«Танцевать, теща!» – как снимали фильм «Родня»?

Искусство

Одновременно смешной и драматичный фильм Никиты Михалкова «Родня» – это классика, которую я готова пересматривать раз за разом и точно знаю, что мне не надоест.

Целая плеяда талантливых ярких актеров, история, написанная специально под неповторимую Нонну Мордюкову, эпизоды, отыгранные так, будто смотришь отдельное короткометражное кино. А еще ностальгия по безвозвратным 80-м.

Место съемок – Украина

Режиссер Никита Михалков не сразу определился с местами съемок. По сюжету Маруся – героиня Нонны Мордюковой – приезжает из деревни в город к дочери. Михалков искал подходящую локацию не только возле Москвы, но даже в Молдавии и Западной Украине. Подходящий вариант предложил Виктор Мережко, написавший сценарий для фильма. «Езжай лучше в наш город, не пожалеешь», – говорил он о Днепропетровске, где жил его брат.

Так, главные сцены фильма были сняты в Днепропетровске. Причем, один эпизод мог сниматься в совершенно разных местах (как часто бывает в кино). Например, в середине картины есть сцена, в которой Нонна Мордюкова приходит на свидание в парк Шевченко, а выходит уже из парка им. Лазаря Глобы (Чкалова). Вид из квартиры дочери главной героини пришлось переснимать в Киеве, т.к. через окна днепропетровской квартиры в кадр попал секретный завод Южмаш.

На Южном вокзале снимали эпизод с призывниками. Приезжала героиня Мордюковой в начале картины на станцию села Сурско-Литовское, расположенного недалеко от Днепропетровска. Только «ресторанные зарисовки» снимались в подмосковном Пущино.

Главные сцены фильма «Родня» (1981 год) были сняты в Днепропетровске
Главные сцены фильма «Родня» (1981 год) были сняты в Днепропетровске

Как Нонна Мордюкова попросила для себя фильм

Думаю, я не единственная, кто считает Нонну Мордюкову явлением уникальным в нашем кино. Это актриса, под которую пишутся не просто роли, а целые фильмы. И «Родня» исключением не стала.

Мордюкова только закончила тяжелейшие съемки в драме «Трясина» и хотела «залечить душу» легкой комедией. Тогда она обратилась к драматургу Виктору Мережко, с кем была давно знакома. О чем придумывать фильм, Мережко не знал. Сюжет подкинула внезапно приехавшая теща, шумная женщина с химзавивкой и металлическими зубами. Режиссера тоже подобрала Мордюкова, посчитав, что комедию с ней должен снять непременно Никита Михалков.

Приезжала героиня Мордюковой в начале картины на станцию села Сурско-Литовское
Приезжала героиня Мордюковой в начале картины на станцию села Сурско-Литовское

Несмотря на то, что актриса фактически сама выбрала сценариста и режиссера, она чуть было не покинула картину в первый съемочный день. Мордюковой не понравился образ, который придумали для нее Мережко и Михалков. Они видели Марусю эдакой деревенской бабой с «золотыми» зубами, а актриса пришла на каблуках, с прической и макияжем. Только после угроз Михалкова взять на главную роль подружку-соперницу Римму Маркову темпераментная Мордюкова уступила.

Однако на этом разногласия между актрисой и режиссером не закончились. Нонна Мордюкова, конечно, гениальна, но и Михалков талантом не обделен. Чтобы снять хорошую картину, он требовал от всех актеров, даже от народных артисток, полной отдачи. Во время съемок финального эпизода на вокзале Михалков дубль за дублем гонял Мордюкову по перрону.

Актриса должна была нести тяжелый чемодан и одновременно отыгрывать тоску по мужу. Режиссер то предлагал «подложить камней в чемодан», чтобы актриса правдоподобнее его тащила, то показывал, как нужно «искать свою надежду, мужа Ваню». Мордюкова, дабы не ударить лицом в грязь перед молодыми актерами, отшучивалась: «Никитка, лапочка моя, «приступил к получению» такого выражения лица, которого у меня еще ни в одном фильме не было». Но потом общалась с режиссером только через посредника, оператора Павла Лебешева. Лишь к концу съемок Михалков и Мордюкова помирились.

Никита Михалков во время съёмок немало погонял Нонну Мордюкову по перрону с чемоданом, из-за чего актриса обиделась на режиссёра
Никита Михалков во время съёмок немало погонял Нонну Мордюкову по перрону с чемоданом, из-за чего актриса обиделась на режиссёра

Съемочная группа в эпизодических ролях

В фильме были задействованы актеры, которые позже стали мэтрами российского кино. Так, «Родня» стал вторым фильмом Олега Меньшикова. За плечами Светланы Крючковой, сыгравшей дочь главной героини, хоть и было уже 10 лет актерской работы, но тягаться с Михалковым и Мордюковой она не решалась. Позже актриса рассказывала, что ей тоже не нравился придуманный для нее образ, но спорить с режиссером тогда даже не думала.

Самая запоминающаяся сцена фильма для меня – это танец тещи и зятя в ресторане, блестяще исполненный Нонной Мордюковой и Юрием Богатыревым. Актриса настолько вошла в роль, что после одной из репетиций попала в больницу с сердечным приступом. Но уже через 3 дня снова приступила к работе.

Эти сцены снимали в настоящем ресторане, которой был только что построен и еще не открылся для посетителей. А потому роли обслуживающего персонала сыграли не настоящие повара и официанты, а члены съемочной команды. Режиссер, художник-постановщик и оператор стали работниками заведения, а ассистент режиссера переоблачилась в мужской костюм, приклеила усы и стала официантом.

Самая запоминающаяся сцена фильма – это танец тещи и зятя в ресторане
Самая запоминающаяся сцена фильма – это танец тещи и зятя в ресторане

Я думаю, фильм «Родня» любим в первую очередь за реалистичность. В нем все, как в жизни. Не зря Нонна Мордюкова, озвучивая свое актерское кредо, всегда говорила:

«Я играю одну роль всю жизнь, а героиня моя – это народ».

Вот и фильм об одной семье стал по-настоящему народным.

На обложке: Нонна Мордюкова в фильме «Родня», 1981 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий