«Над вечным покоем» – философия и мистика на картине Левитана

Искусство

История живописи знает немало экспрессивных, эмоциональных, ярких или драматических картин. Однако произведение «Над вечным покоем» Исаака Левитана стоит отнести к особенной группе философских полотен. Эта картина стала самой известной среди множества полотен мастера. Говорили, что от прочих пейзажей Левитана у соотечественников щемит сердце, от этой же – захватывает дух.

У живописца действительно было немало лирических изображений природы, однако здесь всё несколько иначе. «Над вечным покоем» – это не просто пейзаж, а драматическое произведение, встреча времён, настоящего, будущего и прошлого. Как же всю эту гамму чувств и символов Левитану удалось выразить в своей работе? И что мы знаем о картине?

Создание этюда

Знаменитый художник Исаак Левитан считал, что в картине «Над вечным покоем» отражается вся его сущность. К сожалению, это творение мастера известно менее, чем «Золотая осень» или «Март». Более того, эти картины были включены в школьную программу. А вот «Над вечным покоем», видимо, смутила некоторых зрителей наличием могильных крестов. Но, как говорится, обо всём по порядку.

Свою особенную, философскую картину Левитан начал писать в 1893 году. Именно тогда живописец жил в Тверской губернии. Вид, изображённый на полотне, очень похож на пейзаж у озера Удомля. Правда, картина «Над вечным покоем» была несколько доработана автором, а сам пейзаж частично изменён. Об этом нам говорит этюд Левитана, написанный с натуры. Его главная особенность – ограниченное пространство, выделенное для неба и далей. В конечном варианте полотно «Над вечным покоем» стало воплощением свободы, которой на первоначальной версии (том самом этюде) практически нет.

Зато этюд картины помогает понять настроение Левитана. Здесь немало мрачных тонов, каких-то трагических красок и оттенков. Становится ясно, что в пору написания этюда художник испытывал сильные переживания, возможно, был подавлен и чем-то огорчён.

Валентин Александрович Серов «Портрет художника Исаака Ильича Левитана», 1893 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Валентин Александрович Серов «Портрет художника Исаака Ильича Левитана», 1893 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Оценка картины

А вот сама картина «Над вечным покоем» создавалась уже в студии. Левитан взял за основу всё тот же этюд, однако сумел творчески переосмыслить и доработать его, создав яркую, богатую композицию, сумевшую отразить все грани натуры живописца. Она появилась на 22-й выставке художников-передвижников в Санкт-Петербурге. Как заявлял Левитан, произведение «пострадало», так как было размещено в неудачном для восприятия месте.

Вероятно, публика действительно не смогла в полной мере оценить переходы оттенков и своеобразную подачу художника. Однако высокую оценку произведение получило от ценителя живописи и мецената Павла Третьякова, который приобрёл картину ещё до её появления на передвижной выставке. В письме к нему Левитан признавался:

“Я так несказанно счастлив сознанием, что последняя моя работа снова попадёт к Вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточно, — но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием, и мне до слёз больно было бы, если бы она миновала Ваше колоссальное собрание”.
Исаак Ильич Левитан «Над вечным покоем», 1894 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Исаак Ильич Левитан «Над вечным покоем», 1894 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Как видите, сам Исаак Левитан с особенным трепетом относился к своему творению, выделяя «Над вечным покоем» как нечто совершенно особенное и неповторимое. По иронии судьбы публикой полотно было принято вполне положительно, а вот критиками – нет.

Многие из них негативно отзывались о работе Левитана. Некоторые отмечали, что земля кажется словно бы вырезанной и наклеенной на подготовленный заранее фон. Другие обращали внимание на то, что отражения облака в воде нет – и тоже упрекали автора в неточности передачи пейзажа. Третьи же и вовсе слагали насмешливые стихотворения. Так, к примеру, в «Петербургском листке» (№ 67, 10 марта 1894 года) за подписью «Реалист» появилось четверостишие:

“Намазал ты много… Себя не прославив.

Пастели, полотна — достойны улыбки.

«Над вечным покоем» случайно поставил

Ты скалы на небе, мой друг, по ошибке”.

Большой эскиз картины «Над вечным покоем», 1893 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Большой эскиз картины «Над вечным покоем», 1893 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Тайны произведения Левитана

И хотя картина получила немало негативных отзывов, она действительно поразила зрителей. И это неудивительно – несмотря на некоторые недочёты, отмеченные критиками, произведение завораживает главной идеей. Левитан открывает нам вид на то самое озеро, изображённое на этюде, словно бы с высоты птичьего полёта. Перед нами простираются воды Удомли, а на берегу озера мы видим церквушку. К слову, она не является плодом воображения автора – Левитан увидел её в Плесе и решил перенести на свою картину.

Живописец позволяет нам, зрителям, подняться на изображённым пейзажем (неспроста картина называется «Над вечным покоем»). Под нами расположено кладбище – его кресты виднеются неподалёку от церкви. Вот он – вечный покой мёртвых, которых здесь, в этом отдалённом уголке, ничто и никто не тревожит. И здесь появляется интересное предположение: а может, мы взираем на картину так, как вниз смотрит душа умершего человека? Такой взгляд придаёт мистическую нотку творению Левитана.

«Перед грозой» (карандашные этюды Исаака Левитана к картине «Над вечным покоем»), 1893 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
«Перед грозой» (карандашные этюды Исаака Левитана к картине «Над вечным покоем»), 1893 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

При взгляде на картину «Над вечным покоем» может показаться, что в ушах звенит от тишины. Здесь и грозная сила природы, и тот самый незыблемый покой ушедших в иной мир, и бесконечный простор, столь мастерски изображённый живописцем. «Над вечным покоем» – это встреча времён, которую мы наблюдаем с высоты птичьего полёта. Несмотря на всю критику, это поистине уникальная картина Исаака Левитана.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий