Сергей Бондарчук — «Кинематограф не пирожное, а хлеб, необходимый людям»

Искусство

Сергей Бондарчук — потрясающий человек и сильная личность, актёр, сценарист и кинорежиссёр, который не боялся ответственности

Сергей Бондарчук – в первую очередь педагог, переоценить его вклад в воспитание будущих поколений невозможно. Он один из немногих актёров, который действительно прошёл путь рядового солдата в Великую Отечественную Войну, не отсиживаясь в тылу.

Военный фильм «Судьба человека» стал началом его режиссёрской карьеры. Благодаря его фильмам исказить историю России становится невозможно, будь то царская Россия, великий могучий СССР или современная Российская Федерация.

Сергей Бондарчук — биография советского актёра и гениального режиссёра

Родился Сергей Бондарчук в непростое послереволюционное время в обычной крестьянской семье в украинском селе Белозёрки Херсонской области 25 сентября 1920 г. Его отец был красноармейцем и на момент рождения сына находился на службе. Мама была верующим человеком, крестила сына в Благовещенском монастыре и дала имя в честь Сергея Радонежского.

Детство Сергея прошло в Таганроге, где он и начал театральную деятельность, посещая театральный кружок. После переезда семьи в Ейск, он не оставил своего увлечения и принимал участие в спектаклях Ейского драмтеатра.

Поступая во ВГИК, Сергей Фёдорович по сути являлся профессиональным актёром, но на региональном уровне. До 1942 г он был актёром Театра Красной Армии в городе Грозном и имел диплом об окончании Ростовского театрального училища. Заканчивать обучение во ВГИКе пришлось после войны, перерыв в учёбе зависел не от него, потому что, как и все достойные мужчины военного времени, он защищал Родину.

Сергей Бондарчук у себя дома, 1956 год
Сергей Бондарчук у себя дома, 1956 год / © Давид Шоломович / РИА «Новости»

«Если б я был султан, я б имел трёх жен»

«Я полностью доверяла Серёже» – Инна Макарова о муже Сергее Бондарчуке

Дебют Бондарчука в карьере киноактёра состоялся в фильме “Молодая гвардия”, где он сыграл коммуниста-подпольщика. Во время съёмок студентка 2 курса ВГИКа Инна Макарова, исполняющая роль Любки Шевцовой, заметила мужественного актёра Сергея Бондарчука. Они полюбили друг друга и поженились.

Фото из семейного альбома Инны Макаровой
Фото из семейного альбома Инны Макаровой

Их брак можно было бы назвать безоблачным. Ведь в начале 50-х Инна готова была даже воспитывать внебрачного сына Сергея, хотя у них была к тому времени дочь Наташа.
Пришлось оформить фиктивный развод, чтобы отец смог усыновить Алёшу. Тогда в СССР были такие законы, усыновить имел право только законный муж матери ребёнка. Брак с Евгенией Белоусовой был зарегистрирован, но совместно они не жили.

«До меня была у него супруга – Евгения Белоусова. С ней Сергей учился в Ростове-на-Дону. Встретились они еще до войны, недолго прожили вместе. Война их разлучила. Сергей уехал в Москву и уже не хотел к ней возвращаться. Я о ней его не расспрашивала. Но потом случилось событие, сделавшее тайное явью.» – рассказала «Комсомольской правде» актриса Инна Макарова.

Однако, подкинув ребёнка, мать мальчика не собиралась отдавать его отцу, её целью было получение алиментов. Несмотря на доверительные отношения Сергея и Инны, через два года после этого случая они развелись, но на этот раз по-настоящему.

Третий брак Бондарчука был с актрисой Ириной Скобцевой, буквально через год после развода с Макаровой. Познакомились Ирина с Сергеем на съёмках фильма «Отелло», где они играли, соответственно, Дездемону и Отелло.

Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева на съёмках фильма «Отелло». Фото РИА Новости
Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева на съёмках фильма «Отелло» / РИА Новости

Заслуженный артист СССР

«Заслуженный артист РСФСР» – зачеркнуть, написать «Заслуженный артист СССР». Подпись: Сталин

Огромный успех принесла Бондарчуку главная роль в фильме «Тарас Шевченко». Картина очень понравилась Сталину, и Бондарчуку сразу было присвоено звание народного артиста СССР, минуя звание народного артиста РСФСР. Кроме того, за эту роль Бондарчук получил Сталинскую премию и по сути полное расположение вождя Советского Союза.

«Папка, я знал! Я знал, что ты меня найдёшь!» – режиссерский дебют Бондарчука

В 1959 году был снят фильм «Судьба человека». Прочитав эту повесть М. Шолохова, 31- летний Бондарчук не мог найти себе места. Ему ночами снился Андрей Соколов, плен, солдат, вернувшийся домой с войны, но дома не оказалось, а лишь обгорелый пустырь… И мальчонка-сирота, которого забрал себе измождённый войной фронтовик.

Сергей Бондарчук решил сам снять эту картину и стать исполнителем главной роли. Шолохов сперва не представлял себе в роли своего героя именно Сергея Фёдоровича, но после первых съёмок вынужден был признать, что лучше, пожалуй, никто не смог бы так тонко передать весь ужас войны и всю боль обычного русского мужика, судьбу которого искалечила война.

Сергей Бондарчук в фильме «Судьба человека»
Сергей Бондарчук в фильме «Судьба человека»

Не только красота, но и настоящее искусство требует жертв

Съёмки «Войны и мира» стали в истории советского кинематографа самой масштабной и высокобюджетной экранизацией. Режиссёром был назначен Сергей Бондарчук.
По непонятным причинам Пырьев сам отказался от этой работы, однако до конца своей жизни с Бондарчуком он потом даже не здоровался.

Это была не единственная ссора Бондарчука с коллегами. Многие не выдерживали “диктата” режиссёра на съёмочной площадке и отказывались от работы, многих отсеял сам Бондарчук. Он не терпел “недоработок” и компромиссных “наполовину”, порою бывал даже жесток, требуя ото всех полной отдачи.

Сергей Бондарчук (в центре) на съемках фильма «Война и мир», 1963 год © Александр КоньковТАСС
Сергей Бондарчук (в центре) на съемках фильма «Война и мир», 1963 год / © Александр Коньков / ТАСС

Например, он с самого начала не хотел брать Тихонова на роль Болконского. А не добившись от Тихонова естественного вздрагивания во время взрывов, он велел стрелять в него холостыми патронами, едва не доведя актёра до нервного тика. Впоследствии кинокритики поддерживали его первоначальное мнение, а сам Тихонов даже впал от этого в депрессию.

Принципиальность, ответственность и категорическое следование сценарию, который мало чем отличался от текста самого Толстого, не могли пройти бесследно для здоровья Сергея Бондарчука. За эти долгие 6 лет упорной работы съёмки фильма дважды пришлось прерывать. Сперва из-за инфаркта, а затем и вовсе Бондарчук едва не умер, чудом врачам удалось его “вытащить” из состояния клинической смерти.

Сергей Бондарчук в роли Пьера Безухова в кинофильме «Война и мир», 1965 год
Сергей Бондарчук в роли Пьера Безухова в кинофильме «Война и мир», 1965 год

Педагог, профессор и просто депутат Верховного Совета РСФСР

Кроме работы над фильмами, Сергей Бондарчук являлся опытным педагогом. С 1970 по 1988 год он был заведующим кафедрой, с 1974 являлся профессором, а также руководителем актёрской и режиссёрской мастерских.

Будучи с 1970 года членом Партии, Бондарчук был Депутатом Верховного Совета РСФСР с 1963 по 1990 год. А с 1971 года — секретарём правления Союза кинематографистов.

Сергей Бондарчук в роли Астрова в фильме «Дядя Ваня», 1970 год
Сергей Бондарчук в роли Астрова в фильме «Дядя Ваня», 1970 год / Рудольф Алфимов / РИА «Новости»

Конец советской культуры

Съёмки фильма «Тихий Дон» являлись последней масштабной работой Сергея Фёдоровича Бондарчука, а закончились скандалом с итальянскими коллегами. Те заявили, что бюджет исчерпан. Поскольку к тому времени Союз развалился, то других денег, чтобы завершить монтаж картины, не было.Окончательно закончил работу по монтажу в 2006 году сын Бондарчука Фёдор.

20 октября 1994 г Сергей Фёдорович Бондарчук, гениальный режиссёр и талантливый актёр в возрасте 74 лет не пережил очередного инфаркта и скончался. Похоронили этого великого человека в Москве на Новодевичьем кладбище.

Бондарчук Сергей Фёдорович
Бондарчук Сергей Фёдорович — гениальный режиссёр и талантливый актёр

Сергей Фёдорович Бондарчук прожил нелёгкую жизнь. Из обычного деревенского парня он стал буквально художником эпохи. И, пожалуй, самым ярким представителем государственной советской культуры. Он не был новатором, но умел передать в своих фильмах душу исстрадавшегося русского народа. Благодаря именно работам Бондарчука новое поколение не позволит исковеркать историю. Его фильмы нетленны.

Фёдор Бондарчук, известный актёр и режиссёр, продолжает дело отца, снимая исторические картины.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий