«Рабочий и колхозница» – как создавался главный символ советского времени?

Искусство

Этот памятник по праву называют не просто скульптурой, а настоящим символом советской эпохи. Даже если вы ни разу не были в Москве на проспекте Мира, где он расположен, вам не раз приходилось видеть на экране знаменитый монумент «Рабочий и колхозница».

Памятник приобрёл известность во всём мире. Он олицетворял и стремление вперёд, и силу, и уверенность в победе, и благородство труда. При этом лишь немногие знают историю создания памятника, ставшего легендой. А ведь она весьма интересна. Знаете ли вы, что за основу для изваяния были взяты античные скульптуры? Что же общего у советского монумента и произведений древних авторов? И как создавались «Рабочий и колхозница»?

Поиск идей и скульпторов

В 1936 году Советский Союз полным ходом готовился ко Всемирной выставке искусств и техники, которая проводилась в Париже. Для работ советских мастеров был выделен отдельный павильон и, конечно, нельзя было ударить в грязь лицом. Как вспоминал Борис Иофан, занимавшийся организацией работ:

«Чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это – павильон Советского Союза… Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Ника – крылатая победа».

В итоге комиссия одобрила идею Иофана, причём к тому времени у автора замысла уже появились два ярких образа. Он отмечал, что в центре композиции должны быть юноша и девушка, олицетворяющие «хозяев советской земли», а именно – рабочий класс и крестьянство. Тот самый стремительный победоносный вариант образа, который мы видим в скульптуре Ники Самофракийской, решено было оставить.

Основным прототипом для скульптуры была использована римская копия греческой раннеклассической бронзовой скульптуры «Тираноборцы» Местонахождение: Национальный археологический музей, Неаполь, Италия
Основным прототипом для скульптуры была использована римская копия греческой раннеклассической бронзовой скульптуры «Тираноборцы»
Местонахождение: Национальный археологический музей, Неаполь, Италия

Однако для создания яркой и неповторимой скульптуры требовался мастер, и тогда комиссия перешла ко второму этапу – поиску достойного ваятеля, который справился бы со столь ответственной задачей. Выбор остановился на Вере Мухиной, которая и стала автором легендарного монумента. В качестве основного прототипа для «Рабочего и колхозницы» был использован памятник античного искусства «Тираноборцы».

Кстати, далеко не все знают, что в изначальном варианте герои были обнажёнными, а их тела лишь едва прикрывал тонкий летящий шарф. Это было явное подражание античной классике, но совершенно не соответствовало идее работы. Забавно даже представить, как могли бы рабочие или крестьянки трудиться в совершенно обнажённом виде. Именно поэтому комиссия внесла коррективы в проект, после чего мастера приступили к созданию шедевра. Сама Вера Мухина признавалась:

«Получив… проект павильона, я сразу почувствовала, что группа должна выражать прежде всего не торжественный характер фигур, а динамику нашей эпохи, тот творческий порыв, который я вижу повсюду в нашей стране и который мне так дорог».
Вера Игнатьевна Мухина - скульптор, создатель уникального монумента
Вера Игнатьевна Мухина – скульптор, создатель уникального монумента

Создание монумента

Основу изваяния составил стальной каркас, который постепенно «обрастал» деталями фигур. Работа продолжалась даже в суровое зимнее время. Как вспоминали рабочие, в феврале, когда был трескучий мороз и дули сильные ветры, спастись от холода можно было только внутри каркаса, под юбкой колхозницы. Периодически подбегая к костру, чтобы согреться, они неустанно продолжали работу. Собранная скульптура весила более 60 тонн. На протяжении трёх с половиной месяцев происходило создание памятника, которому суждено было стать одним из главных символов Советского Союза.

На Парижской выставке монумент произвёл настоящий фурор. Местные скульпторы и ценители искусства отмечали соединение классических форм и современной подачи. «Рабочий и колхозница» действительно был необыкновенным памятником.

Даже серьёзные критики говорили о высоком мастерстве скульптора и порой было заметно, что они едва сдерживают слова восхищения. А вот сама Мухина осталась не до конца довольна результатом. Да, работа действительно была проделана титаническая, однако из-за сжатых сроков многое пришлось упростить. Несомненно, если бы время позволяло, шедевр был бы ещё более прекрасным. Впрочем, даже в этом «простом» варианте скульптура получилась великолепной.

Установка монумента на новый павильон / architectureguru.ru
Установка монумента на новый павильон / architectureguru.ru

Споры и разногласия

Что интересно, после завершения выставки советским скульпторам предложили продать изваяние Франции. Однако символ СССР решили вернуть домой. «Рабочий и колхозница» снова оказались в Москве, однако теперь возникли разногласия при выборе места для установки монумента.  По мнению автора памятника, лучшим местом для установки были Ленинские горы или улица Крымский Вал.

Однако по решению комитета скульптуру установили у нижнего шлюза Рыбинской ГЭС. Кстати, изначально изваяние было установлено на низкий монумент, который портил впечатление от монумента. Здесь изваяние не раскрывало своей красоты и стремительности. Именно поэтому вскоре вновь заговорили о его переносе. Кроме того, через некоторое время памятник потребовал реставрации, которая затянулась на значительный срок.

Примечательно, что долгое время споры велись о правах на обладание монументом. Руководитель проекта реставрации Вадим Церковников отмечал:

«Есть постановление правительства РФ еще в советское время, и на этом все заканчивается, что это памятник федерального значения. У меня есть письма с ответами Госимущества, которые сказали: «У нас в реестре нету».
Скульптура «Рабочий и колхозница» - символ советской эпохи / hystory.mediasole.ru
Скульптура «Рабочий и колхозница» – символ советской эпохи / hystory.mediasole.ru

Памятник «Рабочий и колхозница» сегодня является одной из главных достопримечательностей Москвы. Он хранит память о советском времени, воплощает стремительность и силу той эпохи. Кроме того, он часто используется в культуре. Наверняка вы знаете, что именно изображение «Рабочего и колхозницы» появляется в качестве логотипа «Мосфильма» перед нашими старыми добрыми советскими картинами. Это один из самых узнаваемых символов прошлого века.

На обложке: Скульптура «Рабочий и колхозница» / 2gis.ru

МУСАГЕТ
Добавить комментарий