Франсуа-Мари Аруэ – таково было имя одного из гениальнейших французских философов. Вольтер родился в набожной стране с набожным королем. Его взгляды шли вразрез с мнением и пристрастиями большинства сограждан.
Побывав в свите французского посла в Голландии, Вольтер понял, что значит настоящая свобода мысли. Уже в те далекие времена свободолюбивые голландцы придерживались взглядов, отрицающих жесткие религиозные устои и предрассудки, цензуру. Молодому вольнодумцу это пришлось по душе.
Во Франции Франсуа-Мари не чувствовал той свободы, что царила в Голландии, именно там творило множество мыслителей семнадцатого века. Дух свободы прочно поселился в юном бунтаре. После возвращения домой, проявив свой нрав, он был сослан. Ссылка не прошла для него даром, там он начал писать свои первые произведения.
Вольтер попадал и в знаменитую французскую тюрьму Бастилия за свои высказывания. Даже в заточении юный мыслитель не терял чувства юмора, заставив жандармов покопаться в отхожих ямах. Отбыв наказание, Франсуа-Мари стал более осторожен, но начатого не бросил. Весь его искрометный ум был нацелен на высмеивание властных структур и религии.
Этот человек вошел в историю человечества заслуженно, он был гением в своей области. Без сомнения, Вольтер актуален и сегодня. Несмотря на то, что жил он несколько веков назад, его талантливые сатирические произведения высмеивают и показывают те проблемы и пороки целых государств и отдельных людей, которые не исчезли по сей день. Историк Наталия Ивановна Басовская рассказывает про Вольтера:
«Талантлив был, конечно, многогранно. Мыслитель, философ, писатель, драматург, временами – борец за униженных и оскорбленных. Он же – придворный Людовика ХV, Фридриха II, друг по переписке Екатерины II. В свои последние годы – самый модный человек в Европе, герой анекдотов, объект подражаний…».
О происхождении гения
Заканчивалось XVII столетие, на рубеже с XVIII веком родился ребенок, ставший одним из самых противоречивых персон эпохи Просвещения. Франсуа Аруэ служил нотариусом в Париже, где жил с женой Мари Маргерит Демар. В их семье 21 ноября 1694 года появился на свет мальчик, названный Франсуа-Мари.
Семейство Аруэ относилось к представителям буржуазии. Во времена Вольтера бытовала традиция, по которой сын должен был идти по стопам предков. Воспротивиться было нельзя, молодому Франсуа пришлось поступить в иезуитский колледж, где он начал изучать юриспруденцию. Учился там он с 1704 года по 1711.
Старший брат Вольтера окончил семинарию и, несмотря на все вольнодумства и сатиру по отношению к религии младшего брата, всю свою жизнь был глубоко верующим человеком. Но Франсуа-Мари пример со своего брата не брал. Он был по натуре бунтарем и свободномыслящим философом.
Другом отца Вольтера был аббат Франсуа де Шатонеф, который и взял шефство над юношей ещё в детстве. Неудивительно, что молодой человек приобрел вольное мировоззрение, учась в иезуитском колледже, ведь де Шатонеф был типичным либертеном. Он придерживался идеи свободомыслия, читал юному Вольтеру сатирические поэмы, а вовсе не изучал с ним основы христианства.
В семнадцатилетнем возрасте Франсуа-Мари окончил обучение в колледже и по настоянию отца – нотариуса поступил в школу правоведения. Юридические науки не вызывали у юного вольнодумца искреннего желания их постигать. Более всего молодого Вольтера занимали литература и интеллектуальное времяпрепровождение в кругу столичных аристократов.
Быть вольнодумцем так непросто…
Франсуа Аруэ старший постарался, чтобы после получения правового образования его сын попал в свиту французского посла, отправлявшегося в Голландию. Посол – маркиз де Шатонеф был братом аббата де Шатонефа, старого друга Аруэ.
Попав в Голландию, Франсуа младший прочувствовал дух свободы. Он увидел настоящую жизнь, без постоянного религиозного страха, без надоевшей цензуры. В этой стране мыслителей не преследовали за их убеждения. Впечатления от поездки оставили у юного бунтаря неизгладимые воспоминания.
Однако, вскоре Вольтеру пришлось вернуться на родину. Можно сказать, его депортировали во Францию насильно, так как он завел роман с дочерью одной знатной француженки – иммигрантки. Юноша хотел увезти с собой на родину свою возлюбленную, правда, никого об этом не спрашивая.
Мать устроила грандиозный скандал в посольстве Франции, из-за чего Франсуа-Мари пришлось быстро удалить из свиты посла, чтобы конфликт не развился ещё больше. Вольтер оказался снова в Париже, ему было на тот момент 19 лет. Юноша устроился на работу к прокурору на должность клерка, где продержался недолго.
Франсуа-Мари был свободолюбивым человеком, он смело высказывался и писал обличительные и насмешливые стихи на сильных мира сего. Не стал для него исключением и брат короля – Филипп Орлеанский. За смелость в адрес особы королевских кровей Вольтер был отправлен в замок герцога де Сюлли.
«Чтобы узнать, кто властвует над вами, просто выясните, кого вам не позволено критиковать», – говорил Вольтер.
В ссылке молодой вольнодумец не терял время даром, он написал трагедию «Эдип», ставил спектакли. Замок был местом пребывания философа почти год, в 1717 году Вольтер покинул его стены и вернулся домой в Париж.
Новый виток вольнодумских приключений
В том же году Франсуа-Мари попал в Бастилию. На этот раз он замахнулся на самого короля. Малолетний Людовик XV и его регент попали под острый язык и горячее перо Вольтера. Философ и в данной ситуации проявил своё остроумие.
На допросах Аруэ отрицал свою причастность к высказыванию, а своих дознавателей заставил ползать по выгребным ямам. Он сказал им, что выбросил свои записи в отхожую яму. В самой главной тюрьме Франции вольнодумец пробыл 11 месяцев.
После выхода из Бастилии Франсуа-Мари Аруэ стал использовать псевдоним Вольтер. Бытует мнение, что это имя он придумал сам, поменяв местами слоги в названии небольшого города Эрво, рядом с которым располагалось его родовое гнездо. На французском языке название городка выглядит как «Airvault», если поменять местами слога, получится «Vaultair», в итоге получается «Voltaire».
Пьеса, написанная Вольтером в Бастилии, имела большой успех. В сатире философ обличал власть и религию. Тем не менее, после тюрьмы Франсуа-Мари стал более осторожным в плане своих речей, он критиковал аккуратно, не напрямую. Несмотря на это, всем было очевидно, кого высмеивает в своих произведениях Вольтер. Одна из его цитат звучит так:
«Торжество разума заключается в том, чтобы жить в мире с теми, кто разума не имеет».
После заключения Франсуа-Мари запрещалось жить в столице. Лишь в 1719 году, написав прошение, он смог вновь побывать в Париже. Это прошение он подписал уже своим новым именем Вольтер. В этот период времени умер Франсуа Аруэ старший. Наследство он завещал детям своего сына Франсуа-Мари, если они у него будут.
Отец считал сына недостойным представителем своей фамилии. Было и ещё одно условие получения наследства Вольтером – если он к 35 годам образумится и начнет вести правильную жизнь, став чиновником, но вольнодумец остался при своём мнении.
«Подумай, как трудно изменить себя, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других», – считал Вольтер.
Философия, женщины и другие приключения
Вольтер решил ещё раз наведаться в полюбившуюся Голландию. На этот раз он посетил эту страну в компании богатой вдовы, которая была рада вести с молодым философом интеллектуальные разговоры. Поездка состоялась в 1722 году.
По дороге, возможно, вследствие длительных разговоров с маркизой о религии, Вольтер написал «Послание к Урании», другое название этого произведения «За и против». В этом же году произошла и ссора Вольтера с Руссо из-за расхождений в религиозных вопросах. За взгляды на религию Вольтера ненавидела и церковь.
Франсуа-Мари верил в совершенно другое божество, не то, которое предлагает миру религия, не это обидчивое и мстительное, жестокое и карающее божество, а совершенно иное, доброе и светлое, миролюбивое. Вольтер придерживался деизма – философии, которая признает, что мир сотворил Бог, но отрицающей религию и все мистические явления.
В 1726 году между философом и дворянином Шабо возник конфликт. Вольтеру не понравилась фамильярность Шабо в отношении его персоны, и он не преминул высказаться на этот счет в свойственной ему манере. Помимо избиения, вольнодумец снова попал в Бастилию.
Когда философ вышел на свободу, его обязали покинуть родную страну, и он уехал в Англию. Как и в Голландии, на туманном Альбионе свободолюбивому человеку понравилось куда больше, чем во Франции, где действовали всевозможные законы, ограничивающие свободы гражданина.
Вольтер выучил местный язык, читал английских писателей, с некоторыми из них он познакомился лично. Французский философ восторгался английским театром, изучал трактаты местных мыслителей, ознакомился с трудами известного физика Ньютона.
В Англии Вольтер пробыл три года, но, узнав о смерти сестры, решил вернуться. Его известность распространилась далеко за пределы родной страны, да и заработать он успел неплохие деньги на издании своих новых произведений, одним из которых была «Генриада», высмеивающая религиозный фанатизм. Вернувшись на родину, мыслитель понял, что там ничего не изменилось. Религиозный фанатизм был так же силен, как и три года назад.
В 1730 году умерла давняя добрая подруга Вольтера – известная французская актриса Адриенна Лекуврёр. Церковь запретила хоронить Лекуврёр по христианским обычаям, так как религиозным деятелям претило то, как прожила свою жизнь актриса. Подругу мыслителя похоронили ночью на окраине Парижа в обычной яме. Вольтер запомнил это на всю жизнь. Никто не заступился за посмертную честь Адриенны, никто не вспомнил её заслуг, все боялись гнева церкви.
Вольнодумец смолчать не смог, он написал об этой трагедии поэму «Смерть мадемуазель Лекуврёр». Тем более, считалось, что актриса была отравлена. Этим произведением была обозначена новая глава противоборства Вольтера с действующей церковью во Франции.
Вся жизнь – борьба и насмешка
В 1731 году Вольтером была дописана «История Карла XII», ставшая фундаментальным трудом философа, обличающим абсолютную монархию, которая может быть опасна для страны и граждан. В 1733 году вышли в свет письма мыслителя об английской нации, которые подверглись жесткому неприятию со стороны церкви, также раскритикованной в них. Экземпляры этих писем сжигали на кострах.
Издателя, который выпустил в печать письма Вольтера, посадили в Бастилию. Сам автор еле успел выехать из страны. Зато такие меры вызвали большой интерес к письмам Вольтера, которые во Франции вышли под названием «Философские письма». Философ высмеивал в своих письмах и королей, и церковь, говоря об этом так:
«Заносчивыми титулами: Ваше Высочество, Превосходительство, Преосвященство одни земные черви наделяют других, таких же земных червей, заверяя их в том, что они являются почтительнейшими и бесчестно двоедушными, ничтожнейшими и покорнейшими их слугами».
Вольтер напишет ещё не одно произведение, обличающее все пороки и недостатки христианства. После смерти в 1743 году главного врага философа кардинала Флери, Вольтеру дали почетное звание члена французской Академии наук. В это же время мыслитель стал и членом российской Академии наук. Также он получил титул историографа Франции.
Некоторое время Вольтер даже состоял при королевском дворе, но, как обычно, из-за острословия философа случился конфликт и его отлучили. Зато он принял приглашение Фридриха II – прусского короля, с которым был уже давно знаком по переписке и лично. Но и с этим монархом он рассорился и вернулся на родину.
Вернуться в Париж философ не мог, там он нажил слишком много врагов, поэтому остановился в Швейцарии. В 1755 году случилось неслыханное по масштабам землетрясение в Португалии, почти уничтожившее столицу этого государства, отголоски которого добрались и до прибежища Вольтера.
Последствия этого стихийного бедствия были катастрофическими, большинство людей погибли в церквях, так как землетрясение началось во время утренней службы. Было разрушено множество храмов, церквей и часовен. Самое интересное, что трагедия произошла в крупный религиозный праздник – День всех святых.
По Европе поползли разговоры о жестокости христианского бога. У Вольтера же родились новые произведения «Кандид, или Оптимизм» и поэма «На бедствие в Лиссабоне». Естественно, мыслитель и здесь внес свою лепту по острословным насмешливым высказываниям, которую не оценили церковные деятели.
Вольтер купил себе несколько домов на границах Швейцарии и Франции, чтобы в случае необходимости иметь возможность быстро уехать из той или иной страны. Философу было уже за шестьдесят, но он продолжал работать, открыл часовую мануфактуру и даже построил церковь.
К Вольтеру приезжали за советом со всей Европы, он стал одним из самых известных и просвещенных людей своего времени. Тогда же он занялся и правозащитной деятельностью, защищая людей, пострадавших от религиозных гонений.
Вольтер прожил долгую жизнь. В 83 года он успел побывать в родном городе – Париже. К нему шли люди, почитающие его талант, сам же философ был уже тяжело болен. Сам Бенджамин Франклин посещал французского мыслителя. 30 мая 1778 года сердце великого гения перестало биться.
«Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить». (Вольтер)
Замечательные слова, с которыми я полностью солидарна и советую всем читателям прикоснуться к прекрасному – творениям остроумного интеллектуала Франсуа-Мари Аруэ де Вольтера.
На обложке: Фрагмент картины Мориса Кантена де Латура «Портрет Вольтера», 1736 год