«Святочное гадание» Николая Пимоненко – что девушки пытаются увидеть на стене?

Искусство

Известный русский живописец Николай Пимоненко по праву считается мастером жанровых сцен. Он родился и вырос в Киевской губернии, а потому картины, изображающие жизнь Малороссии, в исполнении Пимоненко отличаются особенным колоритом. Пример тому – «Святочное гадание». Эта картина является истинной «жемчужиной» в творческом наследии Николая Корнильевича.

Увидеть её можно в Государственном Русском музее, где есть и другие интересные работы Пимоненко. Но почему я решила обратить внимание именно на это полотно? Дело в том, что здесь сплетаются мастерство живописца и иллюстрация старинных народных традиций. Пимоненко с виртуозной точностью и живостью демонстрирует нам жизнь народа Малороссии. Что же нам открывает «Святочное гадание»? И что разглядывают на стене девушки, которых написал Пимоненко?

Мастер жанровых сцен

Николай Корнильевич Пимоненко родился неподалёку от Киева в семье иконописца. От отца он перенял талант, и даже сам хотел пойти по стопам родителя, однако увлёкся изображением жанровых сцен. Надо признать, здесь Пимоненко действительно виртуозен.

Начав свой творческий путь с вольнослушателя Академии художеств, Николай Корнильевич в дальнейшем стал академиком этого учреждения. Его произведения появлялись на международных выставках в Берлине, Париже, Мюнхене.

Николай Корнильевич Пимоненко «Автопортрет», 1886 год Местонахождение: Национальный художественный музей, Киев, Украина
Николай Корнильевич Пимоненко «Автопортрет», 1886 год
Местонахождение: Национальный художественный музей, Киев, Украина

Святки и гадание

Я хочу заметить, что меня особенно впечатляет мастерство Пимоненко передавать малейшие детали и эмоции людей, что особенно важно в жанровой живописи. Очень ярко это нам иллюстрирует «Святочное гадание», о котором и пойдёт речь. Это творение Николая Пимоненко буквально переносит нас в прошлое. Картина была написана в 1888 году, однако сюжет, изображённый на ней, мог относиться и к более раннему времени.

Одно только название картины ясно указывает нам, что время действия – Святки. Эта пора считалась волшебной. В старину славяне верили, что во время Святок человеку может открыться его судьба, а потому часто устраивались гадания. Конечно, наиболее популярными эти занятия были у молодых девушек. Часто юные красавицы задавали вопрос, скоро ли встретят своего суженого и выйдут замуж.

Интересно, что на своём полотне Пимоненко как раз продемонстрировал нам момент из такого удивительного старинного святочного гадания. Согласно традиции, следовало расплавить воск и налить его в чашу с водой. Когда он застывал, полученную форму доставали из ёмкости и старались рассмотреть. На картине «Святочное гадание» мы видим именно этот, самый волнующий и, можно сказать, кульминационный момент ворожбы.

Но вы можете заметить, что девушки смотрят не столько на воск, сколько на стену. Всё верно – Пимоненко здесь тоже показал, что гадающие должны были подсветить свечой восковую фигурку, чтобы та отбросила тень.  Народ верил, что в увиденном силуэте можно рассмотреть профиль будущего жениха. Потому-то девушки на картине так внимательно вглядываются в тень на стене – а вдруг приметится что-то знакомое.

Сразу после святочных гаданий на Руси девушки устраивали посиделки с чаем и песнями. Напевая народные песни, они занимались вышивкой или ткачеством. Многие из них мечтали о будущем счастье и, конечно, размышляли, верно ли углядели своего суженого. К слову, свадьбы проводились почти через год после гаданий. По осени, когда урожай был собран, люди могли отдохнуть от тяжёлых работ в поле, а потому устраивались торжества и гуляния.

Николай Корнильевич Пимоненко «Святочное гадание», 1888 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Николай Корнильевич Пимоненко «Святочное гадание», 1888 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Образы картины

Но как же Николаю Пимоненко удалось так ярко изобразить момент святочного гадания? Давайте взглянем на саму картину – она даст нам ответ на этот вопрос. Итак, что привлекает внимание в первую очередь? Конечно, лица девушек. Заметно, что они заинтригованы гаданием, но воспринимают его как некую игру – обе красавицы улыбаются. Поразительно живо Пимоненко передал свежесть и очарование крестьянских девушек. У них очень светлые приятные лица с мягкими чертами.

Рассматривая картины, на которых написаны люди, я часто стараюсь представить, какие характеры у изображённых персонажей. В случае со «Святочным гаданием» всё очень просто. Не вызывает сомнений то, что обе красавицы добрые и задорные. И, конечно, перед нами – лучшие подруги. Согласитесь, таким делом, как гадание, с неприятной особой заниматься не будешь. Кроме того, в некотором роде это магический обряд, раскрытие чего-то сокровенного, а потому каждая девушка хотела, чтобы рядом с ней была соратница и добрая подруга.

Лица девушек очень живые, светлые и приятные, с мягкими чертами
Лица девушек очень живые, светлые и приятные, с мягкими чертами

Интересные детали

Крайне живописна окружающая обстановка. И хотя основное внимание художник сконцентрировал на руках девушек и стене (чтобы намекнуть нам на суть гадания), стоящий справа кувшин тоже добавляет колорита. Благодаря такому, казалось бы, незначительному элементу, мы понимаем, что дело происходит в сельском доме, где живёт крестьянская семья.

Не менее интересная деталь – наряды изображённых красавиц. Они в ярких юбках, вышитых рубашках, а на шее у каждой – цветные бусы. Все эти элементы указывают нам на праздничную обстановку. Конечно, повседневный костюм крестьянки был гораздо скромнее, но ради Святок девушки решили принарядиться и надеть украшения.

Незатейливые предметы быта указывают, что действие происходит в крестьянской избе
Незатейливые предметы быта указывают, что действие происходит в крестьянской избе

И напоследок хочу сказать о самом главном элементе, так сказать, «изюминке» Николая Пимоненко в картине «Святочное гадание». Как думаете, что это? Конечно, свет. Игра света и тени здесь передана просто потрясающе. На картине изображена свеча, да ещё и в момент гадания, а потому автор постарался добавить некоего мистицизма. И хотя никаких таинственных теней мы не видим, становится ясно, что проводимый обряд – далеко не для каждого. С этим связаны и выражения лиц, взгляды девушек. Они настолько увлечены своим делом, что кажется, будто мы подсматриваем за ними.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий