Показная роскошь петербургских франтов – как у Павла Федотова возник сюжет картины «Завтрак аристократа»?

Искусство

Павел Федотов закончил картину «Завтрак аристократа» в 1850 г. Как всегда, художник позаимствовал сюжет из жизни. Бытовой жанр, что называется «на злобу дня», был его любимым.

Не зря картины Федотова отличаются скрупулезной проработкой мелких деталей, показывающих быт и нравы той эпохи. «Завтрак аристократа» стал своеобразной иллюстрацией к фельетону И. Гончарова, в котором автор иронично описывал столичных франтов.

Письма столичного друга к провинциальному жениху

В 1848 г. в журнале «Современник» вышел фельетон И. А. Гончарова «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Автор задавался вопросом, кто такой франт. В понимании Гончарова (а я думаю, оно совпадало с мнением многих его современников) франт – это тот, кто «уловил только одну, самую простую и пустую сторону уменья жить: мастерски, безукоризненно одеться». Гончаров отказывает «франтам с Невского проспекта» в широте жизненных взглядов. Вся их забота – «блеснуть своей скудной частичкой уменья жить».

Гончаров приводит пример стесненного в средствах, но любящего внешний шик аристократа, который «чтобы надеть сего дня модные панталоны с лампасами, два месяца согласился дурно обедать». Автор потешается над щеголем, который любыми средствами старается произвести впечатление светского льва, и задает другу вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох?».

Павел Федотов, конечно же, журналы читал и даже черпал в них сюжеты для своих работ. Как и Гончарову, художнику не была чужда социальная ирония. Это отлично видно по его картинам. Вопрос про «застать врасплох», видимо, и стал отправной точкой для Федотова.

Павел Андреевич Федотов «Автопортрет», 1848 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Павел Андреевич Федотов «Автопортрет», 1848 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Не в пору гость

Поначалу Павел Федотов выбрал для своей картины другие названия – «Не впору гость» и «Ложный стыд», остановившись на первом варианте. Тем самым художник ответил на вопрос Гончарова и наглядно продемонстрировал, что будет, если к «таким людям» приехать неожиданно. А заодно показал свое отношение к любителям пустить пыль в глаза.

Через множество мелких деталей (Федотов в этом мастер) художник высмеял человеческие пороки. Измятая и брошенная под стол коробка из-под игральных карт указывает на любовь молодого человека к азартным играм. Пустая соломенная корзина в форме античной амфоры как бы пародирует своего хозяина. Искусствовед Т. Ильина писала:

«Как и хозяин, который пытается казаться не тем, кем является, так и урна притворяется прекрасной вазой. И образ нищеты материальной перерастает в образ нищеты духовной».

Сюжету картины Федотова было явно тесно в рамках, обозначенных лишь литературной сатирической заметкой. Я думаю, понимал это и сам художник, но он умер через 2 года после создания своего шедевра. Уже после его смерти на картине разглядели намного больше «говорящих» деталей, рассказывающих целую историю героя полотна.

Павел Андреевич Федотов «Завтрак аристократа», 1850 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Павел Андреевич Федотов «Завтрак аристократа», 1850 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Завтрак аристократа

В 1862 г. картина получила название «Завтрак аристократа». Не все могли уловить иронию, связанную с новым названием. Но современники художника, знавшие о столичной жизни не понаслышке и часто встречавшие типаж «царька среднего света», могли запросто рассказать биографию федотовского аристократа. Без сомнения, тема картины была актуальным сюжетом петербургской жизни.

Обедневший столичный аристократ, пытающийся сохранить внешний лоск, был застигнут незваным гостем за скудным завтраком. Только Федотов изобразил не ту ситуацию, о которой писал Гончаров, а момент, предшествующий ей. Называя героя картины аристократом, художник, конечно, употреблял слово в переносном значении. Видно, что молодой человек на картине не относится к аристократам, но очень хочет казаться таковым.

Молодой человек одет по последней моде - восточный стиль в те времена считался изысканным
Молодой человек одет по последней моде – восточный стиль в те времена считался изысканным

Он одет по последней моде, как советовали в столичных журналах. Комната обставлена дорогой мебелью, на полу персидский ковер (правда, затертый и нечищеный), вокруг множество модных деталей интерьера. В руках «аристократа» популярный роман, через спинку стула перекинуты театральные афиши, а на стенах висят портреты балерин. Балет и театр в то время были обязательным времяпрепровождением светской молодежи. Рядом бегает пудель, подстриженный подо льва, на стуле – реклама устриц.

С этой роскошью резко контрастируют кусок черного хлеба, являющийся завтраком героя, и пустой вывернутый кошелек на столе. Вероятно, разбросанные по комнате карты являются причиной пустого кошелька. В доме, видимо, даже нет прислуги, раз хозяина не предупредили о приходе гостя. Мы видим, как гость самостоятельно отодвигает портьеру, а завтракающий «аристократ» испуганно поворачивается.

Юноша очень испуган - ведь кусок чёрного хлеба и пустой кошелёк не гармонируют с его дутым аристократизмом
Юноша очень испуган – ведь кусок чёрного хлеба и пустой кошелёк не гармонируют с его дутым аристократизмом

Конечно, Павел Федотов – не просто мастер бытового жанра. Он прекрасный живописец, который по-брюлловски артистично играет с цветом. Но, я считаю, главная прелесть его картин – именно сюжет. Для нас «Завтрак аристократа» словно пазл – столько скрытых деталей, которые интересно разгадывать. Картины Павла Федотова можно, как и произведения Пушкина, назвать «энциклопедией русской жизни». Настолько подробно его полотна иллюстрируют эпоху.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий