«Умирающий лев» – в честь кого швейцарцы создали самый печальный памятник?

Искусство

В центре города Люцерн, который считается одним из самых живописных уголков Швейцарии, на берегу местного озера располагается скульптура, которую по праву называют самым печальным творением человека. Она изображает умирающего льва, из бока которого торчит стрела, а из раны медленно вытекают остатки жизни. Однако это изваяние появилось не просто так.

Оно отражало события далёкого прошлого, причём сам лев стал памятником тем, кто некогда самоотверженно сражался здесь, сохраняя верность долгу и проявляя поистине львиную смелость. История, которую «рассказывает» нам знаменитая скульптура, связана с трагическими событиями и судьбоносными событиями, происходившими во Франции, однако затронувшими и Швейцарию. Что же известно об «Умирающем льве» и истории, которая вдохновила его создателей?

Долг превыше жизни

История скульптуры «Умирающий лев» начинается в далёком 1792 году. Тогда ещё не было и речи о создании памятника, однако разворачивались события, в дальнейшем подтолкнувшие к возведению монумента. В ту пору революция во Франции бушевала уже третий год. Стараясь скрыться от разъярённой толпы, король Людовик XVI вместе со своей семьёй отправился в замок Тюильри. По сути, он добровольно устроил себе «домашний арест», под которым находился в Швейцарии – это место могло быть хотя бы относительно безопасным.

В швейцарской резиденции монарх находился под защитой своих гвардейцев-французов и небольшого отряда местной охраны, преимущественно состоящей из швейцарцев. Когда 10 августа начался штурм дворца, произошло то, чего Людовик не мог видеть даже в самом кошмарном сне. Его войско практически сразу предало монарха, перейдя на сторону повстанцев. На защиту короля выступили лишь швейцарские военные, охранявшие дворец. Разумеется, это был лишь небольшой отряд, однако каждый из солдат и офицеров решил до конца оставаться верным присяге.

Видя толпу, приближающуюся к замку и творящую бесчинства, Людовик XVI предпринял последнюю попытку предотвратить кровопролитие. Швейцарцам он отдал приказ: «Не стрелять!».

Джозеф-Сиффред Дюплесси «Портрет Людовика XVI», XVIII век Местонахождение: Музей Энгра, Монтобан, Франция
Джозеф-Сиффред Дюплесси «Портрет Людовика XVI», XVIII век
Местонахождение: Музей Энгра, Монтобан, Франция

Конечно, монарх предполагал, что это поможет избежать бойни, однако, по сути, обрёк своих защитников на верную смерть. Обезумевшая толпа, жаждущая крови, ворвалась во дворец. Бунтовщики не щадили ни женщин, ни детей. Разумеется, никто не стал церемониться с охраной короля – гвардейцев попросту растерзали ещё у входа в замок. Дворец был разграблен, а через некоторое время, бродя по опустевшим комнатам и залам Тюильри, Наполеон Бонапарт в потрясении скажет:

“Какое безумие! Как они могли позволить этой черни вломиться во дворец? Почему не расстреляли пушками несколько сотен? Остальные бы живо убрались со сцены”.
Жан Луи Безард «Гибель швейцарских гвардейцев при штурме дворца Тюильри», около 1832 года Местонахождение: Музей Карнавале, Париж, Франция
Жан Луи Безард «Гибель швейцарских гвардейцев при штурме дворца Тюильри», около 1832 года
Местонахождение: Музей Карнавале, Париж, Франция

Замысел отставного офицера

Памятник «Умирающий лев» был создан в память о тех швейцарцах, которые отдали жизнь за французского короля. Они погибли, но остались верны своему долгу и данному слову. Карл Пфюффер был инициатором создания такой скульптуры. Примечательно, что он был одним из тех гвардейцев, которые находились на службе в замке. Однако в тот роковой день он находился в отпуске, а потому сумел избежать печальной участи своих товарищей.

В 1801 году Карл подал в отставку и возглавил Люцернское общество искусств. Именно тогда Пфюффер и сумел реализовать свой замысел. Правда, с возведением памятника пришлось повременить. В ту пору швейцарские земли находились под контролем Франции, а Наполеон явно не одобрил бы такой проект. Однако в 1813 году, когда расстановка сил вновь изменилась, мастера приступили к работе. Сначала долго проходил конкурс проектов, и лишь в 1818 году идея была обнародована, получив поддержку людей.

Бертель Торвальдсен, Лукас Ахорн «Умирающий лев», 1818-1821 годы Местонахождение: Люцерн, Швейцария
Бертель Торвальдсен, Лукас Ахорн «Умирающий лев», 1818-1821 годы
Местонахождение: Люцерн, Швейцария

Неповторимое творение

Немало времени отставной гвардеец потратил на поиски скульптора, который сумел бы воплотить в жизнь проект. В итоге в Швейцарию был приглашён известный датский мастер Бертель Торвальдсен. Он очень точно понял замысел Пфюффера, однако решил изобразить не мёртвого льва, а умирающего зверя. Швейцарский скульптор Лукас Ахорн сумел виртуозно высечь из скалы фигуру могучего животного. Торвальдсен, который в следующий раз посетил Швейцарию уже через десяток лет, восхитился творением, отметив:

“Памятник швейцарским гвардейцам будет известен более других, и ни время, ни беспощадная погода не смогут этому помешать”.

Скульптура не только передаёт в точности невероятно печальную картину, но и позволяет нам увидеть некоторые символы. Возле лап льва лежит копьё – символ воина, а лапы зверя закрывают французскую лилию. Это воплощение мужества и верности долгу, которые продемонстрировали швейцарцы, защищая французского монарха. Кроме того, рядом с головой льва лежит щит с крестом – своего рода символ Швейцарии, гордостью которой оказались павшие гвардейцы. Над нишей в скале, где находится лев, выбита надпись “HELVETIORUM FIDEI AC VIRTUTI” – «Верности и отваге швейцарцев».

Возле лап льва лежит копьё - символ воина, а лапы зверя закрывают французскую лилию
Возле лап льва лежит копьё – символ воина, а лапы зверя закрывают французскую лилию

«Умирающий лев» – действительно одна из самых необычных и печальных скульптур, созданных человечеством. Многие известные личности восхищались проникновенностью изваяния. Завершить историю об этом творении хочется словами Александра Герцена:

“В Люцерне есть удивительный памятник, высеченный в дикой скале. Во впадине лежит умирающий лев; он ранен насмерть, кровь струится из раны, в которой торчит обломок стрелы; он положил молодецкую голову на лапу, он стонет, его взор выражает нестерпимую боль; кругом пусто, внизу пруд; всё это задвинуто горами, деревьями, зеленью”.

На обложке: Скульптура «Умирающий лев» / © Andrew Bossi / ranker.com

МУСАГЕТ
Добавить комментарий