«Рожь» – исцеляющая картина Шишкина

Искусство

Знаменитого русского художника-передвижника Ивана Ивановича Шишкина неслучайно называют мастером пейзажа. Его картины настолько натуралистичны и интересны, что кажется, будто перед нами – частичка мира, куда можно попасть через раму. Одной из самых «живых» и «свежих» картин Шишкина стала «Рожь». 

Это полотно не только известно благодаря высокому мастерству автора – оно сочетает в себе немало деталей, особенностей природы, которые были так дороги живописцу. Стоит признать, что на многих ценителей искусства «Рожь» производит особенно сильное впечатление. Эта картина словно зовёт к себе, «дышит» и наполняет всё вокруг ощущением простора и света. Что же известно об этом творении Шишкина? Когда оно было написано и как принято публикой?

Автор полотна и его трагедии

Иван Иванович Шишкин – непревзойдённый пейзажист, истинный мастер, оставивший особенный след в русской живописи. Глядя на его многочисленные полотна, сложно даже представить, что когда-то его родители не верили в призвание сына. Мать Ивана хотела, чтобы он стал успешным чиновником. 

Отец тоже был не в восторге от увлечения отпрыска, однако дал согласие на обучение художественному искусству. Шишкин немало путешествовал, знакомился с опытом русских и зарубежных живописцев, оттачивал собственную технику. Я думаю, каждый ценитель искусства способен заметить, насколько яркие и «живые» картины этого художника. В них – любовь к родной земле, стремление показать её живописные уголки и края, бесконечное преклонение перед могучей силой природы. Шишкин не просто писал – он воспевал родину.

Одной из самых запоминающихся и колоритных картин живописца стала «Рожь». Её написанию предшествовала череда трагедий, произошедших в жизни мастера. В 1870-е годы Шишкин потерял практически всех близких. Заболевание чахоткой оказалось смертельным для отца художника, а вскоре умер и маленький сын Ивана Ивановича. Через некоторое время из жизни ушёл Фёдор, брат супруги Шишкина и верный друг живописца, умерли жена и второй сын. 

Для самого Шишкина эти события обернулись настоящим кошмаром. Он на несколько лет забросил живопись, но в итоге снова вернулся к любимому делу. Вероятно, его спасением стала любовь к пейзажам родины, которые он не мог не написать.

Крамской И.Н. «Портрет художника Шишкина», 1880 Местонахождение: Русский Музей, Санкт-Петербург, Россия
Крамской И.Н. «Портрет художника Шишкина», 1880
Местонахождение: Русский Музей, Санкт-Петербург, Россия

История создания

В 1877 году, находясь в Елабуге, художник нередко уезжал на значительное расстояние от дома. Он любил бродить по окрестностям, любуясь природой. Живописные виды возвращали его к жизни. 

Рядом с селом Лекарево он набрёл на ржаное поле. Оно простиралось до самого горизонта, ослепляло золотистым цветом. Кое-где попадались одинокие деревья – их хлебопашцы оставляли для создания тени и укрытия на случай жарких дней или гроз. Шишкин всегда носил с собой листок бумаги и карандаш. Он сразу же создал эскиз столь впечатляющего вида. К слову, он сохранился до наших дней и сегодня находится в Государственном Русском музее.

Особенности картины «Рожь»

В дальнейшем Иван Иванович создал несколько эскизов и набросков для будущей картины. На одном из рисунков мастер даже оставил небольшое описание:

“Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья благодать. Русское богатство”.
И.И.Шишкин «Рожь», 1878 год Местонахождение: Третьяковская Галерея, Москва, Россия
И.И.Шишкин «Рожь», 1878 год
Местонахождение: Третьяковская Галерея, Москва, Россия

На мой взгляд, эти слова максимально точно отражают суть картины «Рожь». Когда смотришь на это полотно, возникает неповторимое чувство – пейзаж хочется вдохнуть полной грудью. Да-да, столько в нём простора света и красоты. Кажется, будто картина наполнена воздухом – чистым и свежим. Конечно, основное место занимает поле ржи. Золотистые колосья простираются до самого горизонта – именно такой пейзаж когда-то увидел Шишкин. Кое-где посреди поля разбросаны одиночные деревья. А ещё через золотистое «море» идёт дорога, которую дополняют небо и облака вдали.

Следуя своей манере, Шишкин детально выписал травы и колосья, мастерски передал ощущение высоты, которое выражено в деревьях. Несомненно, именно рожь является ключевой частью пейзажа. Здесь словно бы повторяется старинная русская поговорка, гласящая, что «хлеб всему голова». 

А вот высокие сосны кажутся мудрыми и могучими – в них словно бы заключена сила русского народа. Кроме того, у искусствоведов есть предположение, что на картине Иван Иванович изобразил и себя, вернее – своё состояние души. Посмотрите на деревья – среди них явно выделяется одно, погибшее. Вероятно, сам Шишкин с помощью этого образа открыл нам своё душевное состояние после пережитых потерь. 

«Рожь» демонстрирует нам и яркие контрасты. Жёлто-белые цвета поля столь непохожи на тёмные фигуры сосен. Это противоречие в красках придаёт картине особенный колорит.

Вероятно, погибшее дерево - это символ состояния души художника после постигших его несчастий
Вероятно, погибшее дерево – это символ состояния души художника после постигших его несчастий

Судьба полотна

В 1878 году, когда Шишкин завершил работу над своим знаменитым полотном, «Рожь» была представлена на 6-й выставке передвижников. Публика с восторгом приняла картину, а известный меценат и коллекционер Павел Третьяков приобрёл её для своей галереи.

«Рожь» стала третьим полном Шишкина, пополнившим коллекцию Третьякова. Сегодня эту картину можно увидеть как в галерее, так и на международных выставках – она стала символом красоты русской природы.

Картина «Рожь» в Третьяковской галерее занимает достойное место среди других работ великого пейзажиста / mybagazh.ru
Картина «Рожь» в Третьяковской галерее занимает достойное место среди других работ великого пейзажиста / mybagazh.ru

«Рожь» неспроста называют особенной картиной Шишкина. Пейзаж, который увидел мастер, смог исцелить его от тяжести потерь и скорбных мыслей. Сам же Шишкин постарался запечатлеть ту «лечебную» картину на полотне, и ему это явно удалось. Если вам грустно, а сердце гложет тоска – взгляните на картину «Рожь», углубитесь в неё – и несомненно, эти свет и простор, столь мастерски переданные живописцем, помогут исцелить душу.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий