Проклятая картина – почему юные девушки боялись смотреть на «Портрет Марии Лопухиной»?

Искусство

Когда речь заходит о самых таинственных местах Москвы, многие упоминают Третьяковскую галерею. Именно здесь находится произведение искусства, о котором и сегодня ходят жуткие легенды – «Портрет Марии Лопухиной». На первый взгляд, это просто портрет миловидной девушки, созданный известным живописцем Владимиром Боровиковским. Однако именно это полотно считается «проклятым», обладающим некой страшной мистической силой.

Даже если отбросить в сторону жутковатые истории, работа Боровиковского невольно привлекает внимание. Изображённая на портрете юная особа и правда имеет некоторую притягательную привлекательность, заставляющую смотреть в её глаза и рассматривать черты лица. Вот только жизнь самой Марии Лопухиной совсем не напоминала путь, усеянный розами. Что же известно о картине и девушке, изображённой на ней? И о каком «проклятии» полотна идёт речь?

Мастер портретов

История живописи знает немало примеров, когда то или иное произведение окружено дурной славой, при этом сам выбор определённого полотна или его автора едва ли поддаётся объяснению. То же самое мы видим и в случае с «Портретом Марии Лопухиной» Владимира Боровиковского.

Этот известный русский художник нередко писал портреты – к нему часто обращались представители знатных семейств с просьбой написать картину. Боровиковский по праву был признан одним из самых талантливых портретистов, которого отличала способность сочетать внешность человека и изображённую на полотне природу. Как писал Александр Бенуа:

«Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский».
Иван Васильевич Бугаевский-Благодарный «Портрет Владимира Лукича Боровиковского», 1825 год Местонахождение: Музей изобразительных искусств, Калуга, Россия
Иван Васильевич Бугаевский-Благодарный «Портрет Владимира Лукича Боровиковского», 1825 год
Местонахождение: Музей изобразительных искусств, Калуга, Россия

Печальная судьба

В творческом наработке Боровиковского было немало портретов, причём женские образы нередко оставались запечатлёнными в той же позе, что мы видим на «Портрете Марии Лопухиной» (она считалась очень выигрышной), однако именно эта картина приобрела особенную «мрачную» известность и оказалась окружена мистическим ореолом тайн. Почему же? Для того, чтобы понять это, стоит познакомиться с самой Марией Лопухиной.

Дочь отставного генерала Ивана Толстого Мария некогда считалась одной из самых обворожительны девушек столицы Российской империи. В качестве жениха отец подыскал дочери подходящую партию, егермейстера при дворе Павла Первого. Именно супруг Марии Лопухиной и заказал Боровиковскому портрет своей жены. На тот момент девушке едва исполнилось восемнадцать лет. Она была молода, красива, здорова и полна надежд на счастливое будущее.

Казалось, впереди её ждёт лишь счастье и безмятежная семейная жизнь. Но спустя пять лет после того, как портрет Марии был завершён, молодая женщина внезапно умерла от чахотки. В ту пору это была не редкость, но смерть очаровательной Лопухиной потрясла Петербург.

Супруг похоронил Марию в родовой усыпальнице Лопухиных в московском Спасо-Андрониковом монастыре / commons.wikimedia.org
Супруг похоронил Марию в родовой усыпальнице Лопухиных в московском Спасо-Андрониковом монастыре / commons.wikimedia.org

Уже во времена Александра Сергеевича Пушкина начали ходить слухи о том, что, глядя со своего портрета, умершая Мария Лопухина стремится забрать в потусторонний мир души других девушек. Рассказывали, что, посмотрев лишь раз на картину, девушки в скором времени начинали болеть и умирали – так же, как и Мария. В салонах шептались, что жертвами портрета стали не менее шестнадцати юных особ на выданье.

Картина, которой посвящали стихи

Конечно, многое из того, что рассказывали о работе Боровиковского, было совершенным вымыслом. Но даже если отвлечься от мистических историй, эта картина заслуживает особого внимания. Неслучайно искусствоведы называют «Портрет Марии Лопухиной» вершиной сентиментализма в русской живописи. Кроме того, перед нами – воплощение идеала женственности и красоты того времени.

Обратите внимание, насколько совершенно сочетаются внешность девушки и окружающий её пейзаж. Образ героини картины и природа находятся в абсолютной гармонии, словно бы дополняя друг друга. Далеко не все произведения живописи заслуживали восхищённых отзывов поэтов, однако «Портрет Марии Лопухиной» – одна из немногих картин, которой было посвящено стихотворение. Так, например, Я.Полонский написал о ней эти строки:

«Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.

Но красоту ее Боровиковский спас».

Владимир Лукич Боровиковский «Портрет Марии Ивановны Лопухиной», 1797 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Владимир Лукич Боровиковский «Портрет Марии Ивановны Лопухиной», 1797 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Судьба произведения

Совершенное произведение искусства приобрело дурную славу с подачи определённого человека. И это был вовсе не автор, а отец Марии, Иван Толстой. Человек, неравнодушный ко всему мистическому, член масонской ложи, он решил «переселить» душу дочери в портрет, после чего пустил слух о «проклятии» картины.

Рассказывать жуткие истории о картине перестали лишь в конце XIX века, когда произведение приобрёл для своей галереи Павел Третьяков. С той поры предания о «проклятой» картине превратилось лишь в одну из городских легенд, которые любят вспоминать в Москве. Правда, некоторые ценители живописи и сегодня склонны верить, что «Портрет Марии Лопухиной» таит в себе нечто особенное, а потому непосредственно связан с мистикой и тайнами. На этот счёт у каждого своё мнение.

Красоту ее Боровиковский спас
Красоту ее Боровиковский спас

И хотя о «Портрете Марии Лопухиной» Боровиковского ходят самые разные предания, он остаётся одной из самых прекрасных картин в русской живописи. Существует ли «проклятие» этого произведения искусства? Конечно, нет, но картина русского мастера действительно обессмертила Марию Лопухину. И если не её душа, то её образ навсегда остался в этом чудесном творении Владимира Боровиковского.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий