«Корабль дураков» – путь в никуда, изображённый Босхом

Искусство

Нидерландский художник Ерун Антонисон ван Акен, более известный как Иероним Босх, оставил немало работы искусствоведам – каждое из его творений является крайне своеобразным и весьма сложным в трактовке. Среди ярких и аллегорических произведений Босха стоит выделить «Корабль дураков» – картину, что приобрела особую известность.

Интересно, что именно это творение Босха вызывает наибольшее число споров среди ценителей искусства. Как мне кажется, в «Корабле дураков» каждый человек может заметить какие-то свои символы и образы, по-своему «прочитать» эту картину. Тем не менее, есть и общие аспекты, относительно которых мнения искусствоведов сходятся. Что же мы наблюдаем на «Корабле дураков»? Как создавалась эта картина? И какие загадки с помощью неё загадывает нам Босх?

Аллегории на картине Босха

Картина «Корабль дураков» стала одной из наиболее известных работ Иеронима Босха. Как мне кажется, секрет популярности этой работы кроется во множестве символов и смыслов, которые оставил для нас автор. Хочу заметить, что привычное нам название произведения было дано не автором, а представителями последующих поколений.

В целом, для мастеров Средневековья не было характерно давать названия картинам. Босх же их вовсе подписывал крайне редко. Кроме того, мы привыкли воспринимать «Корабль дураков» как совершенно самостоятельное произведение, что верно лишь отчасти. Однако эта работа была частью несохранившегося триптиха. Как полагают учёные, «Корабль дураков» располагался в верхней части. Нижнюю же составляющую триптиха представляла собой «Аллегория чревоугодия и сладострастия».

Автопортрет Босха, около 1550 год Местонахождение: Муниципальная библиотека, Аррас, Франция
Автопортрет Босха, около 1550 год
Местонахождение: Муниципальная библиотека, Аррас, Франция

Корабль дураков – аллегорический образ, который нередко встречается в литературе и чуть реже – в живописи. Он символизирует стремление к материальным ценностям, которое происходит в ущерб ценностям духовным.

Как полагают исследователи, при создании своей знаменитой работы Босх мог вдохновляться сатирической поэмой Себастьяна Бранта «Корабль дураков». В ней рассказывается, как судно с дураками на борту отчалило от берега и направилось к Стране Дураков.

Иероним Босх «Корабль дураков», 1495-1500 годы Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Иероним Босх «Корабль дураков», 1495-1500 годы
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Самой примечательной особенностью поэмы является разнообразие видов человеческой глупости. Это своего рода «энциклопедия», посвящённая всевозможным дуракам. То же самое можно сказать и о картине Босха. Мы не знаем наверняка, использовал ли художник в качестве основы одноимённое произведение, но, несомненно, он по-своему решил отразить глупость и бессмысленность путешествия своих персонажей.

Церковь на «Корабле дураков»

Если склоняться к традиционной трактовке, то корабль на картине Босха символизирует церковь. Это – та обитель, которая способна привести души христиан к небесной пристани, к духовному просветлению. Но что мы видим на «Корабле дураков»? Босх показал нам, что монах и две монахини беспутствуют вместе с другими глупцами, и это явно указывает на упадок нравов. Мастер словно бы обращается к зрителю и говорит:

“Не стоит верить лишь принадлежности человека к духовному роду деятельности. Даже священнослужитель или монах могут иметь пороки простых людей”.

Чем же занимаются дураки на своём корабле? Конечно, предаются бессмысленным занятиям. Прямо перед нами, по центру, монахиня играет на лютне. Монах ей подпевает. Как видно, оба не стесняются своего положения духовных наставников, а потому спокойно развлекаются в обществе мирян. Кроме того, возле их ртов можно заметить кусок хлеба. Не исключено, что монах раскрыл рот, чтобы схватить угощение, но оно вряд ли ему достанется – человек с поднятой рукой за ниточку дёргает хлеб, явно развлекаясь в своём глупом занятии.

На корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини
На корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини

Грехи и путь в никуда

«Корабль дураков» имеет немало символов, олицетворяющих смертные грехи. К примеру, воплощением сладострастия являются вишни, лежащие в тарелке, а также кувшин с вином, висящий за бортом. На мачте можно заметить привязанного запеченного гуся. К нему тянется один из пассажиров. Здесь уже подразумевается чревоугодие. Есть здесь и не слишком приятные моменты – к примеру, человек, который в приступе рвоты свесился за борт.

Несомненно, вы уже обратили внимание, что на изображённом Босхом корабле крайне необычная мачта. Она представлена деревом, усыпанным листвой. Что же это значит? С одной стороны, такой образ показывает нам абсурдность всего сооружения и отсутствие правильных идей. С другой же, это дерево может соотноситься с майским деревом. В старину его устанавливали весной, радуясь наступлению тепла. Вероятно, художник показывает нам, что на майских гуляниях часто и миряне, и представители церкви переходили моральные нормы и нарушали запреты.

И если в обыкновенном понимании корабль – это способ достигнуть рая и духовного просветления, то в случае с «Кораблём дураков» всё совершенно иначе. Его «капитаны» (представители церкви) ведут людей прямо в ад, поскольку и сами забыли о запретах и поисках истины. Примечательно, что главенствующая роль на судне отводится шуту. Именно он верховодит всеми. И здесь Босх тоже использует красноречивый символ – он изображает безумный мир, погружённый в хаос и стремящийся исключительно к развлечениям.

Главенствующая роль на судне отводится шуту. Но он как раз ведёт себя серьёзнее всех
Главенствующая роль на судне отводится шуту. Но он как раз ведёт себя серьёзнее всех

«Корабль дураков» – несомненно, одна из самых интересных и ярких картин Иеронима Босха. Каждый человек воспринимает её по-своему. Кому-то достаточно лишь бегло взглянуть на неё, а кто-то предпочитает внимательно рассматривать каждого из персонажей. Я рекомендую вам именно второй подход, ведь именно при нём могут открыться необыкновенные особенности этого творения.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий