В каком доме снимали фильм «Покровские ворота»?

Искусство

Двухсерийная киноистория «Покровские ворота» по достоинству занимает место на первой полке в фильмотеке россиян. Армия поклонников у ленты прибывает после каждого просмотра.

Бесшабашный Костик, энергичная Маргарита Львовна, мастер «золотые руки» Савва Игнатьевич, меланхолик и романтик Хоботов – подобные персонажи знакомы каждому, кто жил в коммунальных квартирах. Для зрителей «Покровские ворота», так же, как для авторов – ностальгия по молодости, которая была трудной, безденежной, но такой счастливой!

Главный герой фильма

Скажите, кто, по-вашему, является главным героем фильма? Я уверена, что большинство читателей ответит, что основная роль в ленте принадлежит Косте Рюмину. Именно постаревший Костик берёт на себя роль рассказчика, произносит задушевные монологи в начале и в конце фильма, предаётся сентиментальным воспоминаниям. История начинается с того, что Костя приезжает учиться в Москву и поселяется в комнате своей любимой тётушки.

Костик участвует во всех ключевых событиях, примиряет соседей, знакомит артиста Велюрова с пловчихой Светланой, помогает сбежать Хоботову из больницы, дружит с загадочным Савранским… Искромётная игра Олега Меньшикова увлекает с первых минут и не отпускает до конца комедии.

Да, конечно, вы будете отчасти правы, он – важный персонаж. Но на мой взгляд, главный герой – это дом. Вспомните первые кадры. Огромные экскаваторы стирают с лица земли старое строение, чтобы возвести на его месте новую современную многоэтажку. А для автора дом – это гораздо больше, чем стены, окна, подъезды. В образе дома слились воедино все его жители, милые и не очень, мечты и чаяния, тревоги и надежды. Родной дом – часть жизни, которая для каждого имеет большое значение, независимо коммунальная это квартира или отдельное жильё.

Костя Рюмин. Кадр из фильма «Покровские ворота»
Костя Рюмин. Кадр из фильма «Покровские ворота»

А была ли коммуналка?

Когда фильм проникает в самое сердце зрителя, всегда хочется знать, а была ли история реальной? Понятно, что коммуналка в киноленте – обобщённый персонаж. Но основой что-то же послужило?

Со слов Леонида Зорина, написавшего элегическую пьесу «Покровские ворота», прототипом коммуналки стала квартира, в которой он жил, когда приехал учиться в Москву из Баку. Дом находится по адресу: Петровский бульвар, 13. Построен в 1917 году, сохранился по настоящее время, в здании располагается гостиница, нотариальная контора.

Сценарист признавался, что ничего не выдумал в пьесе, произведение – абсолютная автобиография. Вот только тётушки у Леонида в Москве не было. Комнату в коммуналке он арендовал. В 30-х годах прошлого века квартира принадлежала Ивану Смирнову, работнику московской юстиции.

Но в период борьбы с врагами народа он был репрессирован и расстрелян. Квартиру поделили на несколько комнат, в которые вселились прототипы будущих героев фильма. На момент написания пьесы многие жители коммуналки были живы. Поэтому из этических соображений, драматург решил слегка изменить факты.

Кадр из фильма «Покровские ворота»
Кадр из фильма «Покровские ворота»

Действие в пьесе и фильме происходит в 1958 году, а на самом деле это был 1948 год. Адрес дома перенесён непосредственно к Покровским воротам: Нащокинский переулок, дом 10. Кстати, его никто не сносил. Дом перестроили, он существует до сих пор. В фильме здание трёхэтажное. В настоящее время дом изменился в лучшую сторону: надстроили четвёртый этаж и ещё один балкон, выкрасили в голубой цвет. Дом старинный, ему более 200 лет, стоит на месте сгоревшего съезжего двора полицейской части.

Для создания особого эффекта, Михаилу Козакову нужны были кадры с разрушением дома. Он позвонил в коммунальную службу и выяснил, где можно такое заснять. Ему дали адреса зданий, располагавшихся между улицами Садовой-Триумфальной и Садовой-Каретной. Там и были проведены съёмки разрушения.

Жильцы знаменитой коммуналки

Если пьеса – автобиография, кто же на самом деле жил в прославленной коммунальной квартире? Персонаж Аркадий Велюров списан с известного куплетиста Илья Набатова. Он был виртуозным исполнителем сатирических песенок и придерживался правила: «утром пропечатали в газете, вечером появится в куплете».

Семейка Хоботовых – люди, действительно, имеющие отношение к литературе. Прообразом Маргариты Львовны стала Надежда Жаркова, переводчик с французского языка, а Льва Евгеньевича – литературный критик Борис Песис, работавший, как и В. Маяковский, в знаменитых «ОКНАХ РОСТА». Прототипом Саввы Игнатьевича стал второй муж Надежды Жарковой, человек, весьма далёкий от гуманитарных наук.

Так в каком доме снимали фильм?

У зрителей, которые изучают места съёмок «Покровских ворот», вызывает сомнение, на самом ли деле действие происходит на Нащокинском, 10. Ведь внутренняя лестница, входная дверь и некоторые другие детали в фильме и в доме совсем не похожи. Здесь есть свои нюансы. Все уличные сцены, связанные с домом, дворовыми играми в лото и шахматы, сцены с Савранским снимали в доме по Нащокинскому переулку. Для домашних сцен на «Мосфильме» был выстроен павильон в стиле коммунальной квартиры.

Такая вот интересная история создания фильма: рассказывается об одном месте, а снимается в другом. И заметьте, начало несоответствию положил Зорин! Но это мелочи, которые совсем не мешают получать удовольствие от просмотра комедии!

МУСАГЕТ
Добавить комментарий