«Последняя молитва христианских мучеников» – жуткая картина Жана-Леона Жерома

Искусство

Они видели, как медленно открылась дверь, ведущая на арену, и из темноты, мягко ступая лапами, вышла сама смерть… Это вовсе не описание эпизода какого-нибудь фильма в жанре хоррор, а история, запечатлённая на картине Жана-Леона Жерома «Последняя молитва христианских мучеников». Жером действительно принадлежал к тем живописцам, которые умеют не просто изображать, а воссоздавать события давно минувших лет. 

Честно признаться, его картины я бы назвала «живыми» – настолько сильное впечатление они производят. Что же касается «Последней молитвы…», то здесь и вовсе художник достиг вершины своего мастерства. Горечь, боль, сожаление, возмущение, осознание несправедливости, надежда на чудо – это только небольшой спектр эмоций, которые вызывает у зрителя это полотно. Что же особенного в знаменитой картине Жерома? И какова участь христианских мучеников, изображённых на ней?

Художник-историк

Жану-Леону Жерому посчастливилось родиться во Франции XIX века, когда перемены затронули все сферы деятельности человека, однако тот самый переломный момент революций остался позади. В ту пору появляются новые требования к живописи.

Люди хотели видеть не просто красивую «картинку», но и глубокий сюжет. Кроме того, на первый план выходят исторические сцены. Стоит признать, что Жером с его интересом к истории и культуре древних народов в таких условиях чувствовал себя как рыба в воде. Очень ярко суть новых взглядов выразил историк Проспер де Барант:

«Мы все хотим знать о том, как жили более ранние общества и отдельные личности. Мы требуем того, чтобы их образ был ясно виден в нашем воображении, и чтобы они предстали живыми перед нашими глазами».

Именно этому принципу и следовал Жером. Он никогда не идеализировал главных героев, однако пользовался множеством исторических источников, консультировался с историками, а потому его картины словно бы позволяют зрителям перенестись в прошлое и стать свидетелями событий далёкой древности.

Жан-Леон Жером «Автопортрет», 1886 год Местонахождение: Художественная галерея, Абердин, Швейцария
Жан-Леон Жером «Автопортрет», 1886 год
Местонахождение: Художественная галерея, Абердин, Швейцария

«Живая» картина

В 1863 году Жером получил заказ от мецената Уильяма Уолтерса. Заказчик подробно описал, что должно быть на полотне. Жером сделал несколько набросков и отправил их Уолтерсу. Но то ли меценат был слишком требовательным, то ли сам Жером старался создать совершенное творение, однако работа заняла немало времени. Лишь к 1883 году картина была завершена.

Жан-Леон Жером «Последняя молитва христианских мучеников», 1863 - 1883 годы Местонахождение: Художественный музей Уолтерса, Балтимор, США
Жан-Леон Жером «Последняя молитва христианских мучеников», 1863 – 1883 годы
Местонахождение: Художественный музей Уолтерса, Балтимор, США

По сути, тема христианских мучеников была не нова. В ту пору многие авторы считали нужным рассказать о страшной участи христиан во времена Римской империи. При этом стойкость и сила духа верующих вызывали искреннее восхищение. Да, картины с такими сюжетами есть у многих, но такого драматизма, как у Жерома, нельзя увидеть ни на одном другом полотне. По сути, Жером создавал не просто произведение искусства, а настоящую реконструкцию тех далёких событий.

Расправа над христианами

Итак, как вы уже заметили, на картине «Последняя молитва христианских мучеников» мы видим арену. Это – Большой цирк, ипподром которого напоминает Колизей. Здесь собралась публика. Можно рассмотреть, что колонны арены покрыты грязью от проезжавших колесниц. Здесь нередко проводятся гладиаторские бои, но сегодня перед зрителями на песке сидят совершенно безоружные люди. 

По окружности арены заметны страшные «изваяния». Это – христиане, распятые на крестах. Их тела обмазывались смолой, после чего поджигались, превращая людей в горящие факелы. Этим мученикам уже ничто не поможет.

Но посмотрите на кучку людей, прижимающихся друг к другу. Это те представители христианской общины, которым повезло избежать страшной участи быть распятыми и сожжёнными. Но повезло ли? Прямо к ним выходят громадные хищники, львы и тигры. 

Что произойдёт дальше, жутко даже представить. Несомненно, группа христиан понимает, что сама смерть медленно вышагивает к ним на мягких лапах. Прежде чем принять мученическую смерть, они молятся о спасении души, а, быть может, просят Бога спасти их.

А вдалеке на холме виднеется античный храм. Он напоминает афинский Акрополь, хотя дело происходит в Риме. Но с помощью этого символа Жером указывает нам, что у римлян были совсем иные святыни. Они не желали признавать иноверцев, причём правители Рима боролись с христианами самыми бесчеловечными методами.

Прежде чем принять мученическую смерть, люди молятся о спасении души, а, быть может, просят Бога спасти их
Прежде чем принять мученическую смерть, люди молятся о спасении души, а, быть может, просят Бога спасти их

Страшная правда картины Жерома

Сегодня обыватель может сказать, что Жером преувеличил драматизм своей картины. Ну разве могли отдавать людей на растерзание диким зверям? Ещё как могли! Искушённые всевозможными развлечениями жители Древнего Рима с давних времён интересовались гладиаторскими боями, причём нередко для «пикантности» устраивались схватки воинов с дикими животными, львами и леопардами, которых привозили из разных концов Средиземноморья. 

Что же касается христиан, то их участь при некоторых римских правителях и вовсе оказывалась незавидной. Сторонников вероучения Христа превращали в «живое мясо», предназначенное хищникам. Самое примечательное, что публика спокойно смотрела на это и даже находила нечто приятное в кровавом побоище. Подтверждение достоверности сюжета картины Жерома можно найти у античного историка Тацита:

«Их [христиан] умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обречённых на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения».
Римская публика спокойно смотрела на то, как на людей натравливают диких зверей и даже находила нечто приятное в кровавом побоище
Римская публика спокойно смотрела на то, как на людей натравливают диких зверей и даже находила нечто приятное в кровавом побоище

«Последняя молитва христианских мучеников» – картина, которая впечатляет своим драматизмом. Очень хочется верить, что в следующее мгновение какое-то чудо спасёт несчастных женщин, детей и стариков, которые сбились кучкой у края арены. Но Жан-Леон Жером предельно честен с нами – он изображает лишь одно из страшных истязаний, которые нередко происходили в Риме.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий