Комедия «Свадьба» – когда в одном фильме собрались все легендарные актеры

Искусство

1943 год. Москва. Холодно и голодно. В двухэтажном старинном желтоватом здании по ночам проходят съемки нового фильма. Актеры мерзнут и надевают под костюмы теплую одежду. Снимают драму? Отнюдь. К выходу на экраны готовится самая настоящая комедия по мотивам рассказов Чехова.

Из годовщины смерти сделать праздник

В 1943 г. «сверху» кинематографистам спустили приказ – выпустить на экраны фильм, приуроченный к 40-летию смерти Антона Павловича Чехова. То есть ровно через год. За дело взялись сразу несколько режиссеров, однако больше остальных преуспел Исидор Анненский.

Он решил взять за основу чеховскую пьесу «Свадьба» и заодно «надергать» сюжетов из других рассказов, которые в сатирической манере иллюстрируют нравы среднего класса дореволюционной России («Свадьба с генералом», «Жених и папенька» и т.д.). Ведь кино должно было быть непременно комедийным, а сюжет абсурдным, чтобы развлечь уставших от войны людей и лишний раз высмеять порочное дореволюционное общество. Не зря же Фаина Раневская после выхода фильма произнесла:

«У нас ведь даже из годовщины смерти могут сделать праздник».

Но на деле, и к счастью, все получилось немного по-другому. Фильм – сплошной анекдот. А вот идеология ушла на второй план. Сюжет не столько о мещанских амбициях, сколько в целом о человеческой глупости, самонадеянности и моральной слепоте. Комедия вышла отменной, что называется, на века. И не в последнюю очередь благодаря гениальному актерскому составу.

Режиссёр Исидор Анненский решил взять за основу фильма чеховскую пьесу «Свадьба»
Режиссёр Исидор Анненский решил взять за основу фильма чеховскую пьесу «Свадьба»

Тринадцать народных и три заслуженных

Помимо прочих заслуг, «Свадьба» считается уникальным фильмом из-за количества актерских величин, собранных на одной съемочной площадке. В комедии сыграли 11 народных артистов СССР, 2 народных артиста РСФСР, 4 заслуженных артиста РСФСР. Состав был настолько звездным, что некоторых будущих легенд кино даже не упомянули в титрах. Так, например, нет фамилии Татьяны Пельтцер, которая исполнила роль жены доктора Кондрашкина. Как актер эпизода указан Михаил Пуговкин, сыгравший одного из гостей.

А вот главные роли разобрали настоящие звезды того времени. Причем режиссер настолько доверял этим актерам и преклонялся перед их талантом, что позволял им чуть ли не полностью вести свою роль. Эраст Гарин, игравший жениха, сам придумал образ капризного чиновника Апломбова, чем привел режиссера, а позже и зрителей в восторг. Кинокритики писали:

«Очень точное прочтение Чехова. У Гарина получился гениальный, почти гротесковый образ Апломбова».

Фирменные детали внешности жениха – усики щеточкой «под Гитлера» и стоячий накрахмаленный воротник – Гарин тоже придумал сам.

Эраст Гарин, игравший жениха, сам придумал образ капризного чиновника Апломбова Кадр из фильма «Свадьба», 1944 год
Эраст Гарин, игравший жениха, сам придумал образ капризного чиновника Апломбова
Кадр из фильма «Свадьба», 1944 год

Карт-бланш был дан и Фаине Раневской, сыгравшей мать невесты. По слухам, Исидор Анненский до дрожи боялся острую на язык артистку. В итоге Раневская меняла под себя текст, придумывала сцены, реплики и жесты для своего персонажа. Любую задумку режиссера могла зарубить на корню, если она ей не нравилась, и сыграть по-своему. Актриса рассказывала:

«Я надевала нелепые парик и шляпку, напяливала платье, подтягивала кверху нос и выходила на площадку. Грим был не нужен, все дело тут в манере говорить, слушать, думать».
Карт-бланш на любые изменения в роли был дан Фаине Раневской, сыгравшей мать невесты Кадр из фильма «Свадьба», 1944 год
Карт-бланш на любые изменения в роли был дан Фаине Раневской, сыгравшей мать невесты
Кадр из фильма «Свадьба», 1944 год

Не менее восторженно была отмечена игра Веры Марецкой в роли акушерки-певицы Змеюкиной. Актриса никогда не скрывала, что эта роль была единственной отрицательной в ее карьере, от которой она получала несказанное удовольствие.

Ее партнером стал выдающийся комедийный актер Сергей Мартинсон, игру которого сравнивали с искусством Чарли Чаплина. Мартинсона и Гарина считали сильнейшими учениками Мейерхольда. В фильме у него была роль влюбленного в Змеюкину телеграфиста по фамилии Ять.

«Любимая актриса Сталина» Зоя Федорова, сыграв глупую и жеманную невесту Дашеньку, раскрыла еще и свой комедийный талант. Для нее этот фильм станет последним перед 10-летним периодом репрессий.

Зоя Федорова, сыграв глупую и жеманную невесту Дашеньку, раскрыла свой комедийный талант Кадр из фильма «Свадьба», 1944 год
Зоя Федорова, сыграв глупую и жеманную невесту Дашеньку, раскрыла свой комедийный талант
Кадр из фильма «Свадьба», 1944 год

А ведь были еще и другие не менее талантливые актеры и громкие имена. Ни для кого не стало сюрпризом, что комедия с таким-то составом была принята на ура и разобрана на цитаты. Фильм получился смешным в начале, грустным в середине, а к концу становится жалко все человечество. Настоящая искрометная буффонада, разыгранная великими театральными актерами.

На обложке: Кадр из фильма «Свадьба», 1944 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий