Если бы в XIX в. существовали рейтинги, то Дюма-отец точно вошел бы в десятку самых известных и читаемых писателей Франции. Его писательской плодовитости позавидовали бы даже современные авторы, в распоряжении которых множество ресурсов для сочинения и публикации произведений.
Ресурсами Дюма были перо, чернила и безудержная фантазия. Или все-таки нет? При жизни Дюма пришлось противостоять невероятному количеству недоброжелателей, обвинявших его в плагиате и использовании труда наемных писателей. А уж сколько разоблачений появилось после смерти автора…
Александр Дюма и Ко
Дюма завалил Францию историческими романами, которые с завидной регулярностью печатались в журналах. О своих произведениях писатель говорил: «История – это гвоздь на который я вешаю свои романы». Дюма не скрывал, что пользуется услугами историков, ведь изучить массу архивных документов в одиночку он просто не в состоянии.
Но уже при жизни Дюма не раз обвиняли в том, что многие его романы были написаны совсем другими авторами. Объяснение простое: Дюма был жаден до денег, а гонорар считался за количество строк в произведении.
Вот и множились герои его книг почти до бесконечности. Например, так появились слуги Атоса, Портоса, Арамиса и д’Артаньяна в «Трех мушкетерах». А я-то всегда думала, зачем эти персонажи, характер которых практически списан с главных героев.
Неудивительно, что у многих менее известных (но не менее амбициозных) авторов того времени возникал резонный вопрос: как автор в одиночку справляется с таким объемом работы? И вот тогда-то, а точнее в 1845 г., появился памфлет одного такого начинающего автора Эжена де Мирекура. Назывался памфлет «Фабрика романов «Торговый дом Александра Дюма и Кo».
Мирекур утверждал, что на известного писателя работала целая литературная фабрика. «Поскребите работы Дюма и увидите под ними дикаря», – было написано в памфлете. Именно Мирекур ввел такое понятие как «литературный негр», намекая как на происхождение Дюма (некоторые его предки были чернокожими), так и на использование им чужого труда.
Дюма за бесценок скупал чужие произведения, наводил лоск и выдавал за свои работы. В числе «поденщиков» были совсем не бесталанные авторы.
Споры за авторство
Вслед за Мирекуром вокруг Дюма собралась целая толпа обвинителей, среди которых были и те самые «негры». С 1845 г. начинается самый плодотворный период писателя. Один за другим появляются самые известные его романы, среди которых приключения мушкетеров и жизненные перипетии Эдмона Дантеса особенно пришлись по душе как столичным, так и провинциальным читателям. Но именно эти литературные хиты стали яблоком раздора для Дюма и одного из самых талантливых его помощников Огюста Маке.
С начинающим драматургом Маке уже знаменитый Дюма познакомился в 1838 г. Маке принес Дюма свои пьесы, чтобы мэтр довел их до совершенства. Дюма славился тем, что умел «вытягивать» даже самый слабый сюжет. С этого времени началось плодотворное сотрудничество драматурга и писателя.
Несмотря на все последующие откровения и обвинения, Маке никак нельзя было назвать «рабом» Дюма. Писатель щедро платил своему помощнику (тот даже купил себе замок на эти деньги) и не возражал против того, чтобы на обложке указывалось двойное авторство.
Но в издательстве авторам советовали оставлять только фамилию Дюма, т.к. романы неизвестных писателей раскупались хуже. Маке даже оставил письменное свидетельство, что не претендует на авторство романов.
Возможно, у Огюста Маке взыграло самолюбие или захотелось больших доходов – «Три мушкетера» и «Граф Монте-Кристо», появившиеся в 1844 году, стали настоящими бестселлерами XIX века – но после выхода романов он перестал сотрудничать с Дюма, а позже предпринял несколько попыток доказать свое авторство.
Маке заявлял, что он первым нашел мемуары, легшие в основу романов, а Дюма лишь давал советы по стилистике и сюжету. Когда черновые варианты глав были готовы, Дюма вносил в них свои правки, переписывал собственной рукой и передавал в печать.
Другой автор
Так ли было на самом деле или нет, неизвестно. Косвенным подтверждением служат письма ученика и учителя друг другу, в которых оба обсуждают работу над произведениями. В некоторых письмах (они, кстати, почти полностью сохранились) Дюма торопит помощника с окончанием очередной главы.
Но по этим двум романам переписка была небольшой. Возможно, Дюма уже полностью доверял стилю Маке и не вмешивался в процесс. Однако это не может служить точным доказательством авторства Маке.
Тем более что сам Маке позже опубликовал под собственным именем последние главы «Трех мушкетеров» (в том числе свою версию смерти Миледи), но…они с треском провалились. Критики в один голос утверждали, что «стиль Дюма, который привносит в сюжет колорит и жизненность, – лучшее, что есть в его романах».
Огюст Маке пережил своего учителя на 18 лет. Он так и не смирился с тем, что его авторство не было признано. Он проиграл мэтру три суда, а после смерти учителя требовал «справедливой оплаты труда» у его сына. Денег, правда, он так и не получил.
Удивительно, но за 18 последних лет непризнанный «талант» так и не написал ни одного произведения, которое хотя бы немного могло сравниться с романами «Три мушкетера» или «Граф Монте-Кристо».