запретам и ограничениям от киночиновников. И вот уже более 60 лет картина является символом рождественских праздников для миллионов зрителей.
Религиозная пропаганда
Конечно, в советское время кинокартина, в которой есть хотя бы намек на дореволюционные порядки, подвергалась в лучшем случае жесткой цензуре, а в худшем – полному запрету. Когда Александр Роу принес на киностудию сценарий «Ночи перед Рождеством», то получил отказ в выпуске картины. Главная претензия чиновников – религиозная пропаганда в названии.
Недолго думая, Роу изменил название на «Вечера на хуторе близ Диканьки». Собственно, именно поэтому экранизация одной повести была названа так же, как весь цикл рассказов Гоголя.
Но сменой названия не обошлось. «Повесть кишит религиозными обрядами», – не унимались киноначальники. «Я высмею их все», – пообещал Роу. Режиссеру ничего не оставалось, как сделать из повести Гоголя комедию. Впрочем, у него это получилось, причем очень талантливо.
Украина на севере
Роу хотел снимать фильм в тех местах, где и происходило действие повести (в Полтавской области Украины). Однако пока готовились к съемкам, наступила весна. Пришлось с Украины ехать на север, туда, где была подходящая натура.
Так, хутором близ Диканьки стал поселок около города Кировск в Мурманской области. Декораторы за несколько дней возвели хаты с плетнями и даже выстроили небольшую церквушку.
Там же набрали и массовку. Веселыми парубками и девчатами стали студенты-медики и рабочие-горняки Кировска. Их привозили на съемки в нескольких автобусах. А чтобы актеры эпизода не мерзли, их просили в перерывах между съемками кататься с горок и играть в снежки.
Старая гвардия
Обычно Роу работал с несколькими актерами, которых приглашал почти в каждый свой фильм. В этой картине представителями «старой гвардии» стали Георгий Милляр, Анатолий Кубацкий и Сергей Мартинсон.
На роль Солохи режиссер без проб утвердил Людмилу Хитяеву. Правда, она была стройнее и моложе своей героини, поэтому актрисе подкладывали под юбку толщинки и просили чаще наклонять голову вперед, чтобы образовался двойной подбородок.
А вот актеров на главные роли искали долго. В итоге Оксану сыграла 19-летняя Людмила Мызникова, которую Роу случайно встретил в коридорах киевской киностудии. А роль Вакулы исполнил студент Киевского театрального института Юрий Тавров. Для него эта работа в кино стала практически единственной. После он снимался только в эпизодах, а затем и вовсе сменил профессию.
Черт ушел в отрыв
Роль черта в картине исполнил непревзойденный Георгий Милляр. Трудно представить, чтобы Александр Роу взял на эту роль кого-то другого. Милляр снимался в каждой его картине и гениально отыгрывал всевозможную нечисть.
Причем Милляр согласился играть черта будучи верующим человеком. Коллеги актера вспоминали, что, надевая костюм, Георгий Францевич каждый раз повторял:
«Господи, прости за хулиганство!».
Однако на съемках «Диканьки» актер так вжился в образ, что стал бедокурить не хуже своего персонажа. Снимали сцену, где актер должен был нырнуть в ледяную прорубь. Милляр подошел к эпизоду нестандартно: вместо того, чтобы закутаться в одеяло, он после каждого дубля бегал в гримерку и согревался с помощью тройного одеколона.
Впрочем, о взаимоотношениях актера с алкоголем в киноиндустрии ходили легенды. Милляр не злоупотреблял, но выпить любил. И съемки никак этому не препятствовали. Чтобы пронести горячительные напитки на площадку, он придумывал разные хитрости: наливал алкоголь в бидон из-под молока, подмешивал в чай, прятал в реквизите.
Первыми зрителями картины стали жители Кировска. В день премьеры 15 декабря 1961 г. в фойе Дома культуры бегали дети из местной театральной студии, одетые в костюмы чертиков, и бросали во всех снежки из ваты. 8 января 1962 г. состоялась всесоюзная премьера. Картина вошла в список лучших фильмов года по мнению советских зрителей.
На обложке: Кадр из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961 год