«Мальтийский сокол» – первый фильм в жанре нуар

Искусство

«Мальтийский сокол» является дебютным фильмом Джона Хьюстона. Он снят по одноименному роману Дэшила Хэмметта.

Драму принято считать отправной точкой нуара, так как она сочетает в себе черты самого популярного киножанра 40-50 гг. в Голливуде: противоречивый главный герой, роковая красотка, загадочное убийство, интриги и непредсказуемые повороты сюжета.

Зарождение нуара

Военное время выдалось непростым для киноиндустрий многих стран, в том числе и Голливуда. В мире полыхала война, настроения в обществе царили далеко не самые радостные. И, собственно, кино было отражением ситуации.

На экраны в большинстве своем выходили фильмы с мрачной атмосферой пессимизма, трагизма и разочарования. Стирались грани между добром и злом, между положительными и отрицательными героями. Даже сцены в фильмах были преимущественно ночными или намеренно затемненными, добавляя сюжету тревожности.

В 1941 г. выходит экранизация детективного романа Дэшила Хэмметта о частном сыщике Сэме Спейде. Фильм назывался «Мальтийский сокол». Именно его и принято считать первой картины в стиле нуар. Правда само название жанра появится только в 50-х гг., а пока драму прозвали просто «чёрным фильмом».

Режиссёр Джон Хьюстон стал основоположником нуара в кино
Режиссёр Джон Хьюстон стал основоположником нуара в кино

У картины была оригинальная стилистика и новые операторские приемы. Частный детектив, таинственное убийство, роковая женщина – все эти непременные атрибуту нуара впервые появились именно на фильме Джона Хьюстона. Главный герой в исполнении Хамфри Богарта не был классическим красавчиком, скорее обладал маскулинной харизмой.

А своими качествами и вовсе был далек от идеального героя. Жестокий и циничный, самовлюбленный и порочный, но при этом крайне обаятельный – каноничный образ нуарного персонажа. Даже одежда героя Богарта – фетровая шляпа и бежевый тренч – стали классикой и в дальнейшем еще не раз воспроизводились в массовой культуре. Вспомните «Кто подставил Кролика Роджера» или «Берегись автомобиля».

Хамфри Богарт проснулся настоящей звездой после выхода «Мальтийского сокола». Его образ циничного детектива стал эталоном. Причем не только образ, но и игру самого актера можно назвать эталонной. Как мне кажется, «Мальтийский сокол», хоть и создан по всем правилам напряженного нуарного стиля, современным детективам проигрывает в динамике и экшене. Однако харизма Богарта превращает каждую сцену картины в нечто особенное, и ее хочется пересмотреть хотя бы ради главного героя.

Хамфри Богарт в фильме «Мальтийский сокол», 1941 год
Хамфри Богарт в фильме «Мальтийский сокол», 1941 год

Феномен успеха

Если спросить знатока американского кино о феномене «Мальтийского сокола», то он наверняка ответит, что картина стала не только первой в жанре нуар, но и стартом феноменального успеха актера Хамфри Богарта и режиссера Джона Хьюстона. А главное – фильм стал знаковым явлением своего времени и вошел в историю голливудского кинематографа.

Режиссер с фантастической педантичность проработал каждую сцену своей картины и практически не исказил литературный первоисточник. Но при этом он использовал передовые приемы кинематографа, сместил акцент с сюжета на главных персонажей, уделил особое внимание композиции кадра, игре света и теней, что стало еще одной характерной особенностью нуарного стиля.

В фильме нарочно создавалась затемненность, чтобы усилить таинственность и угрозу. Кадр из фильма «Мальтийский сокол», 1941 год
В фильме нарочно создавалась затемненность, чтобы усилить таинственность и угрозу. Кадр из фильма «Мальтийский сокол», 1941 год

В картине использовался только искусственный свет, нарочно создавалась затемненность, чтобы усилить таинственность и угрозу. Хьюстон использовал любимой прием хичкоковских саспенсов – длинные кадры, которые способствует нарастанию напряжения.

Но «бриллиант» фильма – это не форма, а содержание. Очень запутанный сюжет и сложные персонажи, среди которых никого нельзя назвать однозначно положительным. «Мальтийский сокол» – это не просто детективная драма. Картина совмещает в себе элементы триллера, хоррора и даже романтики. Естественно, все это было новаторским для кинофильма 40-х гг.

Удивительного, но для детектива с убийствами в фильме практически нет перестрелок, погонь и драк. Режиссер сделал акцент на диалогах, на раскрытии характера, мотивации и поступков персонажей. И сделал так мастерски, что градус напряжения абсолютно не снижается на протяжении всего фильма, а сюжет насыщен событиями.

В фильме очень запутанный сюжет и сложные персонажи, среди которых никого нельзя назвать однозначно положительным Кадр из фильма «Мальтийский сокол», 1941 год
В фильме очень запутанный сюжет и сложные персонажи, среди которых никого нельзя назвать однозначно положительным
Кадр из фильма «Мальтийский сокол», 1941 год

«Мальтийский сокол» стал фактически энциклопедией для других режиссеров и прочих деятелей кино, творивших в жанре нуар. Мне кажется, фильм остается лучшим не только потому, что стал первым в своем направлении, но и потому, что отлично передает настроения в США времен депрессии и мировой войны.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий