Двухсерийная киноистория «Покровские ворота» по достоинству занимает место на первой полке в фильмотеке россиян. Армия поклонников у ленты прибывает после каждого просмотра.
Бесшабашный Костик, энергичная Маргарита Львовна, мастер «золотые руки» Савва Игнатьевич, меланхолик и романтик Хоботов – подобные персонажи знакомы каждому, кто жил в коммунальных квартирах. Для зрителей «Покровские ворота», так же, как для авторов – ностальгия по молодости, которая была трудной, безденежной, но такой счастливой!
Главный герой фильма
Скажите, кто, по-вашему, является главным героем фильма? Я уверена, что большинство читателей ответит, что основная роль в ленте принадлежит Косте Рюмину. Именно постаревший Костик берёт на себя роль рассказчика, произносит задушевные монологи в начале и в конце фильма, предаётся сентиментальным воспоминаниям. История начинается с того, что Костя приезжает учиться в Москву и поселяется в комнате своей любимой тётушки.
Костик участвует во всех ключевых событиях, примиряет соседей, знакомит артиста Велюрова с пловчихой Светланой, помогает сбежать Хоботову из больницы, дружит с загадочным Савранским… Искромётная игра Олега Меньшикова увлекает с первых минут и не отпускает до конца комедии.
Да, конечно, вы будете отчасти правы, он – важный персонаж. Но на мой взгляд, главный герой – это дом. Вспомните первые кадры. Огромные экскаваторы стирают с лица земли старое строение, чтобы возвести на его месте новую современную многоэтажку. А для автора дом – это гораздо больше, чем стены, окна, подъезды. В образе дома слились воедино все его жители, милые и не очень, мечты и чаяния, тревоги и надежды. Родной дом – часть жизни, которая для каждого имеет большое значение, независимо коммунальная это квартира или отдельное жильё.
А была ли коммуналка?
Когда фильм проникает в самое сердце зрителя, всегда хочется знать, а была ли история реальной? Понятно, что коммуналка в киноленте – обобщённый персонаж. Но основой что-то же послужило?
Со слов Леонида Зорина, написавшего элегическую пьесу «Покровские ворота», прототипом коммуналки стала квартира, в которой он жил, когда приехал учиться в Москву из Баку. Дом находится по адресу: Петровский бульвар, 13. Построен в 1917 году, сохранился по настоящее время, в здании располагается гостиница, нотариальная контора.
Сценарист признавался, что ничего не выдумал в пьесе, произведение – абсолютная автобиография. Вот только тётушки у Леонида в Москве не было. Комнату в коммуналке он арендовал. В 30-х годах прошлого века квартира принадлежала Ивану Смирнову, работнику московской юстиции.
Но в период борьбы с врагами народа он был репрессирован и расстрелян. Квартиру поделили на несколько комнат, в которые вселились прототипы будущих героев фильма. На момент написания пьесы многие жители коммуналки были живы. Поэтому из этических соображений, драматург решил слегка изменить факты.
Действие в пьесе и фильме происходит в 1958 году, а на самом деле это был 1948 год. Адрес дома перенесён непосредственно к Покровским воротам: Нащокинский переулок, дом 10. Кстати, его никто не сносил. Дом перестроили, он существует до сих пор. В фильме здание трёхэтажное. В настоящее время дом изменился в лучшую сторону: надстроили четвёртый этаж и ещё один балкон, выкрасили в голубой цвет. Дом старинный, ему более 200 лет, стоит на месте сгоревшего съезжего двора полицейской части.
Для создания особого эффекта, Михаилу Козакову нужны были кадры с разрушением дома. Он позвонил в коммунальную службу и выяснил, где можно такое заснять. Ему дали адреса зданий, располагавшихся между улицами Садовой-Триумфальной и Садовой-Каретной. Там и были проведены съёмки разрушения.
Жильцы знаменитой коммуналки
Если пьеса – автобиография, кто же на самом деле жил в прославленной коммунальной квартире? Персонаж Аркадий Велюров списан с известного куплетиста Илья Набатова. Он был виртуозным исполнителем сатирических песенок и придерживался правила: «утром пропечатали в газете, вечером появится в куплете».
Семейка Хоботовых – люди, действительно, имеющие отношение к литературе. Прообразом Маргариты Львовны стала Надежда Жаркова, переводчик с французского языка, а Льва Евгеньевича – литературный критик Борис Песис, работавший, как и В. Маяковский, в знаменитых «ОКНАХ РОСТА». Прототипом Саввы Игнатьевича стал второй муж Надежды Жарковой, человек, весьма далёкий от гуманитарных наук.
Так в каком доме снимали фильм?
У зрителей, которые изучают места съёмок «Покровских ворот», вызывает сомнение, на самом ли деле действие происходит на Нащокинском, 10. Ведь внутренняя лестница, входная дверь и некоторые другие детали в фильме и в доме совсем не похожи. Здесь есть свои нюансы. Все уличные сцены, связанные с домом, дворовыми играми в лото и шахматы, сцены с Савранским снимали в доме по Нащокинскому переулку. Для домашних сцен на «Мосфильме» был выстроен павильон в стиле коммунальной квартиры.
Такая вот интересная история создания фильма: рассказывается об одном месте, а снимается в другом. И заметьте, начало несоответствию положил Зорин! Но это мелочи, которые совсем не мешают получать удовольствие от просмотра комедии!