Вынашивал идею 30 лет – как Сергей Герасимов снимал «Тихий Дон»

Искусство

Кино – это искусство, которое требует творческого вдохновения, таланта и мастерства. И когда речь идет об экранизации такого уникального произведения, как «Тихий Дон» Михаила Шолохова, то перед режиссером возникают невероятные задачи и трудности. Не зря даже великому Сергею Герасимову не сразу удалось переложить роман на кинопленку. 

Долгая подготовка 

Сергей Герасимов задумал экранизировать любимый роман Михаила Шолохова еще в 30-е годы. К 1939 г. замысел окончательно сложился. Однако руководители киностудии не поддержали идею, сославшись на то, что сейчас стране нужны фильмы о построении коммунизма, а не история о человеке «без дороги, обреченного историей». Правда, ходили слухи, что отказ все же был связан с разладом, который в то время произошел между Сталиным и Шолоховым.  

Вернуться к вопросу об экранизации удалось только после смерти вождя. Однако все это время Герасимов не сидел сложа руки и продолжал готовиться к съемкам. 

«Решение это подготавливалось не днями и не месяцами. Когда я получил согласие на экранизацию, то взялся за нее с жадностью», – вспоминал Герасимов.

Он долго работал над сценарием, а когда закончил, отправился в первую очередь к Михаилу Шолохову. Писатель внес необходимые правки, подсказал режиссеру с выбором актеров (Шолохов лично отсматривал каждого кандидата). Только после этого Герасимов отнес сценарий худсовету на утверждение.

Над фильмом режиссёр работал после одобрения сценария автором романа Сергей Аполлинариевич Герасимов и Михаил Александрович Шолохов в станице Вёшенской, 1958 год
Над фильмом режиссёр работал после одобрения сценария автором романа
Сергей Аполлинариевич Герасимов и Михаил Александрович Шолохов в станице Вёшенской, 1958 год

Сложности адаптации эпического романа

«Тихий Дон» – это история русского казачества в условиях гражданской войны и революции. Роман обладает богатым сюжетом и множеством сложных персонажей. То, что Сергей Герасимов приступил к адаптации этого масштабного произведения, уже само по себе являлось огромным испытанием.

Сложности добавляло и то, что подобные фильмы с такой палитрой красок, эмоций, чувств еще не выходили на экран (до картины «Война и Мир» оставалось 7 лет). Советский зритель не привык к эпопеям. Да и технически снять масштабные события со множеством сложных декораций и батальных сцен сложно. Ведь «Тихий Дон» не только про любовь, но и про жизнь казачьей станицы, про войну и революцию – важнейшие события начала XX в. 

Михаил Шолохов настоял на том, чтобы съемки проходили в настоящей казачьей станице. Съемочная группа отправилась на юг, где в ростовских краях выстроили дома казаков, церковь, имение Листницких и даже вокзал и привокзальную площадь Новочеркасска. Причем это были не просто картонные декорации. В казачьих хатах все должно было функционировать. Один из художников, работавших на площадке, вспоминал: 

«Герасимов требовал, чтобы декорации слились с жизнью людей, которые населят, обживут, освоят этот дом, имеющий все четыре стены. Исключения делались лишь со специально оставленными просветами для расстановки осветительных приборов».
Герасимов требовал, чтобы декорации слились с жизнью людей / ru.kinorium.com
Герасимов требовал, чтобы декорации слились с жизнью людей / ru.kinorium.com

Реквизитом помогали местные жители. Из сундуков доставались старые платья, скатерти и одеяла, кухонная утварь, коромысла, седла для лошадей и другие вещи, которые съемочная группа охотно использовала в кадре. Тем более что сам Герасимов изначально отказался от реквизита московской киностудии, стремясь сделать фильм максимально достоверным. 

Режиссер приглашал в массовку старых казаков, заставших времена, которые описываются в романе. Они учили, как нужно ходить, танцевать, носить платья, использовать местный диалект и т.п.

Ни о каких сжатых сроках и речи не шло. Работа над тремя сериями велась два года (и это Герасимов еще поначалу торопился к юбилейной дате Великой Октябрьской революции). Например, чтобы отснять натурную сцену возвращения казаков из лагерей, вся съемочная группа ждала наступления лета. До этого снимались сцены в помещении, а костюмеры усердно шили казачью одежду для массовых эпизодов. 

Местные жители помогали с реквизитом - старые шали, платья, скатерти, лошадиную сбрую съёмочная группа использовала в работе с фильмом / kinopoisk.ru
Местные жители помогали с реквизитом – старые шали, платья, скатерти, лошадиную сбрую съёмочная группа использовала в работе с фильмом / kinopoisk.ru

Правильно подобранные типажи 

С актеров Герасимов спрашивал строго. 

«Вам придется стать другими людьми», – предупреждал он.

Чтобы добиться нужного характера, режиссер проводил с актерами десятки репетиций, учил экранных Аксинью, Григория и Наталью любить и ссориться, страдать и радоваться так, как это делали шолоховские герои. 

Актеров расселили по казачьим хатам, чтобы они впитывали местный колорит. Герасимов строго приказал подмечать у местных каждую мелочь. Людмиле Хитяевой даже пришлось побывать на местных похоронах, чтобы правдоподобно отыграть сцену оплакивания убитого мужа.

Элине Быстрицкой для роли Аксиньи пришлось не только научиться носить коромысло, но и прибавить в весе Кадр из фильма «Тихий Дон», 1958 год
Элине Быстрицкой для роли Аксиньи пришлось не только научиться носить коромысло, но и прибавить в весе
Кадр из фильма «Тихий Дон», 1958 год

От актеров требовалось соответствовать персонажам не только внутренне, но и внешне. Например, Элине Быстрицкой пришлось изрядно прибавить в весе, научиться правильно и красиво носить коромысло, «чтобы Гришке нравилось», много стирать, чтобы руки выглядели натруженными. Впрочем, Герасимов отправлял «грубеть» всех актрис на хутор, а мужчин на сенокос (стоит ли удивляться, почему современным актерам зритель напрочь отказывается верить?). 

Проба Петра Глебова так и вовсе длилась месяц! Глебов понравился и Герасимову, и Шолохову, но ему было за 40 и ни одной большой роли в кино. Актера по-разному гримировали, просили читать текст с разной интонацией и отыгрывать разные по характеру и возрасту сцены. В итоге Глебова утвердили только после того, как Герасимов поручился за него головой. Отснятый материал Герасимов в первую очередь показывал Шолохову, который в итоге дал такую рецензию: 

«Я рад, что фильм идет в одной дышловой упряжке с моим романом».
Петра Глебова утвердили на роль Григория Мелехова только после того, как Герасимов лично поручился за него. И не ошибся Кадр из фильма «Тихий Дон», 1958 год
Петра Глебова утвердили на роль Григория Мелехова только после того, как Герасимов лично поручился за него. И не ошибся
Кадр из фильма «Тихий Дон», 1958 год

А первыми зрителя готовой картины стали донские казаки. Всего за год фильм посмотрели 47 миллионов человек. После роман еще несколько раз экранизировали, но именно «Тихий Дон» Сергея Герасимова занял почетное место в золотом фонде советского кинематографа.

На обложке: Кадр из фильма «Тихий Дон», 1958 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий