Русская Шотландия – как строился Павловский Большой дворец

Искусство

«Блестит в величии уединённом», – именно так поэты писали о Павловском Большом дворце. Некогда здесь шумели глухие дубравы, но сегодня картина преобразилась. Павловск неслучайно называют «жемчужиной» Петербурга. Этот дворец был построен позже прочих величественных архитектурных сооружений. В нём чувствуются динамика, изящество и лёгкость.

Полученный в дар от матери Екатерины II, император Павел I доверил дворец своей супруге Марии Фёдоровне. Её неустанными заботами, а также стараниями сыновей (Александра I и Николая I) здание превратилось в величественное и роскошное творение, вызывающее искренне восхищение даже сегодня, по прошествии нескольких веков. Что же известно о Павловском Большом дворце? И какие удивительные вещи можно увидеть в нём?

Два домика, ставшие дворцом

Прежде, чем начать наше путешествие по Павловску, я хочу рассказать о его истории. Сегодня трудно представить, что когда-то на месте величественного и прекрасного здания возвышалась пара деревянных домиков. Они были построены в 1779 голу и получили названия Мариенталь («долина Марии») и Паульлюст («утеха Павла»). Для строительства дворца в Павловск был приглашён шотландский мастер Чарльз Камерон.

Прибыв на место, где требовалось возвести постройку, он был действительно очарован. «Это так похоже на Шотландию!» – воскликнул Камерон. И если прежде к заказу императрицы Екатерины Великой он относился лишь как к хорошо оплачиваемой работе, то теперь вознамерился создать настоящий шедевр, в который вложил бы и умение, и душу. Кстати, рвение архитектора не укрылось от государыни, которая называла его «головой воспламеняющейся».

Павловский дворец - одно из самых ярких украшений Петербурга / © Дмитрий Терентьев / azbyka.ru
Павловский дворец – одно из самых ярких украшений Петербурга / © Дмитрий Терентьев / azbyka.ru

Неоклассика в России

Благодаря этому гениальному шотландцу в России появился один из самых ярких образцов неогреческого архитектурного стиля. Неоклассицизм являлся «коронным стилем» Камерона. В ту пору это было самое модное направление. Красота и лёгкость форм, грация и совершенство – вот, что должен был воплощать Павловский дворец. Кроме того, Камерон отказался от всевозможной искусственности в ландшафте. Он отвергал вычурную подрезку деревьев и использование декоративных кустов. Всё должно было смотреться натурально, гармонично и в то же время аккуратно.

Первыми творениями Камерона в Павловске стали Храм Дружбы и Колоннада Аполлона, воздвигнутые на холме над рекой Славянкой. По своему внешнему виду они и сегодня напоминают древнегреческие святилища. Кажется, что один только вид этих сооружений способен вернуть нас в прошлое, в пору расцвета античной культуры, появления театра и старинной поэзии.

Павильон Храм Дружбы / sony-club.ru
Павильон Храм Дружбы / sony-club.ru

Храм Дружбы по инициативе Павла Петровича и Марии Фёдоровны был посвящён царственной матери наследника престола Екатерине Второй. Нередко в просторном павильоне в летнее время устраивали завтраки и ужины. По просьбе государыни неподалёку от Храма была спроектирована кухня.

«Античный» дворец

Однако центром всего комплекса по праву считается именно Павловский Большой дворец. Его строительство началось в мае 1782 года, когда великий князь вместе с супругой находились в заграничной поездке. Тем не менее Павел Петрович с женой внимательно следили за ходом строительных работ, поддерживая постоянную переписку с Камероном и императрицей. Для возводящегося дворца в Европе приобретались произведения искусства, которые в будущем украсили новое здание, превратив его не только в уютное и красивое помещение, но и в хранилище культурных ценностей.

На протяжении трёх лет Камерон совершенствовал чертежи дворца, стараясь максимально гармонично и точно вписать его в имеющийся ландшафт. При этом он учитывал не только вид дворца изнутри, но и его наружный облик. Здание даже на значительном расстоянии должно было выглядеть впечатляющим и красивым.

Своё детище Камерон мечтал сделать «приютом муз и граций». Здесь, по его замыслу, следовало размещать предметы античного искусства, которым соответствовал весь неоклассический стиль. Нередко архитектор прибегал к использованию древних приёмов. Так, к примеру, он особенную роль отвёл игре света и тени в крупных залах. Свет, падая через основание купола, отражался от звёздчатых плит пола, создавая поразительный эффект.

Особенную роль архитектор отвёл игре света и тени в крупных залах / takeyourtrip.ru
Особенную роль архитектор отвёл игре света и тени в крупных залах / takeyourtrip.ru

Перемены и судьба дворца

Далеко не всё задуманное Камерону удалось воплотить в жизнь. После смерти императрицы Екатерины Павел Петрович уволил архитектора. Почему? Проблемы крылись вовсе не в качестве работы, но в отношениях нового императора с матерью. Оказавшись на престоле, Павел старался противоречить покойной императрице, хотя это было глупым ребячеством. Поскольку Камерон был приглашён Екатериной, то видеть его новый правитель не желал. В дальнейшем сам Павел вызывал из-за границы новых мастеров, но все они, по сути, продолжали дело, начатое Камероном.

А в январе 1803 года произошла трагедия – Павловский дворец сгорел. Во время протапливания здания загорелись перегородки между первым и вторым этажами. Казалось, что здание уже никогда не сможет вернуть прежнего облика. Однако вдова императора Мария Фёдоровна решила вернуть к жизни свой любимый дворец. В дальнейшем над усовершенствованием творения Камерона работало немало мастеров, приглашённых в Россию Александром I и Николаем I.

Павловский дворцово-парковый ансамбль / interlinetour.ru
Павловский дворцово-парковый ансамбль / interlinetour.ru

Павловский Большой дворец и сегодня является одним из самых ярких украшений Петербурга. Те, кто побывал в различных «царственных» постройках, признают, что здесь особенно живописно и уютно. Ничего удивительного, ведь относительно молодой дворец не имеет мрачности и грузности, свойственной более ранним строениям. Напротив, он дышит лёгкостью, красотой и светом, а это невольно очаровывает нас.

На обложке: Павловский дворец / © Baturina Yuliya / planetofhotels.com

МУСАГЕТ
Добавить комментарий