Трехтомник «Мертвые души» – как Н.В. Гоголь задумал написать роман?

Искусство

Современники Гоголя называли поэму «Мертвые души» русской «Одиссеей». А люди XXI в. воспринимают сюжет актуальным и современным. По легенде сюжет книги Гоголю подсказал Пушкин, посоветовав написать «серьезное произведение, чтобы показать читателю, что представляет собой Россия нынешняя».

Но гениальный Гоголь описал не просто «нынешнюю Россию», он связал сюжет с античными произведениями и в то же время заглянул в будущее. Увы, мы можем прочитать лишь первый том. Второй том автор сжег, а о третьем практически ничего неизвестно.

Том первый: поэма, плутовской роман или лирическая повесть

Кажется, любое произведение, выходящее из-под пера Н.В. Гоголя, превращалось в целый мир. Сейчас бы мы это назвали «вселенной Гоголя». Сборник рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки» стал одним огромным мифом о Малороссии, отсылки к которому позднее встречаются у всех украинских писателей.

В 1835 г. Гоголь задумал лирическую повесть о приключениях скупщика мертвых душ. Как и «Ревизор», Гоголь начал писать «Мертвые души» с подсказки А.С. Пушкина. Поэт посоветовал другу «поездить по России», чтобы «описать российскую действительность и вывести множество характеров».

Сама история о помещике, который закладывал в казну мертвые души как живые, не нова для современников Гоголя. Эта была достаточно распространенная мошенническая схема. Интересно, что в то время Чичикова воспринимали как отрицательного персонажа. Когда мы в школе в 90-е гг. обсуждали поэму, Чичиков воспринимался уже совсем по-другому. Такой предприимчивый мошенник, безобидный жулик. Сколько таких «чичиковых» в 90-е появилось…

Платон Александрович Белецкий «Гоголь в дороге», 1952 год Местонахождение: Музей Н.В.Гоголя, Великие Сорочинцы, Украина
Платон Александрович Белецкий «Гоголь в дороге», 1952 год
Местонахождение: Музей Н.В.Гоголя, Великие Сорочинцы, Украина

История о мошеннике, которого принимают за благонамеренного и дельного человека, дает Гоголю идею «переквалифицировать» повесть в плутовской роман. О том, что «сюжета хватит на целый роман и, кажется, история будет смешной», Гоголь пишет Пушкину. По воспоминаниям современников, поэту хватило первых трех глав, чтобы от смеха перейти к печальному выражению лица и воскликнуть: «Боже! Как же грустна наша Россия!». После этого Гоголь снова переосмыслил сюжет и в следующих главах перемежал грустные моменты с комичными.

В 1836 г. Гоголь написал Жуковскому, что «сместил центр произведения». Россия больше не являлась фоном, «вся Русь» стоит в центре сюжета, а главный герой – «личность» страны. Автор поменял и жанр произведения – «Мертвые души» стали поэмой.

Ильяс Сайярович Айдаров «Николай Васильевич Гоголь», 2013 год
Ильяс Сайярович Айдаров «Николай Васильевич Гоголь», 2013 год

В 1837 г. Гоголь уехал в Италию. Он тяжело переживал гибель Пушкина. Хотя работа над поэмой шла тяжело, Гоголь обещал себе закончить произведение. Завершение и издание «Мертвых душ» автор считал духовным заветом, исполнением воли погибшего друга.

В 1839 г. Гоголь вернулся в Россию и прочитал рукопись своим друзьям. Те посоветовали внести несколько правок, касающихся сатирической части поэмы и особенно «Повести о капитане Копейкине» в X главе. В ней писатель раскрывает бездушность бюрократического аппарата государства, алчность чиновников, злоупотребление властью, царский произвол. Гоголь не хотел полностью убирать эту часть, но, чтобы пройти цензуру, «приглушил» обличительные моменты.

В 1841 г. поэма была готова к печати, но еще год писатель боролся с цензурными препонами. Гоголя, как и после выхода «Ревизора», обвиняли в ненависти к России. В 1842 г. книгу наконец-то напечатали. Но чтобы перенаправить внимание читателя на приключения Чичикова, а не на проблемы России, по требованию цензоров Гоголь должен был сменить название.

В печать поэма вышла под названием «Похождение Чичикова, или Мертвые души». Мне нравится, как Николай Васильевич вышел из сложной ситуации. Он сам взялся за оформление обложки и крупными буквами написал «Мертвые души», а сверху мелко – «Похождения Чичикова».

Пётр Михайлович Боклевский «Павел Иванович Чичиков» Иллюстрация к поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души»
Пётр Михайлович Боклевский «Павел Иванович Чичиков»
Иллюстрация к поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души»

Второй том: уничтожение оригинала

Есть много легенд о том, почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ». Нередко слышала мнение, что продолжение получилось слабым, автору не понравилось и т.п. На самом деле, Гоголь почти изначально задумывал трехтомник, так что «разложил» сюжет сразу в три «корзины». Более того, по мере написания первого тома он переосмыслил свою задачу. Он хотел написать не только о том, что «затемняет идеал», но и «показать этот идеал».

Гоголь начал работу над вторым томом в 1840 г. и трудился над ним 10 лет. Второй том должен был стать своеобразным «чистилищем» для героев. В продолжении появляются положительные герои (в первой части таковых не было), а старые персонажи переосмысливают свои неблаговидные поступки.

В конце февраля 1852 г. Гоголь трижды умолял трех разных людей взять у него на хранение только что переписанные набело в единственном экземпляре восемь тетрадей второго тома «Мертвых душ». Однако никто не хотел брать на себя такую ответственность (я, правда, не понимаю, почему). Тогда Гоголь позвал своего крепостного мальчика, велел ему растопить камин, и кинул в огонь одну за одной все восемь тетрадей. Автор смотрел на горящую рукопись, повторяя: «Недоброе дело мы сделали». Случилось это за неделю до смерти писателя.

В черновиках сохранились семь глав из одиннадцати. Для читателя так и осталось загадкой, чем же должна была закончиться вторая часть. Своему другу графу Толстому Гоголь признался, что уничтожил рукопись, потому что не смог найти правдоподобного объяснения мотивам героев, которые должны были «очиститься».

Михаил Петрович Клодт «Конец «Мёртвых душ» (Гоголь сжигает рукопись), 1887 год Местонахождение: Музей-заповедник Абрамцево, Россия
Михаил Петрович Клодт «Конец «Мёртвых душ» (Гоголь сжигает рукопись), 1887 год
Местонахождение: Музей-заповедник Абрамцево, Россия

Что было бы в третьем томе можно только гадать. Гоголь задумывал в заключительной части показать пути возрождения героев. Но записей о сюжете практически не было. К сожалению, Гоголь сумел воплотить свой гениальный замысел только на треть, но даже первый том «Мертвых душ» почти два столетия является шедевром русской литературы.

На обложке: Фрагмент картины Ильи Ефимовича Репина «Гоголь сжигает рукопись второй части «Мёртвых душ», 1909 год. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий