Такое печальное «Горько!» – что мы видим на картине «Боярский свадебный пир»?

Искусство

Честно признаться, не люблю подолгу рассматривать картины – обычно хватает первого впечатления и основных образов. Но в случае с «Боярским свадебным пиром» Константина Маковского пришлось сделать исключение – это произведение «затягивает» в себя, причём каждая деталь, каждое лицо на нём рассказывает нам свою историю. Здесь не грех и задержаться перед полотном, изучая всех его персонажей.

Маковского недаром называют мастером исторической живописи. В его подаче сюжеты, связанные со стариной и прежними временами, «оживают», наполняясь динамикой и яркими красками. «Боярский свадебный пир» – одна из самых известны картин мастера. В первую очередь, впечатляют её размеры (231 на 391 сантиметр), но дело вовсе не в них. Рассматривая героев, изображённых Маковским, мы узнаём особенную историю. Свадьба в этой подаче – не просто весёлое торжество. Здесь есть место и печали, и самой настоящей драме. Итак, что же известно о необыкновенном полотне мастера?

Реалист и романтик

Константин Маковский по праву признан одним из самых известных русских живописцев. Он всегда придерживался принципов реализма и выступал против академической сдержанности в искусстве. Маковский считал, что художник – это человек, который изображает действительность, и никакие рамки не должны ему мешать. Его наставниками были известные мастера.

Одним из учителей Маковского стал Карл Брюллов. В пору обучения у него Константин Егорович понял, что неоклассицизм ему не так интересен, как романтизм. Уже тогда, в молодые годы, закладывался неповторимый и узнаваемый стиль автора. О себе Маковский говорил:

«Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству».

Но, на мой взгляд, именно эта любовь к жизни и позволяла Константину Егоровичу создавать поразительные картины, истинные шедевры, на которых так много символов, эмоций, переживаний и чувств. Пример тому – «Боярский свадебный пир».

Константин Егорович Маковский «Автопортрет», 1856 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Константин Егорович Маковский «Автопортрет», 1856 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Создание шедевра

Эту картину за рубежом называют «Русской свадьбой», что не совсем верно – речь ведь идёт не о крестьянском празднике. Приступая к работе над своей картиной, Маковский приглашал позировать многих аристократов. «Но где же он брал костюмы?» – спросите вы. К тому времени в костюмерной художника уже скопилось немало нарядов, а потому недостатка в убранстве он точно не испытывал. Как отмечал его сын:

«Отец собирал отечественную старину по преимуществу: сарафаны, душегрейки, шушуны, кокошники и кички, разубранные жемчужным плетением… ювелирные изделия с алмазами и стекляшками на разноцветной фольге, серьги, пуговицы, опахала… Обрывками старинных материй были набиты тяжелые комоды…»
Константин Егорович Маковский «Боярский свадебный пир», 1883 год Местонахождение: Хиллвуд-Эстейт, Вашингтон, США
Константин Егорович Маковский «Боярский свадебный пир», 1883 год
Местонахождение: Хиллвуд-Эстейт, Вашингтон, США

Картина – написанная и живая

При этом Маковский детально изучал историю – он хотел, чтобы изображённый им период полностью соответствовал духу того времени. Своим произведением он хотел перенести людей в прошлое, позволить ощутить «дыхание старины». Нередко Маковский устраивал театральные вечера, и тогда перед художником появлялись живые картины с участием многих его приятелей. Постановка «Боярского свадебного пира» состоялась в 1883 году – как раз тогда, когда Маковский завершил работу над написанной картиной. Живая же картина демонстрировалась императору Александру III.

К «Боярскому свадебному пиру» Константин Егорович относился с особым трепетом. Он отказался представить произведение на выставке передвижников, из-за чего многие коллеги обиделись на мастера. Когда же Павел Третьяков предложил купить эту работу, Маковский потребовал за неё 20 тысяч рублей – это было не по карману коллекционеру. В итоге полотно было приобретено американским ювелиром Чарльзом Шуманом.

Живая картина «Боярский свадебный пир» / © Андрей Осипович Карелин, 1883 год
Живая картина «Боярский свадебный пир» / © Андрей Осипович Карелин, 1883 год

Жених и невеста

На картине «Боярский свадебный пир» Константин Маковский изобразил кульминационный момент торжества – произнесение тоста в честь жениха и невесты. Молодожёны находятся в правой стороне картины. Жених представляет гостям свою избранницу, впервые увидев её лицо неприкрытым.

Как вы понимаете, именно сейчас прозвучало: «Горько!». Отведав «горького» вина, жених должен поцеловать невесту, добавив сладости поцелуем. Правда, сама девушка выглядит печальной и смущённой. Ничего удивительного – в ту пору никто не спрашивал у невесты желания выйти замуж за того, кого выбирали её родители. Поскольку на картине мы видим бояр, то, несомненно, брак этот выгоден двум влиятельным родам. О любви же речь не шла.

Кульминационный момент торжества – произнесение тоста в честь жениха и невесты, за которым должен последовать поцелуй
Кульминационный момент торжества – произнесение тоста в честь жениха и невесты, за которым должен последовать поцелуй

Особенные персонажи

Рядом с женихом и невестой находится сваха, которая подталкивает девушку к её будущему супругу – мол, не робей, ответь на поцелуй. А в левом верхнем углу мы можем заметить немолодую женщину, которая в печальной задумчивости смотрит на молодожёнов. Это – няня невесты, и ей, конечно, жаль свою воспитанницу.

Совсем иначе на пару, которая вот-вот поцелуется, глядит девушка в центре. В её глазах – неприкрытая зависть. Вероятно, она влюблена в красавца-жениха, а потому со злостью глядит на его избранницу. Уж этой особе всё пиршество, устроенное здесь, явно не в радость, но изменить уже ничего нельзя.

Но если все гости поглощены зрелищем, которое вот-вот развернётся на их глазах, все ждут поцелуя, то одна гостья совершенно равнодушна к главной паре торжества. Это – женщина, сидящая рядом с той самой завистницей. Боярыня так увлечена беседой с мужчиной напротив, что не интересуется ничем происходящим вокруг. Судя по сходству цветов нарядов, это вполне может быть её супруг, и в этом случае мы видим пример счастливой семейной пары.

Вероятно, эта девушка влюблена в красавца-жениха, а потому со злостью глядит на его избранницу
Вероятно, эта девушка влюблена в красавца-жениха, а потому со злостью глядит на его избранницу

Вот такие интересные истории жизни самых разных людей нам рассказывает картина Маковского «Боярский свадебный пир». Автор действительно сумел создать живую картину, наделив каждого персонажа яркими чувствами и эмоциями и продемонстрировав нам людей со своими радостями, надеждами и слабостями, а главное – совершенно живых персонажей.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий