«Свадьба в Ледяном доме» – как сложилась жизнь героев картины Якоби?

Искусство

Произведения искусства, посвящённые событиям прошлого, помогают нам лучше понять людей и нравы определённых эпох. Однако во все времена существовали весьма жестокие забавы, которым нередко предавались правители – именно об этом нам и «рассказывает» картина Валерия Якоби «Свадьба в Ледяном доме» («Ледяной дом»).

Эта работа стала одной из самых известных среди творений Якоби. Удивляться здесь нечему – «Свадьба в Ледяном доме» открывает нам жуткие моменты прошлого нашей страны. Эта картина переносит нас во времена правления императрицы Анны Иоанновны. Кошмарная забава правительницы продемонстрирована максимально ярко и живописно. Что же мы видим на ней? И какими были судьбы людей, изображённых на полотне Якоби?

Связь истории и живописи

Масштабность работ Валерия Ивановича Якоби уступает творческому наследию его коллег (например, Перова или Крамского). Тем не менее, его картины невозможно забыть. Якоби был сторонником исторической живописи. Сюжеты ему подсказывало прошлое, причём в воплощении живописца эти моменты приобретают особенную эмоциональную окраску. Пройти мимо знаменитой жестокой забавы императрицы Анны Иоанновны Якоби просто не мог – именно так родилась картина «Свадьба в Ледяном доме».

Это произведение было написано в 1878 году. Как вы понимаете, очевидцем тех далёких событий Якоби не являлся, однако художник ознакомился со множеством исторических источников, раскрывающих особенности нравов при дворе Анны Иоанновны.

Императрица тратила огромные суммы на различные увеселения, празднества, маскарады. Несмотря на это стремление к весёлой жизни, Анна Иоанновна была очень жёстким (я бы даже сказала – жестоким) человеком. Одним из любимых увлечений правительницы была стрельба по пролетавшим мимо дворца воронам. Впрочем, в «Ледяном доме» речь идёт вовсе не о воронах.

Валерий Иванович Якоби - русский живописец, профессор, академик, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, 1875 год
Валерий Иванович Якоби – русский живописец, профессор, академик, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, 1875 год

Жуткие развлечения

Человеку, далёкому от отечественной истории, может показаться, будто Якоби в значительной степени преувеличил, а то и вовсе выдумал то, что изобразил на своём полотне. Однако всё, отражённое живописцем, происходило на самом деле. Ледяной дом был построен в честь десятилетнего юбилея правления Анны Иоанновны. Кроме того, его строительство было связано с потешной свадьбой – шут – князь Голицын женился на шутихе Бужениновой. Современник императрицы Георг Крафт так описывал Ледяной дом:

“Самый чистый лед, наподобие больших квадратных плит, разрубали, архитектурными украшениями убирали, циркулем и линейкою размеривали, рычагами одну ледяную плиту на другую клали и каждый ряд водою проливали, которая тотчас замерзала и вместо крепкого цемента служила. Таким образом, через краткое время построен был дом… Напереди перед домом стояло шесть ледяных точеных пушек. Из оных пушек неоднократно стреляли, в том же ряду у ворот стояли два дельфина. Сии дельфины с помощию насосов огонь от зажженной нефти из челюстей выбрасывали, что ночью приятную потеху представляло”.
Луи Каравак «Портрет императрицы Анны Иоанновны», 1730 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Луи Каравак «Портрет императрицы Анны Иоанновны», 1730 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Князь и шутиха

Масштаб действительно был царским, но, как я уже заметила, всё оказалось далеко не так невинно. Ледяной дом был не просто украшением, а своеобразным местом «казни» двух людей, которые выступали в роли жениха и невесты. Князь Михаил Голицын изначально вовсе не был шутом.

После смерти первой супруги он выехал за границу, где женился во второй раз, приняв католичество. Князь не придал значение переходу в иную веру, но именно этот шаг стал для него роковым. Узнав о поступке Голицына, Анна Иоанновна отозвала его в Россию. Брак был признан незаконным, а Михаил Голицын превратился в придворного шута.

О калмычке Бужениновой известно совсем мало. Она происходила из простой семьи. В услужение к императрице попала женщина из-за какого-то дефекта, что особенно ценилось среди шутов. Кстати, фамилия «Буженинова» на самом деле была прозвищем – шутиха мазала лицо салом.

Валерий Иванович Якоби «Свадьба в Ледяном доме», 1878 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Валерий Иванович Якоби «Свадьба в Ледяном доме», 1878 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

А теперь взгляните на картину. На полотне «Свадьба в Ледяном доме» мы видим веселящуюся толпу, ряженых, которые поют и танцуют. В левой части можно увидеть жениха и невесту. Они единственные из всей праздничной «своры», кому совсем не до веселья. Заметно, насколько им холодно, а ведь императрица приказала праздновать свадьбу и ночевать в этом самом доме, построенном из одного только льда.

Несомненно, Анна Иоанновна была уверена, что к утру найдёт лишь мёртвые тела людей, предназначенных для развлечения. Посмотрите на Голицына и Буженинову. Якоби придал их коже холодный синеватый цвет. На лицах – выражение муки и отчаяния. При одном только взгляде на эту пару пробирает мороз. Конечно, им очень холодно, но ослушаться императрицу – это значит пойти на верную смерть.

Толпа ряженых веселится, поёт и танцует
Толпа ряженых веселится, поёт и танцует

Судьба героев

Интересно, что Якоби открывает нам момент с шутовской свадьбы, однако не говорит о том, что ожидает главных героев в дальнейшем. А ведь судьбы их сложились действительно причудливым образом. Голицын и шутиха смогли пережить кошмарную ночь. Утром они оставались живы, а потому получили свободу.

Те жуткие события в Ледяном доме сблизили этих людей, которые, казалось бы, не могли иметь ничего общего. Голицын и Буженинова стали жить как обыкновенная семья. К сожалению, через два года после свадьбы бывшая шутиха скончалась во время родов. Михаил Голицын прожил долгую жизнь, уйдя в мир иной в преклонном возрасте 78 лет.

На посиневших лицах несчастных молодожёнов - мука и тоска
На посиневших лицах несчастных молодожёнов – мука и тоска

Благодаря таким картинам, как «Свадьба в Ледяном доме» Валерия Якоби, мы можем лучше узнать нашу историю, по-настоящему погрузиться в неё и столкнуться с порой шокирующими, но правдивыми моментами. Очень хочется, чтобы каждое произведение искусства позволяло нам узнавать что-то новое, делать выводы и учиться.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий